В Византию тачскрином

В Михайловском замке можно совершить виртуальное путешествие от базилики Сан-Марко в Венеции до Софийского собора в Новгороде.

Идя на выставку «Византия в третьем измерении: Ватикан, Италия и Россия», расположившуюся в одном из павильонов Михайловского замка в Санкт-Петербурге, честно говоря, не ожидали увидеть большого количества посетителей – всё-таки дневное время буднего дня к этому не располагает. И тем не менее, в Центре мультимедиа Русского музея (именно он занял выставочные помещения в Михайловском замке), в том числе и в зале, посвящённом новгородским храмам, у тачскрин-столов и плазменных экранов народ был. В основном - люди пожилого возраста, но это и понятно – у них теперь есть привилегия не жить в «рабочем графике», а использовать свободное время по собственному усмотрению.

Одна из женщин в разговоре выразила небольшое сожаление: с экскурсоводом информация была бы всё-таки доступнее и понятнее. Но, как я наблюдала далее, она и её такая же немолодая подруга с интересом переходили от одного стола к другому и, осваивая сенсорные экраны, перелистывали на них страницу за страницей. И чуть позже, подойдя к нам, собеседница сказала, что теперь они с подругой будут планировать поездку в Новгород, где ещё никогда не бывали.

Выставка, представляющая в 3D-формате дошедшую до наших времён Византию, организована Русским музеем и Международной ассоциацией городов наследников Византии (ACEB) при поддержке итальянского представительства Европейской Комиссии, музеев Ватикана и Новгородского музея-заповедника.

Надо согласиться с Натальей Брагинской, представителем АСЕВ в России, с которой мы пообщались на выставке, что мультмедийные технологии, используемые здесь, отчасти предполагают исключение человека (экскурсовода) из процесса ознакомления с материалом.

- Ведь появляются беспилотные летательные аппараты, объекты такси, и здесь на выставке у нас расчёт - на собственный труд посетителя, на то, Наталья Брагинскаячто он сам вникнет в предлагаемый контент.

А то, что посетительницы захотели совершить путешествие в Новгород после того, как увидели его достопримечательности на плазменных экранах, подтверждает ещё один постулат, на который опирается выставочный проект.

- Выставка не несёт в себе в чистом виде образовательной функции, - говорит Наталья Брагинская. - Это скорее просветительский проект. Вы посмотрели, погрузились в атмосферу. А с подробностями можете и дальше знакомиться, скачав MuByz или открыв книги – что кому ближе. Это скорее эмоциональное восприятие, чтобы все 25 объектов нахлынули на вас с экрана, вас окружили, захватили ваше воображение. И если у человека есть дальнейший интерес, он сможет знакомиться с подробностями любыми другими способами.

Как возникла идея этой виртуальной выставки и что же на ней представлено?

Об этом подробно рассказала Наталья Брагинская.

- В течение нескольких лет Ассоциация делала очень много собственных фотосъёмок, мы подготовили фотоальбом, он вышел уже в трёх редакциях. И возникла идея на базе накопленного уникального фотографического материала сделать мультимедийную выставку. В кооперации с Русским музеем, который поддержал эту идею, мы пришли к её реализации через мультимедийные ресурсы. Все 3D-объекты, которые мы видим вокруг на плазмах, сделаны специалистами Ассоциации исключительно для этой выставки. Но кроме того, они сделаны для мобильного приложения MuByz. Оно доступно в Google и App Store. Любой человек может скачать его на свой гаджет и, не выходя из квартиры, совершить путешествие, детально познакомиться с новгородскими или другими объектами, прослушать аудиоэкскурсию.

Мультимедийная выставка позволяет увидеть 25 виртуальных 3D-моделей, текстовые материалы, слайд-шоу. В электронной экспозиции Россию представляет Великий Новгород. Специально для проекта в 2016 году представители ACEB проводили съемки Софийского собора, Георгиевского собора Юрьева монастыря, церкви Спаса Преображения на Ильине улице, церкви Успения Богородицы на Волотовом поле, церкви Федора Стратилата на Ручью. Сопроводительные тексты, аудиогиды написаны ведущим научным сотрудником Новгородского музея-заповедника, кандидатом искусствоведения Татьяной Володиной. Кстати, к нынешнему летнему сезону музей планирует оснастить новгородские памятники специальными метками, которые позволят гостям города увидеть виртуальные копии с помощью мобильного приложения.

- Надо сказать, что Новгородский музей был основоположником нашей работы, - отмечает Наталья Брагинская. - Потому что именно при его поддержке мы смогли провести детальные съёмки пяти храмов Новгорода. Нужно понимать, что делать это было достаточно сложно, потому что съёмки надо проводить в отсутствие посетителей. Мы видим здесь прекрасные внутренние панорамы, интерьер снимали, когда не было людей, собор для нас открывался ранним утром. Плюс учитывали погодные условия – мы все знаем наш петербургский и новгородский климат. Когда изменяется погода, идёт дождь - нужно ждать. Несколько сотен фотографий делается для того, чтобы потом создать качественные текстуры для 3D-модели, чтобы вот так подробно можно было рассматривать все элементы храмов.

Кроме пяти храмов Великого Новгорода на выставке представлен ещё один русский объект - крест-энколпион из коллекции Русского музея «Распятие Христово. Богоматерь Оранта» периода XII – первой половины XIII веков. Интересно, что этот уникальный экспонат можно впервые увидеть только здесь, крест хранится в запасниках Русского музея и не доступен в оригинале даже жителям Санкт-Петербурга.

В других залах – византийские архитектурные объекты Калабрии, Сицилия –  маленьких городков Стило и Чефалу, а также наиболее масштабные объекты европейской культуры – Триумфальная арка Константина, базилика Санта-Мария-Маджоре в Риме, венецианский собор Сан-Марко и объекты Музея Ватикана, которые тоже не всегда выставляются в экспозициях для широкой аудитории.

Статистика посещений в первые дни работы выставки (она открылась 3 марта и продлится по 23 марта) показала, что в день сюда приходят человек 70. Цифра, может быть, не астрономическая, утверждают организаторы, но для Центра мультимедиа Русского музея – вполне приемлемая. Примерно на такой поток посетителей и рассчитывали, учитывая, что центр – вообще-то ещё молодой, он работает только с осени минувшего года и пока недостаточно известен как музейная площадка.

Что же касается самой выставки, то она может быть интересна не только взрослым, но и детям, потому что по сути - это анимация, и ребёнок может воспринимать всё на интуитивном уровне, не погружаясь в глубинные процессы, которые с большим интересом будет рассматривать взрослый человек.

Наталья Брагинская добавила:

- Очень важно, что наше приложение MuByz открыто для всех, оно бесплатно. Сейчас оно больше работает на взрослую аудиторию. Аудиогиды написаны на высоком искусствоведческом уровне, но в этом году мы будем делать адаптированные аудиогиды. Мы их рассматриваем в двух концептуальных направлениях – будет детский аудиогид и взрослый – для языковой практики. Например, вы в Италии, будучи носителем русского языка, берёте и слушаете аудиогид на английском или итальянском языке, если вам интересно погрузиться в языковую атмосферу. Но для этого аудиогид нужно адаптировать, нельзя использовать очень сложные конструктивные лингвистические формы, язык нужно сделать попроще.

Наталья МЕЛКОВА

Фото автора

Поделиться: