Рюриков Голливуд

На несколько дней новгородские достопримечательности вновь превратились в декорации для киносъёмок. Святая София, Кремль и Рюриково городище стали одними из героев новой документальной игровой ленты «Рюриковичи», которую готовит московская компания Star Media по заказу «Первого канала».

В сентябре в нашем городе состоялся второй этап съёмок. На улицах города новгородцы и гости города могли встретить княгиню Ольгу, Владимира Мономаха и князя Игоря. За исторические победы и поражения горожане с представителей некогда правящей династии предпочитали не спрашивать. Новгородцы по-простому просили селфи.

Понаехали тут со своими иконами!

Полдень, Новгородский кремль, Софийский собор. Двери храма отворяются, выходят два седобородых старца с Владимирской иконой в руках. Несут медленно, перед ними - несколько камер. На происходящее подозрительно взирают прохожие. Режиссёр командует; «Снято!». Тут же «зеваки» резко превращаются в экспертов и консультантов.

- У вас же икона не та, - негодуют прохожие. – А ещё кино  историческое снимаете...

Этот пассаж не дошёл до режиссёрских ушей – но, потом, поверьте, дойдёт. А пока исполнитель одной из главных ролей Денис Беспалый ведёт философскую беседу об истории на фоне собора.

- У меня роль Владимира Мономаха, - рассказывает Беспалый, из-за грима очень похожий на бывалого дауншифтера. – К роли готовился основательно – поднимал документы, консультировался с историками. Так я пытался понять, пытался прикоснуться к этой великой исторической личности. Мономах очень близок мне по духу. Я думаю, что он близок любому русскому человеку. Простите за такие глобальные слова. А кто у нас из исторических личностей оставил такое количество святости, праведности и нравственности?

За спиной Дениса солнечные лучи липнут к куполам Святой Софии. 

- С таким антуражем, конечно, никакой хромакей* не сравнится, - рассказывает актёр. – Ведь эти стены видели людей, о которых мы снимаем. Это, безусловно, приятнее, чем кривляться на фоне зелёной тряпки, на которой потом что-то там нарисуют. Мы и приезжаем в Новгород, потому что здесь воздух той поры и люди - духовно ближе к той эпохе.

*Хромакей  - технология совмещения изображений или кадров в одной композиции, используемая на телевидении и в современной цифровой технологии кинопроизводства. С помощью хромакея можно «удалить» фон и «подложить» другое изображение.

Профессия заставляет Беспалого регулярно менять образы и, соответственно, исторические эпохи. Он успел засветиться и на, прости господи, НТВ в различных сериалах, и отметился ролями в исторических документальных лентах о Романовых и Крещении Руси.

- Моя сегодняшняя роль – это просто подарок судьбы, - говорит актёр. – Где же ещё можно попробовать облачаться в исторические одеяния, кататься на лошадях, тонуть, гореть... Сейчас вообще кино стало очень поверхностным, потому что его надо делать быстро – на многое не хватает ни времени, ни сил. В «Рюриковичах» нам всё-таки удаётся за что-то зацепиться – поиграть и актёру, и режиссёру. 

"Рюриковичи"

Перерыв окончен. «Тишина на площадке. Мотор».

Новгород в роли... Константинополя

К берегу Рюрикова городища неспешно подплывает небольшая лодка. Внутри – одетые в латы и грубую ткань мужики, которые очень хотят походить на средневековых. Взгляд устремлён вдаль и помыслы, должно быть, чисты. Но тут с берега на лодку врывается горящий человек, накидывается на одного из воинов. Они падают в воду.

"Рюриковичи"

На всё это с берега смотрят больше двадцати человек. После оглушительного падения они начинают громко и продолжительно аплодировать.

- Всё хорошо, спасибо, отличная работа, - жмёт каскадёрам руки режиссёр «Рюриковичей» Максим Беспалый, в творческом портфолио которого такие документальные фильмы как «Романовы», «Крещение Руси», фильмы о Лермонтове и декабристах.

Беспалый разворачивается и уходит о чём-то шептаться с оператором. Беспалый, как и положено режиссёру, ходит в большой и модной кепке. Сейчас на берегу Волхова, рядом с камнем, где якобы когда-то обитал Рюрик, снимают прибытие древних русских в Константинополь. Сцена, безусловно, ответственная. Поэтому на разговор о вечном у Беспалого - буквально пара минут.

- С «Рюриковичами» у нас не столько художественная, сколько просветительская задача, - рассказывает режиссёр. - От нас ждут какого-то анализа и развёрнутой исторической справки. Но мы работаем не для этого. Мы снимаем фильм в достаточно новом для России жанре – докудраме. И наша цель – не столько рассказать историю во всех подробностях, сколько дать импульс зрителю, вызвать у него интерес к собственной истории. Чтобы человек полез читать об этих событиях. А однозначно говорить о нашей истории нельзя. Я даже заметил, что чем серьёзнее специалист, тем менее однозначные у него оценки – у него всё сложнее и противоречивее. Поэтому мы хотим показать не просто цифры и даты, мы хотим показать живых людей.

"Рюриковичи"

В руке у Беспалого шипит рация - «Дубль сняли».

- Вот видите, там люди дубли снимают, пока режиссёр языком чешет, - ухмыляется Максим. – Я вот считаю, что наша история по накалу страстей превосходит лучшие образцы исторических сериалов. Никакому сценаристу иногда в голову не придёт сплести так сюжет и поставить героев в такие драматические и трагические обстоятельства.  

На Рюриковом городище с Беспалого уже несколько минут пытается сорвать кепку сильнейший ветер. Пока безуспешно.

- Здесь я почувствовал, что именно на этом месте зарождалось наше государство, - удерживает кепку режиссёр. - Мне нужно время, чтобы это осознать, но интуитивно я это ощущаю. Знаете, есть такое понятие как «точка сборки». И Новгород до сих пор как-то аккумулирует в себе эту энергию, которой пропитана вся эта земля. Здесь ни на секунду не возникает ощущения провинциальности. В городах с иногда гораздо большим населением чувствуется провинциальность мышления. А у новгородцев столичное мировоззрение – у таксиста, продавщицы и губернатора. Я это чувствую, когда общаюсь с людьми.

К съёмкам «Рюриковичей» начали готовиться уже в январе. К работе над сценарием удалось привлечь целую дюжину исторических экспертов. Например, петербургского историка Клима Жукова, который отвечал в сценарии за предметы и прочие бытовые детали русского средневековья.

"Рюриковичи"

- Он знает, в какое седло мог сесть князь в таком-то бою, а в какое – нет, - объясняет Максим Беспалый. – Вообще, историческое сообщество нам очень помогло, хоть они там и спорят между собой, но это нормально. Когда рассказываешь историю семисотлетней давности, то всегда минимум три мнения возникает. Хочу ещё отдельно сказать спасибо вашему новгородскому историку Виктору Смирнову. Его богатые знания об истории древнего Новгорода очень нам помогли.

- А в чём опасность работы на историческую тематику?

- Сейчас у нас огромный объём информации. Можно в смартфон забить вопрос и через секунду получить на него ответ. Но люди, к сожалению, не разбираются в достоверности источников. Я в этом недавно убедился – у нас так много людей «сведущих» и «компетентных». Кто-то что-то в газете прочитал – и всё, эксперт. Потом такие подходят к нам на площадку и дают свои «ценные» советы, потому что у них - «всё не так было». Но я-то консультировался с профессиональными историками, а тот человек – с газетой.

На вопрос о мифах Беспалый отвечает категорично – «В нашем фильме конспирологии никакой не будет».

- Я таких небылиц наслушался, пока готовился к съёмкам! Был ли Рюрик, не был, а потом вообще оказывается, что он инопланетянином был... Наш фильм – это базовый курс средневековой истории России, который будет сложно оспаривать.

Одну из главных ролей в «Рюриковичах», по словам режиссёра, будет играть не кто иной, как сам Великий Новгород.

- Мы все просто влюбились в этот город, и большая часть съёмок будет проходить здесь. Кроме себя самого, ваш город сыграет ещё Киев, Москву и даже местами Константинополь. На прекрасной натуре в Коростыни мы сняли монголо-татар в степи. Посмотрите фильм, не за что не поймёте, что это снято на Новгородчине.

Особенно Максима Беспалого впечатлили съёмки в новгородских храмах.

- Эти неровные стены, разрушенные фрески – такого больше точно нигде не найдёшь. Я, конечно, не любитель мистики и метафизики, но знаю, что есть энергия места. Там ставишь камеру, ставишь артистов – и возникает какая-то магия. Спас на Нередице - один из таких объектов: кажется, что воздух там можно руками потрогать. Там чувствуется связь с прошлым.

- Прошлое – это, безусловно, хорошо. А как в нашей документалистике отображается настоящее? И отображается ли вообще?

- Конечно – её много. Авторская, жёсткая, какую хотите.

- Но ведь она вся не на федеральных каналах. Там только исторические документалки крутят сейчас.

- А там жёсткой документалистики и не может быть. Ведь федеральный канал – это огромная аудитория. И для того, чтобы там рассказать о возникновении Новгородской республики, мы должны конкурировать с передачами Андрея Малахова. Это не значит, что мы должны опускаться на обывательский уровень, но должны рассказывать популярно и увлекательно. Это, если хотите,  дань за возможность общаться с такой огромной аудиторией.

- А почему современная документалистика никак не дойдёт до массового зрителя?

- Потому что массовый зритель не очень этого хочет. Великого Андрея Тарковского тоже смотрел не массовый зритель – он смотрел Гайдая. И если спрос есть, то кино найдёт своего ценителя. То, что фильм остросоциальный, ещё не значит, что он хороший. Что касается настоящего - чтобы его понять и попробовать заглянуть в будущее, нужно попытаться узнать прошлое. Это очень много нам расскажет о нас самих. Поможет понять.

- Понять что?

- Мотив людей, которые, например, стояли во главе государства в прошлом. Вы же знаете, что не существует негодяев по определению – у каждого своя правда. А мы иногда судим о людях, которые правят огромной страной со своей колокольни. Но у них другой крест, другое самосознание, другая ответственность. Мы часто судим о царях и князьях, как о людях, которые под себя что-то хапают. Но ведь они родились с этим всем. Это у них есть от рождения, у них не было смысла воровать. Единственное, что они знали точно, – что за всё, что они сотворили на этой земле, они понесут ответ на небе. За судьбу каждого своего подданного. Поэтому то, что нам кажется ошибками, тоже делалось по прямому убеждению, что так - правильно. Поэтому мы пытаемся не защищать своих героев – мы пытаемся их понять, посмотреть на мир их глазами.

После этих слов режиссёр вновь удаляется на съёмочную площадку.

"Рюриковичи"

Кредо: без голых

На берегу Рюрикова городища под пронизывающим ветром стоит милая девушка, завороженно глядя на происходящее на площадке. Можно подумать, что киносъёмки для неё - что-то новое, если бы не одно «но». Всю команду под проект «Рюриковичи» собирала она. Знакомьтесь: Евгения Доронкина, креативный продюсер картины.

- Я тот человек, который образует творческий процесс – нахожу сценаристов, режиссёров, артистов. Мы обсуждаем общую концепцию, потом берём её в работу. То есть я занимаюсь организацией творческого процесса, а не руковожу съёмками. Если хотите, то я, наверное, худрук.

- И чем вы руководствуетесь, когда подбираете команду?

- Ну, мы не можем сказать, что у нас выстраивается очередь из талантливых режиссёров. Поэтому с Максимом нам повезло. У него очень чёткий и глубокий взгляд на то, что он делает - на кино, на историю. Мы сотрудничаем с ним уже пять лет. Я искала режиссёра на проект «Романовы». Это был первый опыт такого масштаба для нашей компании, поэтому мы тщательно относились к выбору творческих кадров. Нанимали режиссёров, но почти сразу расставались с ними. А потом я случайно увидела в Интернете небольшие ролики – киноэссе или зарисовки – о героях войны 1812 года. Их делал Максим. За кадром известные артисты Хабенский и Шакуров читали воспоминания героев той войны. Я смотрела ролики, плакала и понимала, что мы историю своего государства должны рассказать так же. И мы забрали Максима к себе всеми правдами и неправдами.

За сценарий взялась кандидат исторических наук Марина Бандиленко. Кропотливая работа над текстом велась полгода.

- Чем мы отличаемся от других исторических документалок? – рассказывает про сценарий Евгения Доронкина. – У нас есть кредо – мы не берём в сценарий голые исторические заметки и статьи из учебника. Это никому не интересно. Они и так лежат в Интернете.

После этого она идёт в самую гущу съёмочного процесса – с кем-то поговорить. По дороге обсуждаем перспективы регионального кино. Евгения отвечает кратко – «XXI век на дворе, сейчас кино может снять кто угодно. Бери телефон да снимай. Было бы желание».

"Рюриковичи"

Каскадёр ошибается один раз

Только что этот человек залетал горящим на лодку, сталкивал русского воина в воду, а теперь стоит на берегу мокрый и жадно затягивается сигаретой. Работа каскадёра – она такая.

- У вас прямо как у сапёра профессия – ошибаетесь тоже, наверное, один раз?

- Нэ, - отвечает, улыбаясь, каскадёр с кавказским акцентом и соответствующей внешности, - сапёр ошибается два раза.

- Это как?

- Когда работу выбирает, а потом уже - на работе, - хихикает мужчина, имя которого так и не удалось разобрать из-за шумных порывов ветра.

О нём мы знаем только, что каскадёром он захотел стать после сеансов в видеосалонах, где крутили крутые американские боевики. Ремеслу учился в институте, потом на любимой работе переломал все кости, но чувствует себя как никогда счастливым.

- Раньше мама меня, когда на работу провожала, всегда плакала, - замечает каскадёр, докуривая сигарету, - а теперь, когда фильмы со мной смотрит, улыбается иногда.

Он потушил сигарету и пошёл на площадку: снова гореть.

Матвей НИКОЛАЕВ

Фото автора

Поделиться: