«Независимый наблюдатель должен быть рядом с источником наших бед»

Реформа местного самоуправления фактически его убьёт.

В декабре 2021 года депутат Государственной Думы Павел Крашенинников и сенатор Андрей Клишас внесли в нижнюю палату парламента законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Если депутаты поддержат инициативу, то с 2023 года с политического ландшафта фактически исчезнет такой вид народного избранника, как депутат сельского и городского поселения.

Насколько это критично для людей на местах? А сейчас такой депутат хоть что-то решает? Об этом «ННГ» поговорила с депутатом Окуловского городского поселения Светланой Финагеевой.

- В депутаты и не собиралась идти. Но, как говорится, встал вопрос – если не я, то кто? Конечно, и кроме меня в предвыборной кампании могло участвовать много хороших людей. Но они в силу разных причин отказывались. Пришлось мне. Хотя, честно, сильного желания становиться депутатом и не было.

- Почему так? За политикой тогда не следили?

- Да, была совершенно аполитичной. В эту «струю» я попала после попытки оптимизировать нашу районную больницу. На этой волне все неравнодушные жители объединились. И пока боролись за больницу, до нас дошло, что нас, народ, просто уничтожают этими законами. Поняли, что наша власть о нас, мягко говоря, не печётся. Я решила, что надо что-то делать, что-то менять. Начала обивать пороги инстанций в Окуловке. И везде слышала от служащих один и тот же вопрос – «а вы вообще кто?». Я говорила: гражданка России. Но реакции особой не было, разговаривать с «просто гражданином» на равных никто не торопился. Поэтому я вступила в «Яблоко», меня избрали председателем местного отделения. И тогда я смогла на красиво отпечатанном бланке задавать чиновникам те же вопросы, которые выносила на обсуждение как частное лицо. На это какая-то реакция уже была, всё-таки я выступала от лица политической организации.

С самого начала работы нашего отделения к нам активно обращались люди. Например, жаловались, что у нас в центре жилого квартала захотели поставить асфальтовый завод – с разрешения администрации. Вообще со временем я столкнулась с тем, что проблемы, которые приходилось выносить на обсуждение и решать, как правило, создавались администрацией. Одна из причин, по которой я пошла в депутаты, – пресекать в корне эти попытки.

Мне, конечно, не хватает опыта. Муниципальный депутат «на земле» должен быть и юристом, и экономистом в одном лице. Глава района меня всегда тыкает носом – мол, «вы ничего не понимаете в финансах». А я ему объясняю, что я депутат, народный представитель, и это вы должны мне объяснить так, чтобы я поняла и смогла донести позицию исполнительной власти до избирателей понятным человеческим языком. Сейчас меня перестали попрекать тем, что я «ничего не понимаю». Я и сама учусь – читаю документы, вникаю. Но это, конечно, сложно.

Сложно и противостоять административному ресурсу. В муниципалитетах  выстроилось абсолютно топорно-кустарное самоуправление. Местные чиновники говорят: «Нам сверху как приказали, так мы и выполняем». Поэтому я, с одной стороны, понимаю, почему власть намерена упразднить советы городских и сельских поселений. Чтобы всё формализовать окончательно.

Два года я ходила на заседания Думы Окуловского района. И я могу сказать, что депутаты там исполняют роль болванок для поднятия рук. Слово «нет» они говорить не умеют. Один раз показали смелость, выступили против пенсионной реформы. Так областная власть забила в колокола, наши депутаты были созваны снова – и уже переголосовали «как надо».

И с новым законом о фактической ликвидации местного самоуправления  та же история. Недавно к нам приезжал вице-спикер областной Думы Владимир Королёв, собирал предложения местных депутатов и глав поселений «по улучшению» этого закона. Понятно, что это формальность. Но я не понимаю, почему главы поселений не могут просто отвергнуть законопроект. Они же понимают, что после вступления закона в силу они фактически останутся безработными, их авторитет упадёт окончательно. Ведь раньше они могли хотя бы выстраивать отношения с предпринимателями, потому что имели какой-то вес – глава поселения мог чем-то помочь. Но что он скажет теперь, когда у него нет бюджета и полномочий? Предприниматель в таких условиях не будет помогать финансами в решении хозяйственных вопросов поселения.

В итоге в городской Думе Окуловки против этого закона проголосовали я и мой коллега Александр Бызов, избравшийся от «Яблока». Всего два человека.

Честно говоря, городские советы типа нашего давно уже ничего не решают. Всё решает глава администрации. Но даже когда депутаты выступают с какой-то инициативой, идущей поперёк решения администрации, чиновников это возмущает. Они даже слышать критики не хотят. Настолько они свыклись с ролью «вечно правых».

- Но ведь такая роль у муниципальных депутатов довольно давно, разве нет? Какая тогда у вас была мотивация избираться? Вы же наверняка понимали, что полномочий для решения важных проблем не будет.

- Смотрите, фракция «Яблока» в городском совете Окуловки состоит из четырёх человек. Всего там 15 депутатов. И нашей фракции удалось пресечь несколько задумок городской администрации, которые вредили бы горожанам. Про тот же асфальтовый завод я уже говорила.

Мы, независимые депутаты, должны быть хотя бы в роли такой занозы – чтобы чиновники работали, зная, что за их деятельностью смотрят со стороны и смогут об их ошибках или недобрых умыслах рассказать людям. Огласка должна быть, понимаете? Я выкладываю в социальных сетях посты о проблемах, о тайных и не очень приятных для граждан инициативах местной власти – и  точно знаю, что эти посты читают в городе. И чиновники боятся этой огласки. Поэтому такой независимый наблюдатель должен быть рядом с источником наших бед.

- Верно ли говорить, что сейчас уровень влияния муниципального депутата – это максимум какие-то незначительные хозяйственные вопросы? Например, привлечь внимание к ремонту дороги или фонарей.

- Это верное утверждение. Один член совета решить ничего не сможет, для этого должно быть объединение из нескольких депутатов. Вот, например, в нашей фракции четыре человека – и мы уже иногда можем убеждать чиновников, обращать их внимание на какие-то проблемы, добиваться небольших побед. Так, нам удалось добиться того, чтобы в Окуловке не вводили земельный налог для спортивных, образовательных, культурных организаций. Тут наш голос услышали.

Да, иногда бывает желание бросить всё и уйти, потому что разбивать голову о стену тоже не хочется. Но мне всё-таки важно оставаться в качестве наблюдателя, выступать живым укором совести.

Вот кто такой муниципальный депутат обычно? Довольно часто это директора школ, педагоги – люди, посвятившие всю жизнь работе с детьми. Они хорошие люди, но безвольные абсолютно. Но обличать их как-то язык не поворачивается. Поэтому независимые депутаты точно должны присутствовать. Но поодиночке мы - нули.

- Как среднестатистический избиратель воспринимает муниципального депутата - самого, по сути, близкого к нему?

- Если говорить о ситуации «в среднем по палате», то люди даже не знают, кто избран депутатом. Почти нет понимания, чем отличается депутат городского совета от районного. Для обычного человека депутат – это лицо, которое должно решить его конкретную проблему. Самые продвинутые избиратели, та треть, которая за нас и голосовала, знает про законотворчество, про наши инициативы. Но в основном для людей власть ассоциируется с одним человеком – с главой района. 

- Муниципальная реформа приведёт к тому, что останется теперь в районе  только районная Дума. Что это значит для избирателя?

- Объясню на примере. Когда мы боролись за сохранение больницы в 2019 году, в процентном соотношении население  нас очень мало поддержало. И только сейчас оно столкнулось с развалом системы здравоохранения и поняло, что их дети остались без медицинской помощи. Теперь до них дошло, что к  узким специалистам нужно ехать в Новгород – чтобы «пальчик сломанный починили».

И вот теперь избиратели так же не интересуются законом о фактической ликвидации местного самоуправления. Для них это - «высокая политика». Но после им придётся из своих глухих деревень, где живёт три человека и свет-то не всегда есть, ездить за справкой не в местный сельсовет, а в районный центр – по нечищенным дорогам. Так и будет, просто пока это до всех не дошло.

- Как вам кажется, зачем «большой власти» понадобилось окончательно добить местное самоуправление, у которого и так никаких полномочий не осталось?

- Видимо, теперь они решили юридически закрепить уже сложившееся по факту положение вещей. Чтобы уже точно эти ненадёжные граждане, не дай бог, не выбрали «неправильного» депутата или главу поселения, который неугоден власти. Это окончательная зачистка поляны. Де-факто и де-юре должно быть приведено в полное соответствие.

Матвей НИКОЛАЕВ

Поделиться: