По трёхъярусной Софийской
Спустя десять лет АО «ПО «Возрождение» вернулось в Великий Новгород. Вспомним, в канун 1150-летнего юбилея города фирма занималась благоустройством Ярославова дворища, мостила Новгородский кремль, асфальтировала ряд городских дорог и преподнесла в 2009 году подарок новгородцам – архитектурный комплекс Ганзейский знак, который, к слову, отремонтирует в следующем году в качестве безвозмездной помощи. Нынче компания приступает к осуществлению строительства Софийской набережной. Проект презентовали в администрации Великого Новгорода.
Долгожданной историей назвал мэр Сергей Бусурин начало благоустройства Софийской набережной. И даже вспомнил, как испытывал чувство неловкости, когда встречал один из двух рейсов теплохода «Сергей Есенин», доставивших в город на Волхове туристов в августе нынешнего года.
- Сам был свидетелем, когда пассажиры теплохода – это 120 человек – выходили на набережную, которая ничем не знаменательна, не украшена, и брели по этой территории, - поделился Сергей Бусурин. - Конечно же, от такого вида ощущение города сразу падает. Очень хочется, чтобы для новгородцев и гостей Софийская набережная стала ещё одним достопримечательным местом, украсила реку и центр города. Мы приступили к реализации этой идеи, когда начали реконструкцию Сквера Водников. Даже его название связано с рекой. Развиваясь, исторически Великий Новгород был связан со многими странами, городами Европы торговыми путями именно по воде.
Концепция благоустройства Софийской набережной была разработана в 2017 году – напомнил исполняющий обязанности заместителя главы администрации Великого Новгорода – главного архитектора Евгений Жилин. Разработчиком являлось КБ «Стрелка». На основании концепции Институт «Новгородгражданпроект» подготовил проектно-сметную документацию.
Проект состоит из двух этапов. Реализацию первого этапа - строительство Сквера Водников - начали в прошлом году. Второй этап включает строительство участка Софийской набережной от моста Александра Невского до гостиницы «Интурист».
- Сквер Водников становится некоей входной группой на Софийскую набережную. Согласно ПСД продолжительность строительства Софийской набережной составляет 40 месяцев. Стоимость выполнения строительных работ по проекту – 615 млн. 789 тыс. рублей. По результатам проведённого аукциона 29 ноября заключён муниципальный контракт на сумму 612 млн. 710 тыс. рублей. Срок окончания работ по второму этапу – 30 апреля 2021 года, - сообщил Евгений Жилин.
Он остановится на технико-экономических показателях. Площадь реконструируемого участка в границах кадастровых планов составляет 88 тысяч 932 кв. метра, площадь застройки (дорожки, велодорожки, тропиночная сеть, причалы, подходные пути к реке) – 6371 кв. метр. Площадь элементов берегоукрепления - 4237 кв. метров. Укрепление берега габионными конструкциями* - 2935 метров.
В целом площадь всех покрытий составит 41 тыс. кв. метров, а площадь озеленения – почти 25 тыс. кв. метров.
Что предусматривается проектом второго этапа? Берегоукрепление и вертикальная планировка территории, устройство транзитного пешеходного хода от моста Александра Невского до гостиницы «Интурист» и далее вдоль вала Окольного города с выходом на улицу Великая. Кроме того - велосипедный маршрут на протяжении всего участка набережной, устройство сети пешеходных дорожек и спусков к воде, реконструкция существующих твёрдых покрытий, ремонт причалов, дендрологические работы, связанные с озеленением и устройством цветников, а также устройство детской игровой площадки, установка элементов благоустройства – это малые архитектурные формы, скамейки, урны.
Функциональное зонирование территории и фестивальной площадки у театра драмы им. Ф.М. Достоевского определит и места размещения фуд-кортов, сезонных павильонов, пункта проката велосипедов. Рядом с драмтеатром разместится сухой фонтан.
Не забыты в проекте устройство понтонных причалов и дорожек к ивовой роще у гостиницы «Интурист», а также всё, что связано со строительством инженерно-технических сетей: электроснабжения и наружного освещения, связи, дождевой канализации, локальных очистных сооружений.
Особо стоит отметить, что специально для строительства Софийской набережной открыт филиал АО «ПО «Возрождение» в Великом Новгороде, здесь будет находиться постоянный офис, и все налоги фирма будет платить в местный бюджет.
Эта питерская фирма, которой в нынешнем году исполнилось 30 лет, известна не только в северной столице, но и в других городах.
- Все работы на Софийской набережной мы будем вести с учётом современных стандартов строительства. Технологии, которые будут применяться на объекте, нам понятны, опыт работы по набережным у нас достаточно богатый: даже не буду перечислять набережные, которые мы сделали в Санкт-Петербурге, а также в Москве, Пензе, Астрахани, - отметил на презентацииАндрей Петров, директор филиала АО «ПО «Возрождение» в Великом Новгороде.
Основные работы подрядчик будет осуществлять в 2020 году, в строительный сезон с марта по декабрь. Окончание работ - апрель 2021 года. А сейчас идёт обустройство строительного городка, на подходе получение разрешения на строительство, и в планах зимнего периода времени – что позволяют технологии – прокладка инженерных сетей при обязательном сопровождении археологического контроля. На субподрядных работах, по словам Андрея Петрова, будут задействованы организации, занимающиеся инженерными сетями, фирма намерена привлечь к строительству и местный малый бизнес.
- Что может оказаться сложным в работе? – спросили мы у руководителя филиала.
- Это достаточно крупный объект, - ответил Андрей Петров. - Основные работы – то, что в земле. Это прокладка сетей, обустройство основания самой набережной. А благоустройство в виде оформления мощением, другими видами покрытия – это уже, так сказать, творческая работа. Неожиданности всегда могут быть, но пока, исходя из того, что мы видим сверху, их быть не должно. Проект без геологии не делается. Все земляные работы будут осуществляться под наблюдением археологов, и всё будет зависеть от того, что в этих пластах лежит.
Евгений Жилин пояснил, почему при разработке проекта остановились именно на укреплении берега габионными конструкциями:
- Такое решение принято потому, что здесь историческая часть Великого Новгорода, древний вал Окольного города, и нужно по максимому сохранить естественный исторический рельеф берега. Анализировали, в каких городах такие конструкции применяются. Самый главный вопрос – что будет происходить с габионами во время перепадов уровня воды в реке – когда она поднимается и уходит. Да, согласен, некий смёт будет оставаться на габионах и содержание такой набережной затратнее, но оно простое - это помывка габионов, водой под давлением.
Сергей Бусурин добавил:
- Для Софийской набережной принято проектное решение - максимально открытый спуск к воде. Некоторое время назад был презентован проект «Новгородгражанпроекта» набережной напротив пляжа. Там концепция была другая – не было свободного доступа к воде, по примеру Санкт-Петербурга, со сплошной стенкой. А нас будет несколько уровней спуска к воде.
Мы задали вопрос Евгению Жилину: согласовывался ли этот проект строительства Софийской набережной с архитектурной общественностью и обсуждался ли на городском градостроительном совете?
- Когда разрабатывался проект, конечно, же, было много замечаний, - ответил он. - И мы собирались неоднократно – с жителями Великого Новгорода, приглашались также члены градостроительного совета. Более того, окончательное решение было размещено для всего города в виде экспозиции на входе в Новгородский кремль – мы так же собирали предложения и их обсуждали. Конечно, всё согласовывалось. Кого-то устраивало, кого-то нет. Хочу добавить, что самую большую часть набережной занимают габионы. Потому что, выполняя этот проект, нам необходимо было верхний ярус, по которому пешеходы будут ходить круглогодично, поднять на отметку 22,7 – это отметка незатопления. Поэтому и сделали набережную трёхступенчатой, там можно будет находиться, вне вне зависимости от того, какая у нас вода. Все дорожки, велодорожка, детская площадка, малые архитектурные формы, конструкции освещения находятся на незатопляемой отметке. Да, это обсуждение было.
Журналистов интересовало, что будет со зданиями, которые находятся на набережной.
- У нас предусмотрен целый комплекс работ по набережной, на всю территорию имеется стратегический план развития, - ответил Сергей Бусурин. - Территория начинается со Сквера Водников, затем идёт Софийская набережная, через драмтеатр, гостиницу «Интурист». И далее, через лодочную станцию – участок, которые будет принадлежать Новгородской технической школе. То есть, вся территория - начиная от моста Александра Невского и заканчивая НТШ, а с другой стороны зданием бывшей парусной фабрики, позднее госпиталя, которое приобрёл предприниматель Андрей Павлов - должна быть приведена в порядок. По «Богемии» - там работы ведутся, но они притормозились в связи с тем, что инвестору необходимо действовать в соответствии с правилами сохранения культурного наследия. Вы знаете, что на разработку проекта реконструкции драмтеатра объявлен конкурс. Хочется, чтобы и «Интурист» уже закончил свои работы – понятно, что если проводится такая масштабная реконструкция набережной, то незавершёнка будет смотреться, как баня на Великой, очень некрасиво.
Наталья МЕЛКОВА
Фото автора и из презентации филиала АО «ПО «Возрождение»
*Габион – это конструкция, выполненная из прочной сетки и заполненная натуральными или искусственными камнями. Для придания прочности в габионное сооружение может быть добавлен каркас, сделанный из арматуры или других металлических прутьев.