Мэру придётся просачиваться через фильтр

Одновременно с новой редакцией устава областного центра городскими депутатами рассмотрен и ещё один весьма важный документ и тоже в новой редакции. Речь идёт о порядке проведения конкурса на должность будущего мэра.

В отличие от установления способа избрания главы – прямыми выборами или нет, вопрос регламентации процесса конкурсного отбора не регулируется ни федеральным, ни областным законодательством. Здесь как раз почти всё отдано на откуп муниципалитету. Не буду вдаваться в детали самой процедуры конкурсного отбора. Желающие смогут легко их уяснить из текста нормативного акта. Но вот на некоторые принципиальные моменты хотелось бы обратить внимание.

Прежняя редакция так и не вступившего в силу документа предусматривала массу обязательных требований к претенденту на должность главы города – от высшего образования до стажа работы в определенных должностях. И это понятно. При «двуглавой» модели отобранный конкурсной комиссией и одобренный депутатами сити-менеджер нанимался на работу. У него должна была быть квалификация, знания, умения, словом, набор тех положительных качеств, по которым хороший работодатель и отбирает для себя работника. А вот в той модели, что теперь будет закреплена в уставе города, мэр, являющийся одновременно и главой администрации, и главой муниципального образования – не наёмный работник. Он, как и сейчас, будет являться лицом, говоря казённым языком, замещающим выборную муниципальную должность. К претендентам на такую должность никаких особых требований не предъявляется. Ведь и при прямых выборах, и при выборах главы города голосованием депутатов, сам процесс всё равно является выборами, а не приёмом на работу. Отличие лишь в том, что при прямых выборах избиратели-горожане отдают свой голос за понравившегося кандидата непосредственно, опуская свой бюллетень в урну для голосования, а при вводимом сейчас способе свой голос отдают депутаты, выбранные горожанами. То есть депутаты выполняют роль выборщиков.

Не хочется, конечно, сравнивать несравнимое, но в далёкой от нас Америке нынешний президент, избранный как раз выборщиками, пришёл на свою должность не без скандала, что, однако не дало оснований тут же поменять действующую систему выборов на прямое голосование избирателями.

Вот и я не буду пытаться доказывать преимущество той или иной системы. Но и в том, и в другом случае избранное лицо будет являться мэром города, то есть мэром всех горожан, всех избирателей, а не депутатов, его избравших. И его даже можно отозвать со своей должности. И сделать это могут не только депутаты, объявив ему импичмент, но и сами избиратели, набрав необходимое число подписей и запустив соответствующую процедуру. Этот механизм остаётся и в новой редакции устава.

Как известно, претендовать на должность главы города в случае прямых выборов может любой человек, обладающий, говоря языком закона, пассивным избирательным правом. То есть дееспособный гражданин, достигший соответствующего возраста. Особых требований к личности закон не предъявляет. Неважно, есть у него образование или нет, понимает ли он что-то в вопросах управления или совсем в них не разбирается – неважно. Был бы «человек хороший», способный проторить дорожку к сердцу избирателя и склонить его поставить галочку в бюллетене за себя, а не за парня-конкурента.

Такой же подход в принципе применяется и при непрямых выборах, когда дорожку торить нужно к душам не тысяч избирателей, а всего к тридцати муниципальным депутатам. Вот здесь и возникает «фильтр» в виде конкурсной комиссии, которая при отборе кандидатов для голосования всё же должна из хороших претендентов рекомендовать тех, у кого есть, на взгляд членов конкурсной комиссии, разумеется, необходимые качества для исполнения обязанностей в должности мэра. И роль здесь играть должны не формальные документы-корочки, а то, что человек и в самом деле может предложить. Поэтому и основным документом, который нужно оценивать, будет являться программа соискателя должности.

Объём и качество этой программы определяет сам кандидат. Это и есть тот главный критерий, по которому что избиратели-горожане, что их выборщики-депутаты и могут сказать кандидату – нравится он или нет. Ведь никто не мешает избирателям, ознакомившимся с программой того или иного претендента, сказать своему депутату – голосуй, или напротив, не голосуй за него.

Исходя из этого, на мой взгляд, претенденты на должность мэра должны заручиться прежде всего поддержкой горожан, быть, если хотите, популярными среди них. Что сможет сделать мэр, прошедший процедуру конкурсного отбора и набравший большинство голосов депутатов, если будет несимпатичен главному лицу во всём этом действе – простому горожанину? Получит в свою сторону плевки и даже саботаж. Вряд ли в такой атмосфере удастся эффективно управлять городом.

А добиться такой поддержки со стороны горожан можно лишь в том случае, если будущие претенденты будут хорошо понимать, что их главная опора – сами горожане. Именно им нужно первым представить и собственную программу действий, и рассказать о себе. Хотя бы через доступные каналы, такие как интернет-ресурсы. Да и встречаться с избирателями перед процедурой конкурса, наверное, никто не запретит. Необходимые нормы, обеспечивающие такую открытость, в документе предусмотрены.

Конечно, прямой выбор через собственную галочку в бюллетене сокращает расстояние между избирателем и милым сердцу кандидатом. Но и альтернативный механизм может оказаться весьма эффективным, если им правильно пользоваться.

Константин ДЕМИДОВ,

заместитель председателя Думы Великий Новгород

Поделиться: