Питенбур: «в пинжаке, жилете, при часах и картузе»

Новгородский музей-заповедник подготовил выставку праздничных деревенских мужских костюмов.

В Великом Новгороде в церкви Жён Мироносиц (Ярославово дворище, ул. Никольская, 3) работает выставка «Деревенские щёголи». На выставке представлено более шестидесяти праздничных мужских костюмов, бытовавших в новгородских деревнях в XIX – первой трети XX вв. Половина из них демонстрируется впервые.

К середине XIX века на территории Европейской России сложился определённый комплект одежды «на выход» для парней и молодых женатых мужчин. Многие элементы костюма были заимствованы из близлежащих городов. Аксессуары, подарки - «гостинцы», приобретённые на заработках в городе, должны были быть непременно редкими в деревне, они являлись для парня своеобразным символом пройденного испытания. «Городской» вид добавлял почёта и уважения молодому человеку.

Щёголи (бахвалы) любили похвастаться своим нарядом. Щеголеватых парней в деревне называли «питенбур», «петербур», т.к. чаще всего уходили на заработки именно в Санкт-Петербург. «Питенбур» выглядел в праздник так: «брюки на улицу, то есть поверх смазанных сапог, в пинжаке, жилете, белой крахмальной сорочке, при часах и картузе».

Вся одежда шилась из материала, купленного на ярмарке, или приобреталась в городе. На смену деревенским портам из домотканины пришли брюки, льняным рубахам («косовороткам») - рубашки из шёлка и атласа. Особой стати мужской фигуре добавлял жилет, одетый поверх рубашки. Часы с цепочкой относились к предметам роскоши, демонстрировали достаток крестьянской семьи и приобретались уже для совершеннолетнего сына, который начинал «женихаться». «Франтоватые» парни и мужчины укладывали часы в карман жилетки, а цепочку продевали через прорезную петлю таким образом, чтобы она свешивалась и была хорошо видна.  Молодые люди на голове носили кожаные или матерчатые картузы, а также шапки. По праздникам картузы украшали по околышу шелковой лентой или тесьмой, за которую в нескольких местах затыкали живые или искусственные цветы.

В молодёжном обществе наряду со щегольством ценились опрятность, храбрость, ловкость и проворство. Обязательным дополнением к костюму щёголя на гуляниях были трости, заимствованные из обихода высших сословий. Первоначально в деревне их носили для престижа, позднее трости использовались уже в качестве оружия в праздничных столкновениях между парнями и поэтому превратились в символ личного ухарства и молодечества.

Праздничная одежда, дополненная артефактами городского «чужого» мира, демонстрировала имущественный достаток и возрастную состоятельность деревенских парней и молодых женатых мужчин.

Поделиться: