Повязанные технологиями

Как нашего корреспондента учили превращать вино в воду.

По цивилизованному миру нынче гуляет много страшилок. Одна из них звучит так – «нас всех скоро заменят роботы, все останемся без работы». Востребованным останется лишь труд тех, кто «вписался в пост-информационное общество». Если совсем упрощать, то это люди, которые на «ты» с информационными технологиями. Таких нынче готовят с младых ногтей – например, в юношеских технопарках «Кванториум». Чтобы не отставать от беспощадных тенденций и не потерять работу, мы тоже туда заглянули.

В холле «Кванториума» показывают очень умные документальные фильмы об устройстве нейронной сети в мозгу человека. Не глядя на экран, мимо проходит пара школьников лет четырнадцати и взахлёб обсуждают какой-то там русский реп. Но нет в этом ничего страшного – в «Кванториуме» вообще ко всему стараются относится с пониманием.

- Мы считаем, что у ребёнка должно быть время и на школу, на музыкальную школу, на танцы, на спорт, - говорит Елена Смирнова, заместитель директора «Кванториума» по образовательной деятельности. - Но наше учреждение – это то, что поможет в будущем абсолютно всем детям, какую бы профессию они не выбрали.

Смирнова ведёт рассказ параллельно с экскурсией по техцентру. Преимущества, о которых она говорит, - прямо перед глазами. Это уйма моноблоков, современнейшие станки, 3D-принтеры, биологическое и различное IT-оборудование. Образовательные направления тут делятся на шесть квантумов – био, хай-тек, IT, VR, робоквантум и энергетический. Техники накуплено на миллионы рублей. За каждым квантумом закреплено по наставнику – их здесь так называют, все с высшим образованием. При этом «Кванториум» для них - скорее место творческого поиска и способ самореализации: основная работа у всех в другом месте.

- На бесплатной основе мы обязаны принять восемьсот человек за год, - рассказывает Елена Смирнова. – Мы хотим перейти на два набора за год - осенью и весной. Сейчас в нашем «Кванториуме» 435 детей. Следующий приём начнётся 10 марта.

В холле на втором этаже включают проектор и гасят свет. Это мешает местным воспитанникам чуть-чуть галдеть при обсуждении идеи для конструирования. Детский галдёж, в свою очередь, совсем не смущает директора «Кванториума» Игоря Арендателева, который продолжает нас просвещать о сущности технопарка.

- В последнее время образование стало не успевать за развитием технологий, - говорит директор. - Буквально каждые два года они меняются. Ещё двадцать лет назад у нас были пейджеры, пару лет назад - кнопочные телефоны. И где они теперь? Я это к чему: пока человек учится в школе, потом в университете, его знания устаревают – на работе ведь уже введены совершенно новые технологии. Наша основная идея – изменить мышление ребёнка. В школе считается, что он должен любой ценой взять знания, предписанные программой. А дети сопротивляются: понимают, что нужную информацию им даст гаджет, и намного быстрее. «Кванториум» хочет дать дополнительные знания в области компьютеров, гаджетов, роботов. И не просто рассказать, а дать с ними поработать, что-то создать. В игровой форме дети всё очень быстро осваивают.

В качестве аргумента Арендателев включает видеоролик, на котором семилетний китайский пацан уверенно рулит экскаватором. Катается туда-сюда и перевозит песок.

- Многие учёные спорят – он играет или работает? Он устаёт от этого через несколько часов или будет очень довольный? – задаёт почти риторические вопросы Игорь Гурьевич. – Вот мы здесь следуем принципу, что ребёнку всё же интересней в игре.

Великий Новгород, КванториумПодтверждения этой теории находятся регулярно. Дети из районов Новгородской области – частые гости в «Кванториуме». И, как правило, после десятиминутного мастер-класса сами – без чьей-либо помощи – начинают постигать принципы работы на высокотехнологичном оборудовании.

- Дети из Крестцев буквально за полчаса освоили 3D-моделирование. Что-то нарисовали - и сразу распечатали. По-сути, педагог почти не воздействовал, - говорит Арендателев. – Мы же должны предоставить среду, оборудование и наставников. Часто дети попадаются зашоренные или апатичные. Но мы помогаем им понять смысл того, что они делают. И тогда они загораются. Помогает в этом и работа в команде.

На вопрос о том, каких целей должен достичь «Кванториум», Игорь Гурьевич отвечает истинно философски.

- Обычно мы подстраиваемся под жизнь. Мы утыкаемся в проблему и не решаем её. Если на улице грязно, то мы не берём лопату, а говорим, что кто-то должен почистить. Наша задача - показать: главное - взаимодействие. Тогда обязательно соединятся знания, опыт и оборудование.

Заместитель директора Елена Смирнова подходит к объяснению более прагматично.

- Мы даём детям надпредметные компетенции. Они будут востребованы, кем бы ты не работал – в библиотеке, на почте. Сейчас всё завязано на информационных технологиях. И если ты ими не владеешь, то становишься неконкурентоспособным на рынке профессий. Мы пытаемся донести это до родителей и детей.

Смирнова всячески подчёркивает, что в технопарке место найдётся всем – и гуманитариям, и технарям – к каждому найдут индивидуальный подход.

Раз в неделю в «Кванториуме» устраивают для учеников творческие встречи с представителями различных – особенно творческих – профессий: «Дети должны быть разносторонне развиты», - поясняет Светлана Смирнова.

Великий Новгород, КванториумПосле подачи заявки педагоги «Кванториума» расспрашивают родителей ребёнка о его предпочтениях. Исходя из этого и выбирают квантум. Детей берут в возрасте от десяти лет. На хай-тек квантум, где оборудование сложнее, верхняя граница – 18 лет.

Обучение может длиться от трёх месяцев до двух лет и делится на три курса. Сначала ребёнок делает первые шаги в выбранном направлении. На втором курсе - досконально осваивает теорию и активно практикуется. На третьем  команда учеников при участии наставника разрабатывает собственный проект, который потом может воплотить в жизнь одно из предприятий-партнёров «Кванториума». Те, например, уже предлагают провести геологические изыскания или исследования водоёмов.

Идём по квантумам. Вот дети при помощи мощного моноблока проектируют объёмные детали, а принтер, как говорится, привносит их в нашу жизнь. Материал – пластик. Но тут уверены: пару лет - и будут работать уже с металлом.

Вот квантум биологический. Нам выдали по две колбы с розовой жидкостью и бумажку с микроскопическим текстом. Сказали: сделайте из розовой воды прозрачную. Мы, естественно, опупели от таких установок. Ну да ладно – текст смогли разглядеть под микроскопом. Там написано было, что надо взять соляную кислоту и налить её в колбу. Вуаля: розовая жидкость (давайте представим, что это вино) приняла вид обычной воды. Вроде один персонаж так тоже умел - только наоброт. 

Матвей НИКОЛАЕВ

Фото автора

Поделиться: