ПО ДУШАМ. Любовь Рагулина: «Рядом подобрались альтруисты»

О том, как балетмейстер стала воспитателем.

Уютная, домашняя - и стремительная. За ней еле поспевают разлетающиеся полы её белого халата и я, торопящаяся следом. Коридоры и переходы, заполненные растениями, игровые помещения, спортивный и музыкальный залы в большом здании, составленном в шахматном порядке из блоков, а на улице спортивная и тринадцать игровых площадок с домиками, песочницами, под сенью рябин, черёмухи и каштана-великана. Она как будто бы не для меня проводит экскурсию, а привычно обходит свои владения, окидывая их хозяйским взглядом. Это всё – её учреждение, её дом. А в целом – её жизнь. Любовь Николаевна РАГУЛИНА – директор детского сада №58 «Капелька».

Хозяйский пригляд, педантичный, перфекционистский – не самоцель. Это для того, чтобы детям было комфортно, уютно, чтобы они чувствовали себя здесь, как дома, а может, и лучше, чтобы могли расти и учиться, открывая для себя мир. Чтобы были здоровыми, занимались спортом и вкусно питались. «А как же, разве можно, чтобы дети недоедали?» - будет она говорить, когда расскажет о периоде своей жизни, о котором немногие знают, но помнят те, кто вместе с ней его прошёл. Это было в первом детском садике, где она директорствовала в трудные 90-е и, чтобы прокормить детей, завела прямо на территории садика… птицеферму и овощехранилище. Но – обо всём по порядку.

Новая профессия балетмейстера

- Любовь Николаевна, почему вы выбрали именно эту профессию? Ведь с детьми работать трудно.

- Сегодня, наверно, со взрослыми труднее, я имею в виду родителей. Они разные, непростые. Но мы пристраиваемся к каждой ситуации, к каждой семье, каждому человеку. А с детьми мне совершенно не тяжело. И пока всё получается.

- Вы новгородка?

- Я родилась в Свердловской области, в городе Первоуральск. Вся молодость моя прошла в Белоруссии. После войны мамин брат остался там - на войне он встретил медицинскую сестру, они поженились, уехали на её родину, и потихонечку он всех нас перетащил поближе к себе. А в Новгород я вышла замуж. За Рагулина Виталия Ивановича, который долгое время работал в травмпункте, руководил им много лет и сейчас продолжает работать доктором.

- И всё-таки, как попали в профессию, где нужно заниматься маленькими детьми?

- Вообще-то моя первая профессия – балетмейстер. Не мечтала с детства работать воспитателем, с маленькими детьми. Закончила в Витебском училище хореографическое отделение. Меня отправили на село, тогда надо было три года отрабатывать по распределению. Работала художественным руководителем в сельском доме культуры в деревне Вайханы. Там дворов было около 300, школа-десятилетка, небольшая больничка. Начала обучать местных жителей бальным танцам, открыла драматический кружок, организовала хор. К нам из соседних деревень приезжали люди, и местная интеллигенция туда входила – и библиотекари, и учителя, и медицинские работники. Люди с большим желанием занимались, относились ко мне с большим уважением. Мы стали победителями конкурса художественной самодеятельности, и через 9 месяцев меня забрали в районный центр, Городок. Там я работала балетмейстером, организовала вокально-хореографический ансамбль «Яблонька», потом ему присвоили звание народного. Мы ездили выступать по сёлам и городам, были выступления в Витебске и Минске, но больше по районным центрам.

Именно тогда я решила поменять профессию. У меня в ансамбле были разные возрастные группы: маленькие дети, и среднего возраста, и взрослые работающие люди. Работая с группами маленьких детей, я увидела проблемы личностного характера и задумывалась, что же я могу сделать, чтобы не было плохих людей.

- Так серьёзно ставили перед собой задачу?

- Я тогда поняла, что надо идти к малышам, потому что всё в людях закладывается с самого раннего детства. Но воспитание – дело серьёзное. И я решила поступить в педагогический институт, чтобы узнать новое. Училась в Вологде.

- Из Белоруссии отправились на север России – почему?

- Так решила. Мне хотелось увидеть страну, мир, новые города. Два раза в год я ездила в институт через Москву, могла посетить и музеи, и выставки. Позже перевелась в Витебск и институт заканчивала уже там. Занималась педагогикой, психологией, изучала то, что меня интересовало. И так я в 1978 году оказалась в детском саду, в Городке. Прошла воспитателем все возрастные группы, начиная от яселек, подготовительные группы до выпуска в школу. Шаг за шагом познавала азы профессии.

В 1988 году переехала в Новгород. Уезжала уже не воспитателем детского сада, а методистом.

Птицеферма в детском саду

- Любовь Николаевна, в вашей трудовой книжке, наверно, совсем мало записей. Новгородский период – это три детских сада, причём, «Капелькой» вы руководите уже более двадцати лет…

- Здесь начинала работать в 86-м детском саду, «Кораблике», на улице Мира. Продолжала осваивать профессию. Мы всегда очень много занимались детьми. Почувствовала, что для того, чтобы в полном объёме воплотить свои профессиональные идеи, мне нужно становиться руководителем. Я пошла в комитет образования, к ведущему специалисту, отвечающему за дошкольников, Середняковой Галине Васильевне, и сказала: «Назначьте меня заведующей. Я вас не подведу». Может быть, с моей стороны это было не совсем скромно – просить о назначении, но меня назначили руководителем. Дали детский сад №40, старенький, разрушенный, он назывался «Алёнушка». Это был 1992 год. Тогда наступили очень тяжёлые времена. Дети приходили в детский сад, и я видела, что им не хватает еды. Думала, может быть, они голодны, потому что родители пьют и им не до детей. И я пошла по семьям. Оказалось, что многие родители остались без работы, заводы-то тогда закрылись. Были и молодые родители, студенты, и те, кто только закончил институт и остался без работы. Обошла весь свой околоток-микрорайон: и квартиры, и общежития. Видела, что холодильники пустые, в семьях недоедают. Прихожу - семья растерянная, они даже не знают, что мне сказать.

Но и нам в детском саду было тяжело – очень часто случались перебои с поставками продуктов. Особенно тяжёлыми были зимы 1994, 1995 годов.

- И вы нашли выход - организовать подсобное хозяйство прямо в детском саду. Думаю, ни до вас, ни после на такое никто не решился.

- Знала совершенно точно – детей надо кормить, а иначе как можно проводить с ними любые занятия, если они голодные. Я это делала, потому что была уверена, что так надо. На территории садика, в отдельном строении, которое использовалось как хозблок, в одной части мы оборудовали овощехранилище, в другой курятник. Надо было знать, как заготавливать и хранить овощи. Сама ездила в совхоз «Ташкентский», смотрела, как устроено овощехранилище. Мы заготавливали по 5 тонн картофеля, по тонне свёклы и капусты, полторы тонны моркови. Овощехранилище и сейчас существует, не знаю, используется или нет, там в любое время года, даже в жару, температура плюс один градус.

Когда привозила картофель, выбирала солнечные дни, мы застилали площадку плёнкой, эти пять тонн мы сушили и закладывали на хранение. Морковь и свёклу хранили в сухом песке, предварительно в выходные дни его промыв и высушив в духовке на старых противнях. Когда заготавливали капусту, я сама ходила на поле, говорила, какие кочаны рубить. Кстати, капусту мы ещё и квасили. Для этого заказала в Паковке две деревянные бочки литров по 100.

- Но это же очень хлопотная работа. Наверно, требовались и согласования, чтобы в детском учреждении такое устроить?

- Всё было сделано с разрешения санэпидстанции.

- И птицеферма тоже?

- Да. Оборудовали помещение. Я закупила 100 кур. Все требования к птице соблюдали, всё сама изучала - как оборудовать кормушки, насесты…

- А где вы брали средства, чтобы всё купить? Кто-то помогал?

Находила спонсоров. И в то время ещё из коммунистических времён оставалась практика шефства предприятий над социальными учреждениями. «Мостоотряд-75» помогал. Очень отзывчивым был Владимир Иванович Анохин, директор пивзавода, он раз в полгода выдавал для моих куриц использованное жито, по 10-12 мешков, помог провести электричество. Они были нашими шефами и очень добросовестно относились к этому.

- Считаете, что сейчас время стало более прагматичным?

- Более жестоким - это более точное выражение. Когда случился развал страны, мы все оказались в одной, одинаковой ситуации, в одной беде. И те, кто мог помочь, входил в положение и помогал. Сейчас уже с такими просьбами не обращаемся – на тебя странно посмотрят.

Команда альтруистов

- Ваши сотрудники не роптали, что вы взвалили на них дополнительную нагрузку?

- Люди, видя, что я всё отдаю делу, тянулись за мной и вместе со мной всё делали. Мне не надо было ни на кого ругаться, никого заставлять. Никто не говорил: ты мне денег мало платишь, я это делать не буду. Мне было даже интересно, почему так происходит. В садике тогда были специалисты-психологи, в один из моментов сказала им: в жизни я вижу другое, а здесь сплочённый коллектив, единомышленники. И психологи выяснили, что рядом подобрались люди определённого качества – альтруисты. Мне, наверно, очень повезло. Но мы ведь полноценно кормили детей и понимали, что если они будут сыты, тогда спокойно можно работать с ними над развитием.

- Для вас это, наверно, был самый тяжёлый период. Пригодился ли полученный опыт в дальнейшем?

- Если вспомнить, то параллельно вела ремонт самого учреждения – делала крышу, подвалы, электрику. В 1996 году мне передали ещё одно здание, и у меня стало два шестигрупповых корпуса. Второе здание я тоже восстанавливала. А ещё мы сами изготавливали мебель – полочки, шкафчики, стеллажи для игрушек. Денег же не было, нищета, голь перекатная, а жить надо. Мы покупали фанеру, лак, шурупы, доску распускали на бруски, потому что отдельно они стоили дорого, и делали мебель. Здесь, в «Капельке», в семейной гостиной ещё сохранились стеллажи с тех времён, мы до сих пор ими пользуемся. Тут на территории игровых площадок мастерили домики. Но сейчас приняты госстандарты, и мы уже не имеем права сами что-то мастерить.

Опыт хозяйствования, опыт управления – да, пригодился. И в те годы я снова училась - в 1997 году закончила Российскую академию народного хозяйства и госслужбы при Президенте Российской Федерации. Мою дипломную работу по системному видению дошкольного образования комиссия рекомендовала к опубликованию. Эти наработки можно считать главным результатом того, что начала делать в «Алёнушке». Я придумала систему работы, которая предполагала дифференцированный подход к воспитанию детей - с шести месяцев до выхода в школу.

- Эта идея тоже родилась из наблюдений за детьми?

- Видно же, если ребёнок в семье заброшен, предоставлен сам себе.

Если дома на ночь ему сказку читают, песенки поют, во что-то играют, ребёнок окутан заботой - он другой. Он приходит с новыми эмоциями, навыками. А ведь есть и совсем маленькие дети, которые ни в ясли, ни в сад не ходят. Я снова пошла в семьи. Смотрю – а родители челноками заделались, им нужно выживать, им не до особого внимания к детям. Тогда я стала думать, как же быть. Если нет внимания ребёнку дома, он страдает, и как тогда говорить о его полноценном развитии. Тогда у меня появилась идея создать группы кратковременного пребывания. Я изучала зарубежный опыт – тогда только первые компьютеры появились – по работе с детьми вне детского сада. Много литературы нужно было просмотреть.

- Но ведь это совершенно новое направление работы, действительно образовывалась новая система детсадовского пребывания?

- В садике было шесть групп: две ясельных, вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная. И я вышла на группы кратковременного пребывания, начала работать с маленькими детьми, с шести месяцев. Сама подготовила своих специалистов. Дифференцированный подход предполагал работу с детьми с шести месяцев до года, от года до полутора лет, от полутора до двух. В два годика дети шли на полный день пребывания в садике. С двух до трёх лет они воспитывались у профессиональных педагогов раннего возраста. На группах ранних возрастов у меня работали одни и те же люди, как и сейчас, и я всегда подбираю женщин, которые могут эту работу делать. Не любой человек для неё подойдёт. Поэтому у меня очень серьёзный подход к кандидату на эту должность. С трёх лет специалист уже вёл ребят до школы. Если ребёнок проходил у нас всю эту схему, результаты были великолепные.

- Чего вы хотели и чего добивались?

- Мы полностью по возрасту ребятишек давали и знания, и умения, и навыки. И результаты были великолепные.

- В «Капельке» вы продолжили то, что начали в «Алёнушке»?

- В 1997 году меня назначили директором детского сада №58 «Капелька». Детсад изначально был «акроновский», потом его передали городу, теперь это муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №58 «Капелька». Коллектив остался в профсоюзной организации Росхимпрофсоюза.

Из 30 человек коллектива «Алёнушки» 15 пошли следом за мной сюда. Часть из них до сих пор работают здесь. И наша новая система «переехала» сюда. Когда я прочитала о психолого-педагогическом центре имени Н.А. Венгера «Развитие», я своих педагогов отправила в Москву на учёбу. Нам очень помогли эти знания.

Когда пришла сюда, постаралась сохранить коллектив, который тут был. Со дня основания здесь работает музыкальный руководитель Галина Николаевна Ополчецева, кастелянша Нина Васильевна Петрова. В этой системе не все педагоги могли работать, потому что она требует высочайшего уровня профессионального мастерства. Я сразу вычленила тех людей, которые будут способны справиться, а других доучивала. Ещё в «Алёнушке» для этого у меня была организована психолого-педагогическая служба. В штате было несколько психологов. Потом я открыла логопункт. Тоже сюда его перетащила. Позже у нас с финансированием становилось всё тяжелее, в итоге у меня остался только один психолог и один логопед. Они работают до сих пор. И система эта сохранена до сих пор.

Когда в Министерстве образования начались процессы модернизации дошкольного образования, там на нас обратили внимание. Эту систему я представляла на коллегии Министерства образования РФ в январе 2002 года, которая проходила в Великом Новгороде. Специалисты работали на базе нашего учреждения. А после коллегии меня пригласили принять участие в Международной выставке-форуме «Школа», где я получила «Золотую медаль» и звание лауреата. Там было 560 участников – учреждений образования, были представители Германии, Франции, других стран. Я представляла там систему и всю работу нашего коллектива. Наш детский сад «Капелька» стал победителем, мы получили такую высокую оценку. Потом в Новгород приезжали англичане перенимать наш опыт.

Любовь Николаевна Рагулина имеет награды: Почётная грамота Министерства образования Российской Федерации (2002 г.), Золотая медаль Международной выставки-форума «Школа» (2002 г.), нагрудный знак «Почётный работник общего образования Российской Федерации (2006 г.), юбилейная медаль «В память 1150-летия Великого Новгорода, знак «1150-летие зарождения российской государственности».

- Новгородских коллег интересует ваш опыт внедрения инноваций?

- Я очень много делюсь опытом. О своей работе многим рассказываю. В нашей инновационной деятельности, в вопросах управления нам много помогал Институт усовершенствования учителей, в дальнейшем ставший НИРО. В то время там был очень сильный педагогический коллектив. Долгое время я работала с Натальей Дмитриевной Крюковой. И если мы с коллективом нарабатывали какой-то материал, то делали всё, чтобы он претворялся в жизнь. С теми же группами кратковременного пребывания мы работали в инновационном режиме, создавали специальные программы и планы. И анализ наших наработок превратился в публикации. У нас издано много книг. Но шли к этому долго. Только в 2005 году подошли к выпуску трёх книг-пособий для родителей: «И на суше, и в воде», «Со мной уже можно заниматься», «Играем и поём вместе с малышом» - это хорошие «шпаргалки» для родителей. Авторы этих книг – наши педагоги. Мы были областной площадкой по распространению этого опыта. Книги мы давали родителям, которые воспитывают детей на дому. Это ещё одна форма работы.

- Когда я зашла на территорию садика, ребятишки, которые были на прогулке, меня обступили: кто вы, а что фотографируете? Любознательные, не зажатые, подвижные…

- Дети хорошие, и в том, что они общительные, интересующиеся – заслуга нашей системы воспитания.

Интерактив для ораторов, математиков и всех-всех-всех

- Детский сад откликается на современные реалии – у вас в группах и в методическом кабинете интерактивные комплексы. Это дань моде?

- Ну, что вы. Мы специально участвовали в  опытно-экспериментальной работе по созданию дидактических комплексов для интерактивных занятий. Мы и дальше продолжаем эту работу. Большая часть  педагогических  работников владеют информационным технологиям и умеют работать с интерактивной доской. Использование комплексов в воспитиательно-образовательной работе позволяет нам грамотно реагировать на запросы, интересы, потребности детей. Мы можем на качественном уровне работать с разными категориями детей: одарённые дети, дети с ограниченными возможностями здоровья - и не только потому, что это прописано в государственных образовательных стандартах дошкольного образования. Нам интересен процесс воспитания, нам важен результат. Недавно мы выпустили сборник «Детский сад будущего. Условия работы с одарёнными детьми». Авторы – педагогический коллектив детского сада №58. В этом сборнике мы поделились педагогическими методами и приёмами в работе с разными категориями детей, описали новые формы, технологии, которые используют педагоги нашего детского сада.

И посмотрите, как раскрываются дети. Вот ребёнок у интерактивной доски может прочитать целую лекцию о динозаврах, он прирождённый оратор, экскурсовод, и мы просто обязаны поддерживать эти выявленные нами его способности, создаём для этого условия. Кто-то склонен к математике и для него разработаны математические задания на интерактивной доске, кто-то склонен к музыке. Задания, предложенные детям, разноплановые, разноуровневые, затрагивающие разные области  развития – речевую, социально-коммуникативную, познавательную. Внедрили ещё одну форму – дистанционное общение и обучение. Если ребёнок болеет и не ходит в детский сад – мы не теряем с ним связи. По Интернету педагоги родителям направляют задания, которые в данный момент проходит группа. Малыш может позаниматься вместе с родителями, родители могут пообщаться с педагогом по скайпу, получить консультации, так что  после болезни ребенок возвращается в детский сад, ничего не пропустив, не выбыв из повседневной жизни своего коллектива. Этой работой руководит мой заместитель, моя «правая рука» Светлана Ивановна Кузнецова.

- Кроме приобретения дополнительных интерактивных комплексов для групп, где их нет, что больше всего заботит сейчас?

- Детский сад сейчас принимает 300 детей. У нас очень сильный блок физкультурно-оздоровительной работы, замечательный спортивный зал. А бассейн, к сожалению, не работает несколько лет. Но в этом году область включила нас в программу, у нас разработана проектно-сметная документация на восстановление бассейна и большого музыкального зала. Нам выделены деньги, и мы надеемся, что ремонт, как и запланировано, завершится в этом году.

Наталья МЕЛКОВА

Фото автора

Поделиться: