«Сделать большего не могу»

Лучших всегда меньшинство.

В 1929 году немецкий писатель Томас Манн получил Нобелевскую премию по литературе. Через четыре года он был выдавлен силою обстоятельств из родной Германии, превращавшейся в Тысячелетний Рейх. 

Власти уговаривали его вернуться, а когда не удалось – лишили гражданства, и он получил чехословацкий паспорт. Кто же знал, что Чехословакии остаётся существовать недолго…

Язык не давал ему совершенно порвать с родиной – даже тогда, когда она объявила его врагом. С 1941 по 1945 год он обращался на этом языке к соотечественникам на волнах Би-Би-Си. В эфир вышло 55 таких программ. Положим, не многие из немцев имели возможность слушать английское радио. Но, надо думать, те, кто очень хотел – кто не смирился с главенством нацизма – возможность такую находили. И могли пересказать содержание речей Манна тем, кому стоило довериться.

Хотим познакомить вас с первым из обращений Томаса Манна к соотечественникам. Оно прозвучало в марте 1941-го.

ДОКУМЕНТ:

«…Слышали ли вы, что так называемый билль о ленд-лизе, закон, позволяющий оказывать всестороннюю помощь Англии, одобрен в сенате США подавляющим большинством голосов? Не сомневайтесь в этом, как не сомневаются ваши тираны, отлично знающие, что их дни сочтены, а их единственная надежда - подчинить Англию до того, как англосаксонский мир полностью разовьёт свои оборонительные и наступательные мощности! Даже сейчас вы воюете не просто с Британской империей, но на самом деле и с Америкой, и не приходится говорить вам, что день ото дня ваша ситуация становится всё более угнетающей и невыносимой; вы и сами это чувствуете.

Что будет с вами? Если вы проиграете, мстительность всего мира обрушится на вас за всё, что вы причинили людям и народам. Если вы победите, если Англия падёт и даже если вы выиграете войну континентов и завоюете Запад и Восток - неужели хоть один из вас верит, что это будет прочная победа, такая, которая создаст порядок и будет выносимой для вас и других - победа, после которой можно жить?

Может ли народ быть судебным приставом среди других народов, с полицейскими армиями по всему порабощённому земному шару, пока все народы заняты рабским трудом на расу господ? Нравственно возможно ли это для какого бы то ни было народа и особенно для вас, немцы?

Ваши лидеры осуждают сопротивление Англии и ту помощь, которую она получает от Америки, как «затягивание войны». Они требуют «мира». Те, с кого каплет кровь их собственного и других народов, смеют произносить это слово. Под «миром» они понимают порабощение, легализацию их преступлений и признание человечески непереносимого. Но это невозможно.

Об истории и человечестве можно думать сколь угодно низменно и скептически, но поверить в то, что весь мир признает окончательную победу зла и потерпит своё превращение в камеру гестапо, во всеобщий концентрационный лагерь, где вы, немцы, будете охранниками, - этого не сможет и величайший скептик.

С Гитлером не будет мира, потому что он глубинно неспособен к миру и само это слово в его устах - не более чем грязная патологическая ложь, как и всякое слово, когда-либо произнесённое им.

До тех пор, пока Гитлер и его режим поджигателей остаётся у власти, вы, немцы, не будете иметь мира никогда, ни при каких обстоятельствах. Всегда, как и сейчас, вам надо будет идти вперёд и вперёд среди презренных дел насилия, совершаемых пусть лишь ради предотвращения мести, для того, чтобы колоссальная и всё возрастающая ненависть народов не поглотила вас.

Предупредить вас, немцы, означает укрепить вас в ваших собственных мрачных предчувствиях. Сделать большего я не могу».

КОММЕНТАРИЙ:

Любопытна эволюция взглядов Т. Манна. Изначально он слыл консерватором, поддерживал Германию в Первой мировой, клеймил пацифистов, отвергал любые общественные реформы в империи и даже рассорился с братом Генрихом – другим выдающимся немецким писателем, стоявшим против войны и за демократию. И всё же Томас сделал единственно верные выводы, на которые могла натолкнуть гуманиста всемирная бойня. Примирился с братом, а потом и призывал к созданию единого антифашистского фронта.

Людям вообще свойственно меняться. Всё дело в том – в какую сторону они согласны меняться, в чём они способны рассмотреть признаки добра, которому надо помочь в победе.

Нобелевский лауреат, между прочим, не демонстрировал какой-то нечеловеческой, гением нашёптанной проницательности. Он говорил то, что должен понимать всякий нормальный человек. Например, что виноват не тот, кто отказывается покориться агрессору, а агрессор. Что мечта о том, чтобы противник «попался бы мне пьяный и связанный», то есть бессильный и безоружный, характерна разве что для гопника, а в цивилизованном мире всё будет иначе: цивилизации свойственно защищать себя и свои ценности всюду, где на них посягают...

Насовсем в Германию Манн не вернулся уже никогда – даже после Второй мировой войны. Но часто приезжал туда, где говорят на его родном языке. Всё равно его взгляды помогли становлению новой, демократической ФРГ.

В немецком городе Любеке есть Музей Ганзы, где значительная часть экспозиции посвящена Новгороду. На музейных стендах даже надписи дублированы на русском языке (не думаю, что теперь, когда ганзейцы приостановили членство российских городов в своей организации, немцы эти надписи замазали). Так что Любек – традиционная столица Ганзейского союза – нам не чужой.

Но есть в Любеке и «Центр Генриха и Томаса Маннов»: музей, сопряжённый с библиотекой. Город, где они родились и выросли, гордится земляками. Пророчества Томаса как нигде хорошо звучат в Любеке, которым правят социал-демократы. Всё сбылось, о чём говорил человек, которого объявляли «предателем» те, кто сам предательски довёл свою страну до чудовищного, хотя и заслуженного крушения.

И вот о чём приходится задуматься сегодня…

Немалое число зарубежных «звёзд», популярных в России, неприязненно отзываются о действиях нашей страны. Немало и российских деятелей культуры покинули сегодня Родину. В спину им понеслись проклятья. Их объявляют «иноагентами» и «предателями». Объявляет понятно кто – но почему столь многие в это поверили?

Смотрите, что получается. Ещё вчера вы уважали этих людей, а те из вас, что послабее духом, может быть, и поклонялись кому-то из них как кумирам. Как минимум, они радовали вас своим творчеством. И вдруг что-то переменилось. Что?

Почему вы решили, что правы вы, а не они?

Вы сами до этого додумались – или вам так сказали?

Отчего ваша любовь трансформировалась в ненависть?

Не самый яркий пример, но всё же. Популярность Андрея Макаревича была высока. Я никогда не был ярым поклонником «Машины времени», мне больше нравилось то, что делал главный «машинист» позже, но, тем не менее, «Машина» уже после пика своей популярности, на юбилейных концертах, собирала многотысячную аудиторию. Вы платили немалые деньги, чтобы дружно петь вместе с Макаревичем его хиты.

Всё перевернулось – вдруг - после февраля. Перевернулось круче, чем тогда, когда «Макар» поддержал уличные протесты демократически настроенной общественности.

2 сентября Минюст внёс музыканта в список физических лиц – иноагентов. Значимы сами мотивы травли недавнего кумира.

Вот как формулируются эти мотивы в документах силовиков (центра «Э», специализирующегося на противодействии экстремизму): «большая часть публикуемых Макаревичем А.В. материалов непосредственно связана с тематикой специальной военной операции по денацификации и демилитаризации Украины, в которых указанное лицо систематически распространяет негативные мнения о принимаемых органами государственной власти РФ и их представителями решениях…».

На основании этих документов суд, куда Макаревич обратился за снятием с него клейма, поставленного Минюстом, иск отклонил и в решении записал нечто, что, по-моему, требует выделения жирным шрифтом: «Комплексный анализ материалов, распространяемых Макаревичем А.В., позволяет сделать вывод о намеренном воздействии указанного лица на аудиторию с целью пропаганды девиантной модели поведения, не соответствующей государственной политике Российской Федерации».

Это очень, очень важная формулировка. Она означает, что всякое несогласие с «государственной политикой Российской Федерации» есть проявление «девиантного поведения».

Не нравится государственная политика в области пенсионного обеспечения? Это у вас «девиантное поведение», батенька. Не нравится политика в области образования или здравоохранения? Это у вас «девиантное поведение», матушка. Лечить вас надо.

Раньше «девиантным поведением» считалось, например, хулиганство. Или антиобщественные выходки, чреватые физическим и материальным ущербом окружающим. Но не инакомыслие же!

Хотя нет. В СССР, помнится, «хулиганом» нарекли диссидента Буковского. Что породило известную частушку: «Обменяли хулигана на Луиса Корвалана» (старшее поколение должно помнить, кто был этот Корвалан)… И что - опять?

Но вопрос напрашивается не к центру «Э» (какие к нему могут быть вопросы?!) и даже не к отечественной Фемиде. Вопрос – к обществу. Почему следует думать, что «девиация», сиречь отклонение – это позиция пацифиста Макаревича, а не позиция милитаристов и тех, кто без раздумий их поддерживает?

Между прочим, от служителей Фемиды ожидаешь не только непредвзятости, но и подкованности в вопросах психиатрии и социологии. Жаль, если они не читали специальную литературу. А в ней – вот сюрприз! – прямо указывается, что «девиантное поведение может быть как негативным, так и позитивным»*.

* Гилинский Я. И. Социология девиантного поведения и социального контроля //Мир России. Социология. Этнология. – 1997.

То есть «отклоняться» ведь можно и в сторону от зла – на сторону добра…

Ну, и кто тут тогда «хулиган»?

Может, те, кто под роликами со старыми добрыми хитами музыканта в Интернете пишет теперь всякие гнусности?

Когда-то Максим Горький строго вопросил: «С кем вы, мастера культуры?». Эта его статья 1932 года нанесла немало вреда (внутри страны), но и принесла немало пользы (вне СССР). Во всяком случае, Томас Манн, как видите, Горькому отвечал делом.

Теперь на повестке дня стоит ещё более сложный и важный вопрос: а вы-то с кем, потребители культуры? («Потребители» - звучит грубовато, но Горький видел в нас с вами, «не-мастерах», ещё и «чернорабочую силу культуры», что как бы приятнее). Так вот, на какой стороне оказались в 2022 году вы? И пристало ли «мастерам» оставаться с вами рядом - вопреки их собственной совести?

Сергей БРУТМАН

Фото автора.

В заголовке: портрет Томаса Манна в ратуше Любека

Поделиться: