Рюрик в Новгородском кремле

Новый обитатель Соколиного двора флегматичен, пребывает «на своей волне», но дружелюбен по отношению к людям.

- От большинства обитателей Соколиного двора филин Рюрик отличается тем, что он ночная птица, их у нас меньше, - рассказывает сотрудник орнитологической службы Новгородского музея-заповедника Иван Кривда. - Он намного сильнее, даже сейчас это видно, его масса стремится к двум килограммам, а скажем, тот же сокол-балобан Альхон весит граммов 800. Эта птица может справиться с зайцем, тетеревом. И филин окажет НГОМЗ, Соколиный дворсерьёзное подспорье в охране кремля от ворон и голубей, помимо того, что порадует своим внешним видом. Пернатая охрана заботится о чистоте кремля, заботится о памятниках, куполах Софии. Поэтому Рюрик в первую очередь будет помогать нашему соколу-балобану Альхону. В зимнее время рано темнеет, сокол чувствует себя не совсем уверенно, а филин – ночная птица, замечательный охотник.

Филина музей-заповедник закупил птенцом в питомнике в Тульской области. Птица целенаправленно бралась для работы в кремле. В отличие от многих  питомцев Соколиного двора, которые пострадали в природе и здесь были вылечены, но которых по той или иной причине нельзя вернуть в природу, Рюрик цел и здоров. Сейчас ему уже пять месяцев.

- Это замечательная ловчая птица, - говорит Иван Кривда. - Воли он, конечно, не видел, он сразу же выращивался как будущий сотрудник кремля. Из питомника мы его забрали в очень раннем возрасте, специально, чтобы он максимально полно чувствовал себя членом человеческой семьи, если можно так сказать, считал человека своим ближним родственником. Это сработало.

Сначала маленький филин подрастал в квартирных условиях, а когда окреп и подрос, его перевезли его в кремль. Иван Кривда и орнитолог Владимир Михайлов  утверждают, что когда в первый раз высадили Рюрика в домик, чтобы посмотреть на его реакцию, он порадовал своей адекватностью, птица замечательно приспосабливается к новым условиям, несмотря на то, что вокруг шумы, потому что идёт реставрация. Филин, кстати, занимает самые большие «хоромы» на Соколином дворе – размеры домика специально подбирали, чтобы птица могла спокойно расправлять крылья и не рисковала своим оперением.

Как у филина появилось имя Рюрик? По словам собеседников, всё получилось, как на традиционном новгородском вече. Сначала коллектив Соколиного двора несколько часов спорил и никак не мог придти к единому мнению по поводу птичьего имени. Решили действовать традиционным способом – в группе ВКонтакте вывесили голосование. Победил Рюрик.

О характере птицы рассказывают, что Рюрик сам по себе достаточно флегматичный. Как и любой филин, он немножечко «на своей волне», живёт в своём мире, обращает внимание на то, на что сам хочет обратить внимание. Но между тем птица достаточно игривая – пока филин подрастал в домашних условиях, любил по-собачьи таскать обувь, ещё какие-то вещи, в общем, «ребёнок развлекался, как только мог». Рюрику нравится в кремле, он в целом положительно относится к людям, которых знает, это коллектив Соколиного двора.

Но охотиться с ним будет один человек. В ходе тренировок с птицей будет налажено максимально полное общение. Задатки охотника, инстинкты ловчей птицы в Рюрике уже видны, его не нужно будет долго обучать. На прошедших выходных он уже успел побывать в Старой Руссе на фестивале «Княжья братчина», и там был момент, когда он косо поглядывал на своего коллегу сокола Альхона. По словам Владимира Михайлова, на подготовку птицы к охоте уйдёт месяца два.

Меню у Рюрика типичное для большинства хищных птиц, которые обитают на Соколином дворе, - это крысы, мыши, суточные цыплята. Пищу своими силами «добывают» сотрудники орнитологической службы, частично помогает трапезная Софии, где стоят крысоловки, и крыс там не травят. Правильная тренировка заключается и в контроле порций корма, и контроле за массой тела птицы, чтобы она не потеряла способность добывать себе корм сама. Рюрик ни в коем случае не переедает, держится в определённой форме, в которой с одной стороны он максимально силён, с другой ему всё ещё интересно охотиться. Сокольники добиваются, чтобы птица охотилась не потому, что она хочет есть, а потому, что это ей по-настоящему интересно.

Практика использования хищных пернатых для защиты от других птиц достаточно распространена – их в этих целях используют на объектах культурного наследия, в том же Московском кремле, в аэропортах.

Сейчас, благодаря такой пернатой охране, популяция врановых перестала гнездиться в Новгородском кремле и разорять другие гнёзда, здесь появилось больше певчих птиц. И совсем скоро на вахту заступит Рюрик. Как правило, он будет отправляться на охоту вместе с тренером-сокольником ранним-ранним утром или поздним вечером – это зрелище не для многих людских глаз.

Улучшению ситуации с засильем голубей и ворон в кремле способствовала комбинированная работа музея-заповедника – с одной стороны свою миссию выполнял сокол Альхон, с другой – технические средства. Здесь постепенно подбирали оптимальные варианты. Чтобы не влиять на внешний вид кремля, не использовали визуальные отпугиватели в виде силуэтов птиц, но расклеивали пластиковые шипы по карнизам, которые мешают голубям высаживаться, шипы не создают опасности для птиц, но доставляют им определённый дискомфорт.

- Естественно, до тех пор, пока посетители в кремле голубей будут подкармливать, они будут здесь водиться, - констатирует Иван Кривда. - Но надеемся, что люди постепенно станут более сознательными, будут уважительно относиться к труду тех, кто ежедневно отмывает дорожки, очищает памятники. Да и в целом голубь – это пернатая крыса, которая переносит довольно много заболеваний. И хотелось бы, чтобы в центре города, в кремле их было немножечко поменьше.

Для этого и существует пернатая служба охраны Новгородского кремля. Сейчас на Соколином дворе Новгородского музея-заповедника постоянно обитают от 13 до 15 птиц - ястребы, соколы, вороны (не путать с воронами), несколько видов сов, орёл-беркут.

Наталья МЕЛКОВА

Фото автора

Читать также об обитателях Соколиного двора:

«В гости к кремлёвским соколам»

«Новогоднее новоселье Буча и Руты»

Поделиться: