Губернская столица – слабое звено

«Кончайте людей дурить и начинайте работать как следует», - посоветовал губернатор Сергей Митин чиновникам мэрии на совещании, где рассматривалась социально-экономическая ситуация в Великом Новгороде.

На расширенное совещание в правительстве области в среду были приглашены мэр Юрия Бобрышева, его заместители, депутаты областной и городской Думы. Вопрос обсуждался серьёзный – у городского округа немало проблем по исполнению бюджета 2016 года и формированию финансового документа на 2017-2019 годы. Ситуацию «подогрело» и очередное письмо мэра Великого Новгорода,  направленное в ноябре в адрес региональных властей с предложением пересмотреть межбюджетные отношения.

Можно напомнить, что тема справедливого распределения местных доходов не раз поднималась ранее и депутатами городской Думы, принадлежащими к оппозиционным партиям. Они указывали, что областному центру оставляют лишь 15% собираемого здесь налога на доходы физических лиц, хотя закон позволяет увеличить долю, поступающую в бюджет муниципалитета. Так, депутаты от партии «Яблоко» предлагали поднять ее до 30%. Но представительный орган власти идею не поддержал.

На совещании отметили, что в правительство области регулярно поступают письма из городской администрации, только в этом году их уже более 20, с просьбами о выделении дополнительных средств - на ремонт дорог, предоставление жилья детям-сиротам, поддержание коммунальной инфраструктуры и решение других проблем местного значения. Профильные департаменты и областные финансисты рассматривали обращения, с городской администрацией не раз встречалась первый вице-губернатор Вероника Минина. Область находила возможность оказать финансовую поддержку городу по отдельным позициям. В нынешнем году губернской столице был предоставлен бюджетный кредит в сумме 50 млн. рублей, из дорожного фонда дополнительно выделено 197 млн. рублей.

Губернатор ознакомил присутствующих с письмом мэра, лично его зачитав. В нём сообщалось, что городская администрация завершила работу над составлением бюджета на предстоящий год, но обеспечить его выполнение будет проблематично. Объём муниципального долга достиг той критической отметки, когда наступает ограничение в привлечении заёмных средств. Под вопросом текущие расходы бюджета и реализация ряда муниципальных программ. Поэтому мэрия просит о финансовой поддержке.

Реально ли это? С нового года Минфином вводятся новые правила предоставления средств регионам из федерального бюджета. Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев подписал протокол, в соответствии с которым с субъектами будут заключаться соглашения об экономическом развитии территорий, причём, устанавливаются конкретные плановые показатели по достижению экономического потенциала каждого конкретного региона. На дополнительную поддержку из федерального бюджета регионы смогут рассчитывать только при их выполнении.

С «субъектовыми деньгами», как выразился губернатор, по отношению к финансам муниципалитетов область намерена поступать, руководствуясь теми же принципами, которые Минфин определил относительно субъектов Федерации.

- Подобные соглашения мы заключим со всеми районами и городским округом. Указ губернатора об этом уже издан, - отметил Сергей Митин. - В понедельник мы провели рабочую встречу в Минфине России. Согласовали подходы по формированию бюджета на следующие три года. Наша позиция по принятию сбалансированного бюджета положительно оценена Министерством финансов, отмечена стабильная динамика развития региона. Последние годы мы работаем в достаточно жёстких экономических условиях. Максимально мобилизуем доходные источники, сокращаем расходы, перераспределяем финансовые ресурсы на приоритетные направления, формируем бездефицитный бюджет. Такую задачу мы ставили и перед органами местного самоуправления. Большинство муниципалитетов работают над развитием экономики, утвердили и исполняют бюджеты без дефицита, взвешенно подходят к принятию новых обязательств при ограниченных доходах. В Великом Новгороде складывается совершенно иная ситуация.

По сведениям руководителя департамента экономического развития области Евгения Богданова, несмотря на большой процент трудоспособного населения в городе – 57,7%, в течение последних трёх лет в областном центре снижается численность работников, особенно крупных и средних организаций. Удельный вес убыточных крупных и средних предприятий составляет 44%. За этот же период почти на 15% сократилось и число индивидуальных предпринимателей. Доля Великого Новгорода в общем объеме инвестиций по области в 2015 году составила всего 35,8%. Сокращается вклад города в объем ВРП - с 65,4% в 2013 году до 62,8 % в 2015-м.

Можно добавить, что наиболее ликвидное имущество муниципалитета уже было реализовано в предыдущие годы - за последние пять лет город продал имущества на сумму более 700 млн. рублей, и теперь на поступления от приватизации рассчитывать не приходится.

Более половины расходов городского бюджета исполняется за счет межбюджетных трансфертов. Так, в первом полугодии нынешнего года собственных доходов - налоговых и неналоговых - удалось получить всего на 759 млн. рублей (34,9% от годового плана), тогда как 1,4 млрд. рублей составили безвозмездные поступления, в том числе субсидии на дороги, капитальный ремонт, социальные выплаты. В этой ситуации трудно перейти к верстке бездефицитного бюджета. В заканчивающемся году «дыра» в нем составила 214 млн. рублей.

По мнению Евгения Богданова, резервы роста доходов в бюджет Великого Новгорода есть – они в привлечении инвестиций, развитии малого и среднего бизнеса, развитии жилищного строительства. Это поможет пополнению бюджета.

Руководитель областного  департамента финансов Елена Солдатова отметила, что основным доходным источником бюджета города является налог на доходы физических лиц, который составляет 38% процентов от общего объема доходов, но темпы роста этого доходного источника в Великом Новгороде ниже, чем в целом по области. И если в текущем году прогнозируется по области получить прирост НДФЛ - 9,1%, то по Великому Новгороду прогноз скромнее - 6,5%.

 

Обратить внимание на такой параметр, как «норма управляемости», предложил городским чиновникам руководитель департамента внутренней политики Захар Ляшук. Число работников органов местного самоуправления в Великом Новгороде гораздо выше, чем в других городах Северо-Запада, аналогичных по численности населения. В структуре городской администрации существует 20 отделов со штатной численностью по две единицы и отдел, состоящий из одного работника. Например, в городском комитете по строительству – три подчинённых на три руководителя, в управлении по дорожному хозяйству и транспорту – один подчинённый на два руководителя, в управлении по жилищным вопросам – три подчинённых на четыре руководителя. Получается, что искусственно завышается уровень и оплата управленческой деятельности.

Если говорить о других замечаниях, то в их числе названы нерациональное распределение обязанностей между заместителями мэра, отсутствие прописанных должностных обязанностей. За что тогда отвечают чиновники?  

Свою помощь мэрии в формировании главного городского финансового документа готово оказать правительство области. Об этом заявила первый заместитель губернатора Вероника Минина, отметив, что необходимо приложить усилия для решения задач по увеличению доходной части городского бюджета, проанализировать расходы, учесть все риски при его подготовке.

- Должен быть подготовлен проект соглашения между правительством Новгородской области и администрацией Великого Новгорода об экономическом развитии. За выполнение показателей необходимо установить персональную ответственность руководителей. Отмечу, что при выполнении условий соглашения каждому муниципалитету предусмотрены гранты. Нам надо консолидировать усилия, - подчеркнула Вероника Минина.

Сам Юрий Бобрышев так охарактеризовал разработанный бюджетный документ:

- Это не бюджет, это бухгалтерский баланс. Его составление, в принципе, не требует большого ума, и мы его составили. При этом за бортом оказались такие показатели, как предоставление льгот. Льготы надо предоставлять, в том числе и чтобы бизнес приходил. Какие мы льготы можем предоставить – НДФЛ уменьшить, что ли? Других показателей у нас нет. Правила игры устанавливаются областными структурами, на территории города в том числе. И когда мы говорим об уменьшении поступлений от малого бизнеса – это потому что малому бизнесу выгоднее работать в других условиях, где все поступления идут в область.

Понятно, что на «святая святых» - НДФЛ – покуситься никому не удастся. Это не прерогатива местных властей. Возможно, мэру надо было бы говорить о том, что именно город предпринимает для создания условий для бизнеса – предоставления земельных участков, обеспечения их инженерной инфраструктурой, сокращения сроков оформления разрешительных документов. Но об этом речь не зашла.

Поэтому не стоит удивляться гневно-эмоциональной тираде губернатора, прозвучавшей на совещании:

- Мы должны обеспечить на всей территории области, как и на территории всей страны, единый уровень бюджетной обеспеченности. И мы не можем сделать так, чтобы в Великом Новгороде она была с коэффициентом 2,5, а в Холме 0,2. Не можем. Эта тема закрыта. И как гарант Конституции я запрещаю о ней даже говорить. А те, кто хочет это сделать, пожалуйста, вносите изменения в 482-й областной закон. Но даже если Дума его примет и губернатор утвердит – а я могу сказать, что не утвержу, - но если так будет - его прокуратура опротестует. Кончайте людей дурить и начинайте работать как следует.

Ольга СОМОВА

Фото с совещания: www.novreg.ru

Поделиться: