Сергей Бусурин: «Быть мэром не надоело»

Глава Великого Новгорода о жизни губернской столицы и своих ощущениях в кресле градоначальника.

«Из области не видно»

Наш разговор с мэром Великого Новгорода Сергеем БУСУРИНЫМ начался не с моих вопросов, а с комментария главы города по бюджету – когда вошла в кабинет, он изучал таблицу, по-видимому, только что принесённую.

- Что такое бюджет Великого Новгорода? В основном, это упрощённая система налогообложения, налог на вменённый доход, арендная плата на землю и всё, что связано с налогом на доходы физических лиц. Это основные поступления, которые у нас есть, - пояснял Сергей Бусурин. - В этом году в бюджет города поступает 60% налога, который собирают по упрощённой системе налогообложения. Помните, когда Андрей Сергеевич стал губернатором, он предложил этот налог передавать в муниципалитеты. В 2017 году это процесс начали, в прошлом году в местные бюджеты поступило 50% налога от «упрощёнки», в этом году 60% и до 2022 года процент дойдёт до 100. Надо было отрегулировать этот налог, чтобы он не шёл в областной бюджет, а затем возвращался муниципалитетам. Когда это своё, местное, та же пекарня в районе, глава района видит, кто и как работает, что зарегистрировано 20 работников, а не один, из области этого не видно.

- И как для Новгорода выглядят эти поступления в абсолютном выражении?

- По «упрощёнке» у нас на этот год план по доходам составляет 441 млн. рублей, мы сейчас как раз выполняем план. По сравнению с прошлым годом мы получим дополнительно 44 млн. рублей. И мы планируем эти суммы в расходной части бюджета – это и образование, и социалка, и ремонты и т.д. Поэтому наша задача работать с малым и средним бизнесом.

И в Казани снегопады

- Сергей Владимирович, вы заявляли о том, что одной из своих основных задач считаете благоустройство города. Новгородцы хотят видеть город уютным и комфортным, за состояние которого было бы не стыдно перед гостями города. Очень много было недовольства зимой и весной, вполне обоснованного, когда улицы вовремя не убирались от снега, тротуары зарастали наледью, а весной город окутывали пыльные бури. Какие меры предпринимает администрация Великого Новгорода, чтобы в предстоящий сезон ситуацию поправить? Речь об уборке города.

- Да, в этом году была очень снежная зима. К сожалению, коммунальные службы на 100 процентов не справлялись с уборкой, но самое основное, чего мы достигли, - предотвратили транспортный коллапс, не было больших заторов на дорогах. Дороги к школам, больницам, поликлиникам, основные магистрали были почищены, автобусы ходили, никто их не толкал в массовом порядке.

Да, были сложности с уборкой тротуаров. Мы много с коллегами размышляли по этому вопросу. Тротуары нужно вовремя убирать, когда пошёл снег, чтобы он не прилип. Но залповый выпад снега убирать вручную очень сложно. Зарплата в «Спецавтохозяйстве» - чуть больше 10 тысяч рублей, а труд это каторжный, по себе знаю, если полчаса ломом поработаешь, руки уже отваливаются, то есть, восемь часов ты не отработаешь, как ни старайся.

Выход какой? Мы посмотрели существующий контракт и постарались включить тротуары в первую категорию дорог (все дороги делятся на несколько категорий: основные дороги и подъезды – убираются в течение 8 часов, вторая категория – в течение 24 часов, третья – в течение 48 часов). В этот перечень вошли основные тротуары – у парка Юности, в центре города, набережные.

Вопрос – в цене. Для уборки города по существующим нормативам необходимо более 400 млн. рублей. А у нас весь бюджет города – 2 млрд. рублей. Как мы можем четверть бюджета потратить на уборку города? Стоимость контракта на уборку города (12 месяцев, с июля по июнь) в прошлом году составляла всего 109 млн. рублей. Допустим, 400 млн. рублей - это средства избыточные, но порядка 200 млн. рублей на эти цели у города должны быть. Поэтому мы с правительством области договорились, что нам помогут деньгами на заключение нового контракта. Мы ожидаем, что на июльском заседании областной Думы решение о выделении городу дополнительных денег, в соответствии с нашей заявкой, будет принято.

Что мы ещё предусмотрели? Мы делим город на три части. Одну часть города мы будем убирать силами МКУ «Городское хозяйство», а две остальные будем выставлять на аукционы.

- Вы гарантируете, что ситуация с уборкой города заметно изменится в лучшую сторону?

- Мы к этой зиме подготовимся лучше, чем к прошлой. И дополнить бы хотел: я не согласен с тем, что уборка города – это прерогатива только администрации Великого Новгорода. Раньше был штаб по уборке города, куда входили руководители крупных предприятий, за каждым из которых была закреплена определённая территория. Законодательного права обязать предприятия убирать не свою территорию мы не можем. Это всё должно быть на добровольных началах.

Я был в Казани. Город в плане благоустройства и качества жизни, кажется, выше, даже чем наши столицы. В 2015 году у них была ситуация со снегопадами, аналогичная нашей. Фактически город остановился. У них такие же были подрядные организации, которые с ситуацией не справились. И там приняли решение отказаться от услуг коммерческих организаций и на следующий год организовали в каждом районе города свои МУПы, как мы сейчас пытаемся сделать в городе. При нестандартной ситуации мы сможем обратиться за помощью к нашим предприятиям – на «Акрон», на «Сплав», на «Контур», это гораздо проще - когда администрация города обращается к предприятиям, а не к коммерческой организации, которая не справляется с обязанностями по контракту. Здесь отношения немного другие всё-таки, согласитесь. Мы же выходили на субботники, все работали совершенно бесплатно. Это не панацея, но отдельный штришок отношения к городу.

В чьих руках коса?

- Шла к вам на интервью и на автобусной остановке услышала разговор двух энергичных женщин пожилого возраста, которые, мягко говоря, не лестно отзывались о мэрии: вот, мол, уже середина лета, травой всё заросло, городской вал не окошен, и остановки все в ужасном состоянии…

- Во всём, что происходит в городе, всегда считают виноватой мэрию, независимо от того, что полномочия поделены между разными структурами, есть собственность не только муниципальная, но и федеральная и областная. Когда мы говорим об уборке города, речь идёт не только об уборке муниципальных территорий, но это ещё и частный сектор, и областные учреждения, государственные, которые тоже обязаны убирать свою территорию. И мы не имеем права тратить на уборку этих территорий средства городского бюджета.

Что касается вала – это история федеральная. В прошлом году мы убирали эту территорию, потому что это была территория неразграниченного пользования, и, значит, это полномочия муниципалитета. В этом году территория вала – объекта культурного наследия - находится в оперативном управлении Росимущества. Мы не имеем права сейчас тратить деньги на окос вала. Это сразу будет нецелевое использование средств. Мы направили им письмо, что надо бы заключить договор с любой организацией и привести вал в порядок. Хотя жителям, конечно, всё равно, кто за это отвечает. Вот мне пишут люди по поводу уборки остановки автобуса №7, что у Юрьева монастыря. Наши остановки, которые мы убираем, - у «Водоканала» и «Витославлиц», а эта остановка – Новгородского района. А людям-то всё равно, чья она, но мы на неё деньги тратить не можем. Поэтому «Городское хозяйство» работает с районом «в ручном режиме», предлагая произвести уборку. Таких моментов, не очень понятных для новгородцев, много. 

- А городские остановки? Может быть, есть задача по приведению их в благопристойный вид?

- Городские остановки – это наша боль. Мы в марте приняли новый дизайн остановочных комплексов и предлагаем предпринимателям их выкупать. Сейчас около половины остановок выкуплено и используется в коммерческих целях. А другая половина в муниципальном управлении. Мы при заключении договоров на содержание и уборку дорог включаем в контракты и содержание остановок. Надо на это обращать более пристальное внимание. Будем этим заниматься.

Опасения санкций

- Дороги и социальные объекты заявлены в ваших приоритетах. Что удастся в этом плане сделать в нынешнем году, на какие средства?

- В этом году в рамках реализации федерального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в срок не позднее 15 октября 63 участка дорог (35,5 км) должны быть отремонтированы, в 2020 году – 47 участков (23 км), в 2021 – 52 участка дорог (25 км). Здесь новые требования к конструкции, к поребрикам, новое качество асфальта.

Таким образом приведём в нормативное состояние порядка 80% городских дорог и добьёмся снижения очагов аварийности в два раза. Сейчас в городе выявлен 21 такой очаг. Наша задача сейчас – установка дополнительных светофорных объектов, будем обсуждать постановление об уменьшении скорости автомобильного движения на особо тревожных участках в городе до 40 км/час, рассматриваем варианты установки искусственных неровностей, так называемых «лежачих полицейских».

Самое главное, что этот проект по дорогам долгосрочный, и контракты у нас заключаются на три года. Общий объём финансирования составляет из федерального бюджета – 405 млн. рублей, из областного бюджета – 47,3 млн. рублей.

- На заседании правительства области, которое состоялось в Великом Новгороде 19 июня, высказывались опасения, что город не успеет заключить контракты и может лишиться федеральных денег.

- На сегодняшний день по восьми лотам из девяти у нас заключены контракты. Да, девятый, на 11 участков дорог был аннулирован УФАС. Мы не стали оспаривать решение ведомства, чтобы не терять времени зря. Внесём те изменения, которые антимонопольное управление требует, планируем 3 июля заново объявить аукцион, к концу июля выйти на подписание. Думаю, подрядчик успеет выполнить работы. Да, санкции за неосвоение федеральных средств есть, это возврат денег. Но, надеемся, что у нас такого не случится. И пока предпосылок к этому нет.  

- Газоны не относятся к обустройству дорог? Ведь у города есть проблема с содержанием газонов…

- Есть перспектива, что проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» будет продолжаться, и в него будут включены и тротуары, и зелёные зоны вдоль дорог, но пока проект весь этот комплекс благоустройства не затрагивает.

- Частично мы уже затронули вопросы городского бюджета. Что город может себе позволить за счёт собственных доходов и какова роль областных и федеральных субсидий и дотаций, ведь, безусловно, вы рассчитываете на такую поддержку?

- Состояние городского бюджета такое, что не позволяет вести капитальное строительство за счёт своих средств. Поэтому строим на условиях софинансирования из федерального и областного бюджетов.

- Предписанные временные рамки освоения средств в конкретном году при условии федерального софинансирования удобны?

- Мы целиком зависим от подрядчика. Если говорить о строительстве детских садов, я как заказчик - если бы это были мои деньги и я не был ограничен в сроках их освоения - сейчас, может быть, разорвал бы контракт с подрядчиком. Потому что по некоторым работам они идут вперёд, по некоторым отстают, и мы пытаемся их всяческими методами подгонять, и эта работа ведётся постоянно. Если вдруг мы окажемся в ситуации расторжения контракта, с заключением нового мы уйдём в зиму и физически не сможем достроить объект, а значит,  последуют санкции - деньги вернутся в федеральный бюджет.

Расшивка узких мест

- Складывается ощущение, что ситуацию в городе вы изучили, достаточно легко оперируете цифрами, фактами…

- У меня бюджет управления, когда я работал на «Акроне», живыми деньгами был порядка 500 млн. рублей. Это аналогичное распределение – зарплата, ремонты, долгосрочное планирование. Здесь просто больше масштаб. И бюджет немного другой в плане доходной части. Конечно, ещё много нюансов, в которые необходимо погружаться. Например, проблема с местами захоронения. На Ермолинском кладбище заканчиваются «карты», которые были подготовлены до ноября. В своё время был сделан проект расширения. На его реализацию (планировка, благоустройство, водоотведение, освещение, остановочный комплекс и т.д.) необходимо 450 млн. рублей. Участок разбит на шесть «карт». На реализацию первой «карты» нужно 120 млн. рублей. Таких денег у нас нет. Этим вопросом сейчас занимаемся.

Это проблема из числа принципиальных. По первому образованию я химик. В технологических определениях есть такое понятие - «лимитирующая стадия». То есть для того, чтобы двигаться дальше, узкое место надо расшивать. И для администрации города самое главное – узкие места своевременно находить и устранять. Хорошо, что принципиальное решение было принято по Колмовскому мосту. Он не находится в состоянии, что прямо на следующий год развалится. Но ещё пару-тройку лет с такой эксплуатацией, с учётом того, что там были нарушены швы и есть опасность разрушения перекрытий, - мост пришлось бы не просто ремонтировать, а реконструировать, переправы бы не было. Мы «погрузили» правительство области в эту проблему, к ней очень серьёзно отнёсся губернатор, и найдено решение на федеральном уровне. Капитальный ремонт моста обойдётся в 323,6 млн. рублей, это средства федерального бюджета.

Сейчас занимаемся ещё двумя переправами - в районе Сыркова и около «Деки». Надо заказывать проектно-сметную документацию.

Далее – энергосервисный договор. Суть его в следующем. Есть возможность поменять уличное освещение в Великом Новгороде. Современные лампы дадут экономию средств. Мы сейчас платим порядка 58 млн. рублей в год за электричество и содержание сетей уличного освещения. Заключая договор с электросервисной организацией, мы будем платить те же деньги каждый год в течение семи лет, но у нас уже через год будет новое освещение – яркое, качественное. Затраты будут компенсироваться за счёт экономии, полученной в результате работ по повышению энергетической эффективности сетей.

- Вы начали говорить о социальных объектах…

- Сейчас мы строим в рамках национального проекта «Демография» три детских сада в трёх микрорайонах города – Деревяницком, Псковском, Северном. Общая стоимость - 546 млн. рублей. Финансирование - из федерального и областного бюджетов.

Кстати, на следующий год планируем строить ещё три детских садика, по 140 мест, тоже в новых микрорайонах. Также в семи детских садах планируем дополнительно открыть группы детей ясельного возраста, до трёх лет.

Рядом с Ледовым дворцом строится ледовая прокаточная арена без трибун. В этом году ремонтируем школы. Порядка 30 млн. рублей выделено на первый этап капитального ремонта гимназии «Исток», в следующем году нужно будет ещё изыскивать средства.

В этом году на средства дорожного фонда отремонтируем тротуар на улице Панкратова – стоимость контракта 1,2 млн. рублей. На улице Кочетова у детской поликлиники №2 строим парковку с финансированием 5,9 млн. рублей. На ремонт линии наружного освещения автодороги на улице Попова выделено 888 тыс. рублей.

В 2020 году будем строить ФОК на улице Вересова за вновь строящимся детским садом. Сейчас проект привязки проходит экспертизу.

Зачистка города

- Пару лет назад мы своими публикациями застыдили мэрию, и были приняты меры по сносу угрожающей двухэтажной развалины во дворе дома на улице Каберова-Власьевской, 17, расположенной буквально в сотне метров от мэрии. Вас не может не волновать облик города, который портят разрушающиеся, плохо содержащиеся здания и недострои. Есть ли у вас планы по воздействию на собственников и «очистке» города от развалин? Отдельно прокомментируйте судьбу здания бывшей бани на улице Великой.

- У нас разработана программа по недостроям, в неё включено 14 объектов. На слуху такие объекты, как здание «Волны», баня на улице Великой и центр «Тойота» на улице Державина. Мы стали активно штрафовать собственников (ещё когда я был депутатом областной Думы, были приняты поправки в закон об административных правонарушениях, введены критерии ответственности за угрозу жизни и здоровью населения). И это приносит свои результаты. По «Волне» также активно включилась прокуратура. И собственник снёс здание. По бане на Великой общая сумма штрафов составила порядка 700 тыс. рублей, собственник штрафы заплатил, продал здание. Новый владелец потратил практически миллион рублей на прикрытие фасада, сделал освещение по периметру, установил камеры наблюдения, вывел на пульт охраны. Перспектива у него – искать инвестора, который сможет там что-то организовать.

В автоцентре на Державина заканчивается срок разрешения на строительство. Поэтому будем принимать меры, соответствующие процедуры существуют, речь идёт о том, чтобы постройка была разобрана. Сразу, конечно, всю махину по недостроям не раскрутить. К сожалению, наши методы воздействия ограничиваются защищённым законом правом собственности.

Дизайн-код для губернской столицы

- Город намерен привлекать туристов. Что делается для улучшения туристской инфраструктуры и оборудования мест для отдыха – и горожан, и приезжих путешественников? В дополнение хотелось бы узнать о перспективах реализации идеи «Пешеходная Ильина улица» на Торговой стороне – которая позволит продолжить туристическую зону, начинающуюся от Новгородского кремля и создать единое общественное пространство?

- Если смотреть на карту города, то у нас есть привлекательный маршрут по исторической части – от вокзала по Воскресенскому бульвару, к кремлю и дальше через пешеходный мост, через Ярославово дворище к очень красивой церкви Спаса на Ильине. У нас подготовлен проект по Ильине улице, ориентировочная стоимость 160 млн. рублей, проект находится на государственной экспертизе. Он предусматривает частичное использование улицы как пешеходной. То есть, справа она будет пешеходной, а со стороны гимназии проезжей.  Пешеходное пространство расширится за счёт дорожной части.

В этом году у нас есть гипотетическая возможность преобразовать Воскресенский бульвар, и думаю, мы её реализуем. В Новгороде в сентябре пройдёт форум «Среда для жизни». Его в четвёртый раз проводит ДОМ.РФ при поддержке правительства РФ и Минстроя. На форум приглашаются эксперты, девелоперы, застройщики, архитекторы, проектировщики для обмена опытом по формированию комфортной городской среды.

Обычно в качестве хороших практик организаторы предлагают благоустроить какую-то часть городской территории, придумать дизайн-код для улицы. Это определённые формы указателей, уличной мебели - скамеек, урн, а также остановок, цветовое решение и т.д. Мы попросили, чтобы обратили внимание на Воскресенский бульвар, нашли для него дизайн-код. И ещё хотим попросить сделать проект подсветки пешеходного моста через Волхов.

- За счёт каких средств будет реализован проект и в какие сроки?

- Мы надеемся, что к форуму Воскресенский бульвар может предстать в новом виде. По поводу финансирования - иногда расходы берут на себя организаторы, или привлекаются средства инвесторов, предпринимателей, сейчас у нас эти вопросы в работе. 

- Что ещё в городе осуществится для туристической привлекательности?

- За счёт средств городского, областного и федерального бюджетов начнётся строительство Софийской набережной, на это предусмотрено 626 млн. рублей. Нам нужно увеличивать количество мест размещения туристов, гостиниц не хватает. Сейчас, в сезон, всё забито. Наша задача – привлекать гостей в межсезонье, проводить культурные, образовательные, спортивные, другие интересные мероприятия.

Будем принимать участие в развитии Рюрикова городища. Там установлен причал, к которому до осени смогут причаливать прогулочные корабли с туристами. В июне на Городище поменяли сгнившие мостки, в перспективе хотим сделать дорожки более прочными, из полубрёвен. Хотим установить там точку питания, она будет временной, на летний период.

- А что с подъездом к Городищенскому холму, где существующая технологическая дорога из плиток известняка приходит в негодность?

- Дорога не в нашей сфере управления, она относится к Новгородскому району, расходовать средства на эти цели мы не имеем права.

Реновация – за коммерсантами

- Обсуждается ли в администрации Великого Новгорода вопрос о реновации жилищного фонда, учитывая, что Государственная Дума в первом чтении рассмотрела законопроект о распространении программы реновации на регионы? О каком жилье, в каких районах города можно говорить в этом аспекте?

- В Новгороде есть старый жилищный фонд, особенно в Западном районе. На его первых улицах - Химиков, Менделеева - «хрущёвкам» уже за 50 лет. Эта история – реновации – в настоящий момент может быть только коммерческой, а не муниципальной. Если коммерсантам не выгодно, никто реновацию не будет проводить. За счёт своих средств мы это не можем сделать.

Вот мы говорили по поводу «узких» мест. Взять, например, Шабровку. Разговаривал с коллегами и даже поднимал историю давнишних переговоров с нашими местными строительными компаниями и иногородними: вроде берутся, но подсчитают экономику – не бьётся. Стоимость жилья не позволяет окупить все затраты, связанные с расселением людей, с ожидаемыми рисками. Кто-то не захочет покидать своё жильё. Человека можно по закону заставить, но это дополнительный очаг напряжённости. Вот пример «реновации» в Новгороде – улица Хутынская, напротив автобусного парка. Там малоэтажное жильё. Начали строить многоквартирные дома. Кто-то продал свои земельные участки, кто-то не продал. В итоге мы пришли к смешанной застройке.

- Вопрос по городскому хозяйству. Что сейчас происходит с банно-прачечным комбинатом? И, наверно, новгородцам интересно было бы узнать, какие ещё предприятия остаются в муниципальной собственности и какова их судьба?

- В течение нескольких лет количество посещающих банно-прачечный комбинат уменьшилось в два раза. У людей поменялись приоритеты – у всех ванны, душевые кабины, на дачи выезжают, сауны. Выручка упала. Кроме подержания банно-прачечного комплекса со стороны бюджета других вариантов нет. Мы этим занимаемся, наша задача – чтобы он работал, чтобы покрывались хотя бы текущие затраты. Чтобы ресурсоснабжающие организации не перекрыли воду, не отключили электричество, газ. Ликвидируем сейчас ООО «Луч», по которому заведены уголовные дела, по версии следствия, выводились деньги из комбината. Работает ликвидационная комиссия, мы продаём здание, имущество, покрываем долги, которые накопились за последние два года. В мае депутаты городской Думы согласились выделить комбинату 2,5 млн. рублей, потому что налоговая служба почти заблокировала счета комбината за долги по налогам.

Другие муниципальные предприятия – «Водоканал», «Аварийно-диспетчерская служба», «Городское хозяйство», «Ритус» - работают в штатном режиме, не планируем никому их отдавать.

«Никакого комплекса нет»

- Ещё один вопрос, он больше эмоционального порядка. Может быть, я ошибаюсь, но думаю, что вас не может не волновать вопрос, скажем так, некоторого дефицита доверия от населения Великого Новгорода – потому что вы возглавили город не в результате прямых всеобщих выборов. Что вы думаете по этому поводу, как собираетесь строить активный диалог с населением, ведь от этого зависит и прямое участие горожан – в виде идей, поддержки, материальных вложений – в проектах и мероприятиях, которые намерены осуществлять городские власти?

- Судя по объёму обращений, встреч - какого-то дефицита доверия или отторжения я не вижу. В любом случае, будь то выбранный прямым волеизъявлением, или через комиссию депутатами, всё равно человек рассматривается по своим делам, другого варианта нет. Среди предыдущих руководителей города только А.В. Корсунов, Н.И.Гражданкин и Ю.И. Бобрышев были выбранными, а все остальные – назначенными, в советское время – партийными органами. Но их вспоминают по-доброму, по их делам.

Помните, как в фильме: «Говорят, царь - ненастоящий»? Нет, у меня абсолютно никакого комплекса нет. Факт: существует в настоящее время такая выборная система. Город её принял. В нашем регионе, в соседних областях посчитали, что она более целесообразная. И я не думаю, что сейчас эта система требует изменения.

Я стараюсь планировать больше встреч с населением, с предпринимателями. У меня прошли встречи во всех мини-мэриях. После каникул пойдём по второму кругу и будем смотреть, что удалось сделать, в основном в рамках благоустройства территорий. На предприятия стараюсь каждую неделю выезжать.

- Более масштабных по аудитории встреч не планируете?

- Может быть, осенью, когда у нас уже будут благоустроены 53 дворовые территории, отремонтированы дороги, по общественным территориям завершатся работы, это парки Юности, Луговой, 30-летия Октября, Веряжский сквер, сквер Водников, я бы с удовольствием встретился с большими коллективами, чтобы рассказать о проделанной работе, а сейчас всё-таки пока точечно выезжаю.

- Что можете назвать самым эмоционально позитивным за время вашего пребывания в должности мэра?

- Каждый день бывает что-то позитивное и негативное. В целом позитивное то, что есть поддержка правительства области, понимание того, что Великий Новгород, столица региона, должна быть драйвером развития, и для решения задач необходимы усилия не только городской администрации, но и правительства области. В этом плане самое хорошее событие – подписание соглашения о финансовой стабилизации, где, с одной стороны, есть обязательства области по поддержке участия города в структурных федеральных проектах, с другой стороны, наши обязательства проводить грамотную экономическую политику.

Если говорить об общении с людьми - не часто, но ко мне на мероприятиях подходят, желают удачи, успехов, или пишут хорошие отзывы ВКонтакте - это приятно, когда тебя поддерживают.

- А из негативных моментов что бы отметили?

- Наверно, огорчение в ситуации с «пыльными бурями», о которых мы говорили. Реакция населения – и вопрос, что делать? Мне на полном серьёзе говорили, что надо ограничивать скорость движения транспорта в городе – есть разница между 80 и 40 км/час. Всю зиму мы усердно посыпали наледи – куда от пыли денешься? Будем больше делать упор на солевую подсыпку, но от песка всё-таки никуда не уйти, об этом говорит и пример Казани, о котором я упоминал. Гравий и крошка – не лучший вариант, большие фракции застревают в протекторах обуви, и это совсем другие технологии уборки и отвода ливневых вод.

- И последний вопрос – аналогичный тому, который задали Владимиру Владимировичу Путину на «прямой линии». Вам не надоело быть мэром?

- Нет, не надоело, - улыбаясь, ответил Сергей Бусурин.

Наталья МЕЛКОВА

Фото автора

Поделиться: