Печенье для утешенья

Моя добрая знакомая, работник социальной службы, ухаживающая за престарелыми людьми, которые не могут себя самостоятельно обслужить, пожаловалась. Ещё в конце прошлого года на набор элементарных продуктов питания (хлеб, молоко и некоторые другие) для одной из своих подопечных бабушек она тратила порядка 370-380 рублей. Теперь та же корзинка стоит на сотню рублей больше. С ценами – беда, констатировала она.
Надо отметить, что люди, за которыми она ухаживает, в основном относятся к категории не слишком обеспеченных. Может быть, именно они могут рассчитывать на помощь в рамках различных акций милосердия. Но насколько эти акции эффективны?
Редакция получила информационное письмо о том, что международный производитель снеков Mondelez International совместно с Фондом продовольствия «Русь» подвели итоги совместной деятельности в России в 2018 году. По данным компании, в Новгородской области около 80 тысяч человек из социально незащищённых групп населения получили в прошлом году помощь от Фонда продовольствия «Русь» и ООО «Мон’дэлис Русь» – в целом это 30 тысяч коробок продукции компании таких популярных брендов, как Milka, Alpen Gold, печенье «Юбилейное», Oreo, бисквит «Медвежонок Барни», вафельный торт «Причуда», или в общем 78 тонн продукции.
Чтобы помощь распределялась справедливо, говорится в письме, к сотрудничеству привлекаются некоммерческие организации на местах. В Новгородской области распределению и доставке помощи способствовало областное автономное учреждение социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения Великого Новгорода и Новгородского района». В компании отмечают и помощь сотрудников областной администрации, которые «внесли серьёзный вклад в создание эффективной системы помощи нуждающимся».
- Реализуя программы в этом направлении, мы стараемся способствовать снижению уровня неравенства среди населения и ликвидации голода и недоедания, - говорит Юрий Головатчик, директор по корпоративным вопросам и отношениям с государственными органами компании Mondelez International в Восточной Европе.
Акция помощи в Год добрых дел – похвальна для компании, кто же тут поспорит. Но решит ли такая адресная продовольственная помощь проблемы нуждающихся – ведь по официальным данным в России в 2018 году около 19 миллионов человек проживали за чертой бедности?
В Новгородской области доходы ниже прожиточного минимума имеют 14,8% населения. И именно задачу по борьбе с бедностью правительство области видит приоритетной в 2019 году, о чём заявил губернатор Андрей Никитин в своём послании в декабре. Известно, что наша область вошла в число восьми пилотных субъектов РФ, где будет реализовываться проект по борьбе с бедностью. «Нужно научиться учитывать всю специфику семей, все потребности людей. При современном уровне развития технологий ничего сложного в этом нет», - цитировала губернатора его пресс-служба. Губернатор надеется, что область продумает адресную систему поддержки и сможет дойти до каждой малоимущей семьи. По информации пресс-службы правительства области, проект будет запущен уже в первом квартале 2019 года.
И вот как о большом достижении первый заместитель губернатора Сергей Сорокин сообщил о том, что нынешний благотворительный марафон «Рождественский подарок» собрал рекордную сумму пожертвований - 91,1 млн. рублей, что на 12,9 млн. рублей больше, чем в прошлом году.
Давайте признаемся честно, особой заслуги правительства области тут нет, кроме разве той, что социальная служба вновь взяла на себя организационные моменты по открытию счёта марафона и распределению средств, что делает уже десятилетиями – нынче марафон состоялся в 27-й раз. Пожертвования в фонд марафона внесли 1300 организаций, которые могут себе это позволить, и 18 тысяч жителей области, неравнодушных к чужой беде.
По информации регионального министерства труда и социальной защиты населения, «во время акции конкретную помощь получили почти 10 тысяч семей». Не ясно, дополнительная ли это помощь к тем 91,1 млн. рублей, что собраны в рамках марафона. Если фонд распределён именно на эти семьи, можно прикинуть, что каждая семья получила поддержку в сумме 9 тысяч рублей. Если нет – предположим, что собранные средства помогут ещё такому же количеству людей. Что ж, рождественские подарки, которые получили два десятка нуждающихся семей, – это тоже благое дело.
Но помогло ли это реально улучшить материальное положение 90 000 семей в области, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, - вопрос, согласитесь, с заведомо отрицательным ответом.