Преуспевающие в рассрочку
В начале апреля РИА «Рейтинг» опубликовало итоговый рейтинг кредитоспособности регионов России за 2019 год.
Как отмечают авторы исследования, «в условиях ухудшения экономической ситуации в стране и мире в целом вследствие пандемии коронавируса по итогам 2020 года собственные доходы бюджетов во многих регионах, скорее всего, снизятся. При этом для финансирования расходных статей необходимо будет привлекать заёмные средства». В связи с этим индекс кредитоспособности регионов, который предлагает агентство, можно рассматривать как оценку их способности обслуживать государственные долговые обязательства.
Новгородская область в рейтинге-2019 осталась на той же 55-й строке, где была по итогам 2018 года. Мы испытали формальное неудобство, поскольку нас вновь, как и в 2017 году, обошла Удмуртия. Зато Томская область рухнула с 37-го места на 56-е.
Мы по-прежнему не дотягиваем до среднестатистического индекса кредитоспособности: у нас – 51,2 балла из 100 на 1 января текущего года, а средний индекс – 63,7. Этот средний растёт быстрее, чем наш персональный: 0,7 за год против наших 0,4. Иными словами, мы барахтаемся в своей бухте, не будучи готовы к выходу в открытое море.
Это подтверждается простой статистикой. На 1 марта с.г. наш государственный долг составлял 15,53 млрд. рублей; на 1 марта прошлого года – 15,62 млрд., по данным Минфина РФ. То есть за год сократился чуть больше чем на 90 млн. рублей. Однако при этом долги по коммерческим кредитам выросли на 370 млн. рублей (с 5,22 млрд. до 5,59 млрд.). А бюджетные заимствования сократились на 460 млн. рублей (с 10,4 млрд. до 9,94 млрд. рублей).
Таким образом, сказанное губернатором Андреем Никитиным на ПМЭФ-2018 («Мы уверены, что у нас госдолг снизится к концу года в соответствии с тем соглашением, которое мы заключили с министерством финансов. На конец года планируется, что снизится до 15 млрд. рублей. И следующий год будем снижать», ТАСС, 1.06.2018) повисает в воздухе. Снижение госдолга в 2019 году на 0,6% фактически не приблизило нас к заветной отметке в 15 млрд. рублей, которую хотели пройти ещё к 1 января прошлого года.
Наше 55-е место в рейтинге говорит о регионе как о хворающем середнячке, который живёт за счёт милости Москвы. Перечисленные выше негативные факторы повлияют на все регионы, тут сомнений нет. Но всё-таки те, кто достиг высокого уровня бюджетной обеспеченности и живёт с низкой долговой нагрузкой, находятся в гораздо более выгодном положении, чем Новгородская область. У нас не остаётся возможностей для манёвра (например, для наращивания дефицита бюджета и/или госдолга), потому что игра «в минус» будет способствовать потере устойчивости бюджетной системы. Правда, тот факт, что по итогам 2019 года только у 19 регионов объём государственного долга составляет 20% и менее доходов, говорит о вероятном наращивании помощи Центра.
В частности, Михаил Мишустин ещё три недели назад дал министерству финансов поручение подготовить решение «по отсрочке выплаты и реструктурировать в 2020 году региональные долги по уже полученным бюджетным кредитам». А у нас бюджетные кредиты составляют 2/3 заимствований.
И ещё есть цель – попасть в госпрограмму развития проблемных территорий. Премьер в феврале дал своим заместителям команду разработать «дорожную карту» для каждой территории, чтобы выделить отстающим по 5 млрд. рублей до 2024 года. Контроль за подготовкой программ возложен на Минэкономразвития.
При Дмитрии Медведеве мы в десятку аутсайдеров не попадали. Но, может быть, Мишустин расширит список…