ПО ДУШАМ. Мария Семёнова: «Сначала нас было четверо»

Разговор о юном поколении, предпочитающем пиву и энергетикам умение овладеть «тысячей способов перевязать палец».

Мой пожилой знакомый рассказал, что как-то из Петербурга его подвёз в Новгород молодой человек. По дороге они разговорились, оказалось, что водитель – студент новгородского медицинского института. Моего знакомого поразило, что парень чистосердечно поведал: «Институт закончу, диплом получу, но работать врачом не буду. Боюсь лечить людей, моих знаний для этого недостаточно». Рассказывая эту историю, мой старший товарищ возмущался: «Что же это за образование, если вуз не выпускает профессионалов!». И в подтверждение собственному выводу привёл слова немолодого врача, у которого сам лечится, который утверждал, что доверяет только опытным «старым специалистам», причём молодые – сорокалетние – в этот круг уже не входят.

А у меня лично была другая история. В отделении больницы, где я лежала после операции, на посту медсестры несколько раз дежурил молодой человек, тоже студент нашего института медицинского образования. Мы с ним немного пообщались, и он сказал, что находится здесь, и довольно часто, даже не для того, чтобы немного подзаработать, а для того, чтобы набраться опыта на практике, потому что хочет стать классным врачом. 

Так какие же они на самом деле, будущие врачи? И действительно ли всё не слишком впечатляюще с медицинским образованием? Мне представился случай услышать мнение на этот счёт, когда мы познакомились с Марией Семёновой, без пяти минут выпускницей Института медицинского образования НовГУ, студенткой пятого курса.

Без ночей в «Бункере»

Девушка меня заинтересовала тем, что в какой-то степени занимается воспитанием будущих медиков. Мою формулировку её общественных занятий она посчитала несколько пафосной, но со смыслом всё-таки согласилась.

А вот по поводу не соответствующего качества медицинского образования и профессиональной подготовки врачей сразу же возразила:

- Я с этим не согласна. Если люди жалуются на недостаток знаний, которые получают в институте, то у меня возникает к ним вопрос – почему вы это говорите? Да, институт учит теории, и делает это, скажу, неплохо. Кроме лекций у вас есть практические занятии летом, и если кому-то этого недостаточно – это вполне нормально. Но у вас есть шесть лет на обучение. Почему вы не идёте дежурить в больницы, почему вы не идёте на практики и не смотрите, как надо работать, если опасаетесь, что полученных знаний и практических навыков ещё недостаточно? Я дежурю в больницах со второго курса и прекрасно понимаю врачей, которым не нравится, когда приходит студент шестого курса и ничего в медицине не понимает. А кто вам мешал понять, разобраться, научиться? Только летняя практика не для всех достаточна. Люди разные, кто-то сразу схватывает на лету, но другим нужно больше труда, чтобы овладеть профессией. Нам всегда говорили, и это правильно: университет даёт не всё образование, ты сам должен себя образовывать. Если ты хочешь стать хирургом, почитай больше о хирургии, подежурь с хирургами, врачи никогда не откажут тебе помочь, вникнуть в тонкости дела. Я знаю ребят, кто жалуется на образование. И вижу их фотки в социальных сетях из «Бункера», других клубов. Прекрасно! Но о чём тогда можно говорить? Если ты хочешь – ты идёшь и делаешь. Пробуешь, не жалеешь своего времени, ночей, потраченных на дежурство в больницах, да ещё бесплатно.

- Получается, это личная ответственность за свою профессию?

- Я уверена, да. 

- Маша, а как вы своё будущее представляете?

- Сейчас я на пятом курсе. У нас система обучения - специалитет. Шесть лет учимся, потом ординатура. Выбираешь, каким врачом ты хочешь стать. После шести лет ты пока врач общей практики, можно идти работать в поликлиники, а можно поступать в ординатуру и учиться дальше. Я буду поступать в ординатуру. Я очень хотела быть хирургом, мечтала с детства. Это, наверно, от мамы. Мама у меня ветеринар, я всегда в детстве играла с её инструментами. То, чем она занимается, не страшно было для меня, я с маленьких лет всё видела. Всегда удивлялась, как мама ставит диагнозы, ведь животные не говорят. Если человек расскажет, что у него болит, может ещё и приукрасит, то животные никогда ничего не скажут. Диагноз нужно поставить, только посмотрев, послушав, пощупав. Я решила, что хочу лечить людей. И поступила в Новгородский государственный университет на специальность «лечебное дело».

- Всё-таки выбрали специальность хирурга?

- Нисколько моё желание не поменялось. Помимо занятий в институте хожу на дежурства. Понимаю, что больше и больше хочу быть хирургом. Могу сказать, что все врачи, к кому бы ты ни обратился, всегда идут навстречу. На втором курсе я начала дежурить в клинике №1 на Зелинского, с Дмитрием Васильевичем Захаровым, в отделении хирургии. Он там принимал, дежурила вместе с ним, смотрела пациентов.

Хочу стать детским хирургом. Александр Николаевич Волков - ещё один мой кумир, мой учитель, заведующий отделением в детской областной клинической больнице, я просто боготворю этого человека. Благодарна ему за то, что он меня взял под опеку, дал доступ к детям. Ходил со мной, показывал разные «уловки». Дети – вообще другая «каста», они настолько непонятные. С ними сложнее, чем со взрослыми. Они могут нафантазировать, наврать, как и что у них болит. Когда я в первый раз пришла к Александру Николаевичу, у меня все дети после моих осмотров оказались с аппендицитами, и всех по моим выводам нужно было класть на операционный стол. Потихоньку, с каждым дежурством училась выявлять симптомы, понимать деток, где они сочиняют, где говорят правду. Бывает, приходишь к ребёнку: что у тебя болит? Он: ничего, – а сам зажимается, видно, что у него болит живот, но он просто боится врача. Бывает по-другому. Хирург говорит: ты просто поговори с ребёнком, отвлеки его. Начинаешь разговор про его игрушку, а сам уже пропальпировал его, и он даже не пискнул, значит, дело не в животе. Благодарна наставнику за то, что погрузил меня в этот мир. У нас с ним такая система. Ребёнок поступает в больницу, он меня отправляет к больному, чтобы я осмотрела его самостоятельно. Врач делает свои выводы. Часто мои предположения  бывают неправильными, делаем корректировки. Понимаю, что учебник и практика очень разнятся. В теории ты выучил, как определить тот или иной диагностический симптом, на практике всё выглядит по-другому.

- Какова вероятность того, что вы станете хорошим хирургом? Что для этого нужно?

- Ещё больше практики. Пока её недостаточно.

Поначалу единицы, позже больше, нынче - хор

О Марии Семёновой мне рассказали как о координаторе регионального отделения Всероссийского общественного движения «Волонтёры-медики», энтузиастке, которая вовлекла в эту организацию десятки новгородских ребят. Среди них не только студенты Института медицинского образования и медицинского колледжа НовГУ, но и старшеклассники ряда школ Великого Новгорода. Новгородских волонтёров-медиков знают и ждут в лечебных учреждениях, потому что там они оказывают реальную помощь медперсоналу, в различных организациях, куда они приходят, чтобы рассказать о здоровом образе жизни, в школах, где они проводят занятия по профориентации в медицину.

- Мария, ведь эта общественная нагрузка, помимо ваших занятий в институте, суточных дежурств в больнице, надо полагать,  отнимает массу времени. Зачем вам понадобилось этим заниматься?

- Я сама не думала, что так увлекусь этой работой. Что это, действительно, будет занимать очень много времени. Что будет так интересно и… очень ответственно. А началось всё, честно говоря, с личного желания чаще и официально, будучи студенткой, бывать и работать в больнице.

На дежурства, когда была на втором курсе, я стала попадать, можно сказать, нелегально, по договорённости с врачами. Пришла идея, что это нужно сделать более правильно. В Интернете смотрела, какие организации есть, как в них вступить, чтобы официально приходить в больницу. И я позвонила в федеральный штаб «Волонтёров-медиков» в Москву. Там мне подробно рассказали обо всех направлениях работы организации и сообщили, что в Великом Новгороде нет волонтёров-медиков, в Боровичах они уже были. Мне предложили стать региональным координатором. Естественно, я согласилась. Свою задачу видела так - собрать ребят с той же целью, с той же идеей, как у меня. Соглашение о сотрудничестве с Институтом медицинского образования мы подписали 26 июня 2017 года. Изначально нас было четверо. Потихоньку ребята начали приходить. Прошло полтора года, и теперь у нас сложился замечательный большой коллектив. Сейчас нас 133, и это только в Великом Новгороде.

Волонтеры-медики, Новгородская область

Мы разговариваем с Машей в редакции, и она поясняет, что в это же время проходит очередная акция волонтёров-медиков в гипермаркете «Лента», а она сейчас здесь, и только в последнее время может себе позволить где-то не поучаствовать лично, до этого обязательно должна была сама везде успевать. По её мнению, нужно с каждым волонтёром обязательно общаться, и судя по тому, что у неё, по её словам, висит 200 писем в социальной сети, это общение необходимо и той, и другой стороне. Она перечисляет то, чем занимаются волонтёры-медики. Это уже шесть направлений деятельности: помощь медицинскому персоналу в больницах, санитарно-профилактическое просвещение населения, пропаганда здорового образа жизни, профориентация школьников в медицину, медицинское сопровождение спортивных и массовых мероприятий, пропаганда кадрового донорства.

- По каждому из этих шести направлений у нас есть координатор. Алиса Вагнер ведёт помощь медицинскому персоналу, она сама просто жила в больницах, не вылезала оттуда. Профориентация школьников в медицину - у Егора Иванова. Медицинское сопровождение массовых мероприятий – Артём Логинов. Санпроф координирует Ирина Четвергова, она работает вместе с Анастасией Песковой, курирующей ЗОЖ, так как эти два направления всегда идут рядом. Пропаганда кадрового донорства за Натальей Михна. Мой заместитель - Елизавета Васильева. У нас есть свой пресс-секретарь, Анна Кравчук, за которой все новости, все фотографии с наших мероприятий. К слову, ЗОЖ может пропагандировать не обязательно медик. Это единственное направление, куда мы берём не только студентов-медиков.

Волонтеры-медики, Новгородская область

Без опасности для пациента

- Мария, вот волонтёры приходят в больницу. Действительно ли медперсоналу нужны добровольные помощники? Что им можно доверить?

- Мы начали свою работу именно с помощи медицинскому персоналу в больницах. Вся деятельность регламентирована, мы заключаем договоры с той больницей, где работают волонтёры. Сейчас это клиника №1 и областная детская клиническая больница в Великом Новгороде, а в Боровичах центральная районная больница.

У каждого волонтёра есть свой регламент деятельности, исходя из курса, на котором учится студент. Нет опасности для пациента в том, что студент превысит свои полномочия. Всю работу волонтёр выполняет, исходя из своих профессиональных навыков, которые он получил в университете или колледже.

- Есть какие-то ограничения?

- Волонтёр-медик младше 3-го курса, который ещё не прошёл практику, не может делать инъекции. Волонтёры-медики старших курсов – 5-го, 6-го, бывает и 4-го, которые проходили практику летом, и цикл сестринский у них пройден, уже могут делать инъекции, потому что овладели этими навыками.

Волонтеры-медики, Новгородская область

- Эта работа даёт какие-то дополнительные баллы студенту или стимулы другие?

- Ребята идут за профессиональными навыками. Они общаются с пациентами, чего нет в университете. Они приходят в медицинские организации и видят разных больных, у студентов есть уникальная возможность поговорить с пациентом. Они учатся и на приёмах сидеть, и врачей вести, они видят работу отделения, работу врачей, медицинского персонала, работу санитара. Польза в том, что это влияет на их мировоззрение, они понимают, насколько тяжёл труд не только врача, но и санитарки, и этот труд нужно уважать. Понимают, когда сами погружаются в эту атмосферу, ведь они занимаются и санитарской практикой – и шарики катают, и полы моют, и протирают столики стерильные, и капельницы заряжают. Они путь к врачу идут с самого начала, с самого низа, и в будущем у ребят не будет пренебрежительного отношения к медперсоналу.

Плюс и в том, что ребята изначально могут определиться, кем они хотят быть. Если они хотят быть хирургами, они идут работать в хирургическое отделение, сами выбирают то направление которое им интересно.

- Это выгодно персоналу или больше польза ребятам?

- И тем, и другим. Нагрузка на персонал колоссальная, особенно в клинике №1. Это экстренная помощь, и персонал не успевает какие-то моменты объяснить пациенту, сделать что-то, а ребята всегда рядом, помогают. Элементарно могут градусники раздать, записать температуру, отметить в температурных листах. Они смотрят документацию, учатся, как правильно заполнять, тем временем помогая персоналу.

Мне нравится, что ребята сами в восторге. От того, как к ним относится персонал. Их принимают и понимают. С непонятными вопросами они могут подойти и к медсестре, и к врачу, им всегда помогут. Ребятам нравится, что их всегда ждут, к ним не относятся как к волонтёрам, как к бесплатной рабочей силе, ведь они не получают за свою работу ни копейки. Но, как показывает практика, потом устраиваются на работу в эти отделения медбратьями и медсёстрами, кто-то в реанимации, кто-то в травматологии, кто-то в хирургии - когда уже имеют на это право, получив после 4-го курса допуск к работе.

Сейчас, например, в клинике №1 у нас 29 волонтёров, это наши «малыши» - 1-й, 2-й, 3-й, 4-й курсы, те, кого пока ещё не могут взять на работу. Мальчики больше идут в более «тяжёлые» отделения - реанимации, хирургии, а девочки больше в терапию, хотя и в хирургии их достаточно. Отделения хирургии – гнойной, чистой – заполнены больше всего. Любят эту специальность, и там есть, чему поучиться.

Заглянуть в профессию

«Малыши», «маленькие» - всё-таки необычно слышать эти слова в адрес младших единомышленников от Маши, которой самой исполнилось только 22 года. Но в её голосе – неподдельные забота и любовь.   

- У нас направления рассчитаны на медиков и на тех, кто хочет стать медиками. Помощь медицинскому персоналу, Санпроф, ЗОЖ, профориентация школьников в медицину - сюда мы берём школьников, начиная с 8-го класса и заканчивая 11-м. Почему с 8-го? Потому что в девятом классе ему поступать в колледж, и у него есть время подумать, хочет ли он идти в колледж на медсестру или всё же пойдёт на врача. Содействуем осознанному выбору школьниками будущей профессии. Пока они в школе, пытаемся их «погрузить» в профессию. Есть те, кто «заглядывал» в профессию врача и им не понравилось. Наверно, насмотрятся сериалов, где всё красиво, а на самом деле всё оказывается не так. И они меняют профиль подготовки. Ребята не будут занимать бюджетные места в вузе вместо других, кто может учиться, сделав выбор осознанно. Они найдут себя в другой профессии, но навыкам первой помощи они обучены, знакомы с профилактикой заболеваний, и это им, конечно, пригодится в жизни.

Школьников мы набираем группами. Обучаем в Институте медицинского образования НовГУ. Это ребята из разных школ, разных классов, в общем, такая «сборная солянка». Сейчас занятия заканчивает уже вторая группа. У них 6 занятий - только лекции, плюс навыки оказания первой медицинской помощи, это и повязки, наложение жгута, и сердечно-лёгочная реанимация, и различные виды мобилизации конечностей. Рассказываем про заболевания.

Школьники выходят с нами на акции к населению. Работаем постоянно вместе с Центром медицинской профилактики. У нас есть большой кот, мы его зовём Здравик или Зожик. В кота мы наряжаем волонтёра, и кот начинает рассказывать детям о здоровом образе жизни, делает с ними зарядки. Котик приходит в гости к малышам – ученикам первых-вторых классов в школах. С ним любят фотографироваться.

Поколение Next

- Маша, я вижу, что вас действительно затянула эта работа в волонтёрской организации. Что больше всего приносит удовлетворение? Вы растите новое поколение тех, кто придёт в здравоохранение, и оно благодаря им станет более уважаемым?

- Самое приятное для меня - это общение со школьниками. Вот Филипп Кузнецов, он сейчас в 8-м классе, прошёл все наши занятия и теперь сам учит взрослых школьников вязать повязки, сам теперь уже в роли наставника. У нас много таких мальчиков и девочек. Одиннадцатиклассники Настя Езина и Алексей Васильев, восьмиклассники Соня Николаева и Наташа Павлова. Я смотрю на них и понимаю, что они станут настоящими врачами. Я действительно вижу, что они будущие профессионалы.

Волонтеры-медики, Новгородская область

Учитывая занятия в школе, загруженность у ребят колоссальная, но они занимаются в профориентации с увлечением. Дополню, что наши ребята (согласие на это подписывают родители) идут помогать в поликлинику, сидят на приёме с врачами. Они знают, что такое поликлиника, диспансеризация, понимают, что такое стационар, амбулатория, ФАП. У них милосердие появляется, они становятся добрее, у них появляются качества, необходимые врачу. Знаю, что они, когда пойдут в профессию, составят хорошую конкуренцию обычным ребятам, кто поступает в вуз, не пройдя такой школы.

Часто общаюсь с родителями ребят. Приятно, когда за ребят благодарят, видя, как они становятся другими, более ответственными, и родителей чему-то учат, не только используя их в качестве манекенов для перевязок, хотя некоторые уже могут продемонстрировать тысячу и один способ, как забинтовать палец.

- Мария, вы очень активный человек. Не хотели заниматься политикой, есть ведь пример, когда девятнадцатилетняя студентка НовГУ стала депутатом Думы Великого Новгорода?

- Я хочу быть врачом, не хочу быть политиком. Чтобы заниматься политикой, этому тоже надо учиться. А я хочу лечить людей. Я и волонтёров-медиков развиваю потому, что знаю, какую помощь они могут оказать населению, вижу плоды нашей работы. И пока я ещё непрофессиональный врач, я хотя бы так могу помочь людям.

- Понимаю, что вы хотите приносить конкретную пользу людям. Но если бы пошли в управленцы, занялись бы организацией здравоохранения, отстаивали интересы этой сферы в государственных структурах, определяющих политику, – разве это тоже не была бы помощь людям?

- Всё-таки это другая сфера деятельности. В силу своей неподготовленности, думаю, я для неё не гожусь. Не знаю, что бы я делала, будь министром здравоохранения, когда тебе нужно всю область обеспечить оборудованием, а финансирования для этого недостаточно. Современное оборудование есть, но оно, как правило, в крупных городах - Новгород, Боровичи. А в маленьких нет, там и специалистов, кто будет работать на этом оборудовании, нет, кадров не хватает. Я родилась в деревне, училась в школе в Пестово, где до сих пор метод  лапароскопии недоступен, аппендицит открыто оперируют.

Считаю, что нужно делать то, что ты умеешь, и делать профессионально. Идти в управление – я бы не взяла на себя такую ответственность. Надеюсь, что мы своей работой в организации способствуем тому, что в медицину придут квалифицированные кадры, обладающие знаниями. Наши ребята станут настоящими врачами, и среди них не будет тех, кто закончит институт и уйдёт в парикмахеры.

- С министерством здравоохранения сотрудничаете?

- Это самые лучшие наши партнёры, это наш движок. Наши договоры с больницами, обучение ребят, проведение медкомиссий для волонтёров – всё это с помощью минздрава. Приятно отношение минздрава к нам. Я была о них другого мнения. Думала, там одни начальники сидят, которые на тебя даже внимания не обратят. А оказалось иначе.

- Чего вам не хватает в жизни?

- Не знаю, мне кажется, всего хватает. Самое главное для человека – самореализация, я считаю. И я так насамореализовывалась, – смеётся Маша. - Сейчас такая огромная команда, наше движение растёт, это настолько бьёт, как гордость, настолько приятно. А в плане профессиональном – нужно ещё больше практики. Волонтёрство и работа много времени занимают. Но хотелось бы увеличить время на дежурства. Естественно, нагонять придётся за каникулы, за лето. Практика ещё будет в ординатуре. И я стану хирургом, потому что многие преподаватели столько сил в меня вложили, не может быть, чтобы это было напрасно.

Наталья МЕЛКОВА

Фото редакции и со страницы ВКонтакте «Волонтёры-медики Новгородской области»

КСТАТИ.

Мария Семёнова в числе 200 лучших волонтёров-медиков России была участницей Международного форума добровольцев, который прошёл в Москве со 2 по 5 декабря. В Великом Новгороде 10 декабря состоятся торжественные мероприятия, посвящённые закрытию Года добровольца в России.

Поделиться: