«Огненное письмо»

Ростовская финифть: от иконы до украшения. Выставка в Новгородском музее-заповеднике.

С 11 июня по 27 сентября в Главном здании Новгородского музея-заповедника (здание Присутственных мест, Кремль, 4) будет работать выставка «Ростовская финифть: от иконы до украшения». На выставке представлено более двухсот предметов XIX-XXI столетий с миниатюрной живописью по эмали: небольшие иконы и образки, ювелирные украшения, шкатулки и коробочки, пейзажи, портреты, натюрморты, а также крупные декоративные панно из собрания Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль». Этот музей обладает крупнейшим в России собранием финифти. Значительная часть коллекции музея представлена на выставке.

Искусство финифти - украшения эмалью - пришло на Русь в X веке из Византии, где ее называли «огненным письмом». В Ростове им начинают заниматься в XVIII столетии. Существовавшая при Ростовском архиерейском доме (Ростовском кремле) мастерская выполняла только церковные заказы: эмалевыми миниатюрами украшали церковную утварь, оклады религиозных книг, облачения священников. К середине XIX века в Ростове развивается художественный промысел, появляются новые мастерские. Производством заняты теперь не только священнослужители, но купцы, крестьяне и ремесленники. Они привносят своё мировоззрение, своё понятия о красоте и иконе. Изделия местных умельцев – небольшие иконки-образки становятся широко известными. Они сбываются многочисленным паломникам к местным святыням, ими снабжаются монастыри по всей России. Налажен и выпуск больших многочастных икон, миниатюрных копий известных картин. В начале XX века с приходом в моду стиля модерн, стремящегося эстетизировать каждую бытовую вещь, сделать её произведением искусства, ростовской финифтью начинают украшать повседневные предметы. На выставке можно увидеть один из таких - нож для бумаги.

Большая часть показываемых экспонатов - изделия фабрики «Ростовская финифть», которая была открыта 1960 году. Её художники стремились следовать сложившимся в промысле обычаям, развивать традиционные жанры. Одним из них стал портрет. Свое начало он получил в изображении святого. Именно в портрете художник и мог проявить своё мастерство. На выставке - портреты разных лет. Это своеобразные «приоритеты» времени: вожди, герои, поэты, учёные, исторические личности.

Узнаваемым ювелирным брендом фабрики стала цветочная тема. Цветочные композиции, поражающие изысканностью, лёгкостью и воздушностью, нашли широчайшее воплощение в женских ювелирных украшениях. Гарнитуры, серьги, кольца, кулоны, браслеты и броши талантливых художников-миниатюристов Е.С. Котовой, Т.С. Михайленко, Н.В. Серовой, Л.Д. Самоновой, В.Д. Кочкина были чрезвычайно востребованы. Работы этих мастеров отличает удивительная цельность росписи, материала и формы.

Наряду с портретами и цветочными композициями, развивались и другие жанры: исторический, пейзаж, сказочно-былинный – возможно, самый органичный для миниатюрной живописи. Наиболее ярко, самобытно и многопланово он представлен на выставке творчеством ведущего художника ростовской финифти А.А. Хаунова и заслуженного художника России Н.А. Куландина.

Жанр пейзажа, развитие которого началось в XIX столетии с изображения кремля и монастырей - святынь Ростова, получает иное воплощение в тонком и душевном лирическом пейзаже. Его признанные мастера в ростовской финифти – одаренные художники А.В. Тихов и В.Д. Кочкин.

ДЛЯ СПРАВКИ

Ростовская финифть - традиционный русский народный художественный промысел. Среди учёных единого мнения о происхождении этого названия нет. Одни придерживаются указания в этимологическом словаре русского языка Фасмера, согласно которому «финифть» происходит от греческого химео - «смешивать». Другие полагают, что оно возникло от другого также греческого слова фенгос, означающего «мерцание». Обе эти трактовки термина дополняют друг друга и объясняют, что такое финифть. Для её изготовления смешивают стекловидную массу (эмаль), а само готовое изделие будет переливаться, мерцать на свету.

Поделиться: