«Не эхо – это прямо с войны»

В городе на Мсте заложили капсулы с грунтом с мест гибели моряков-боровичан.

В Боровичах на высоком берегу Мсты у моста Белелюбского возле мемориального комплекса «Защитникам морских рубежей России» утром 7 мая было не так многолюдно, как могло бы быть, если бы не ограничения, обусловленные пандемией. Но, тем не менее, на торжественность события это обстоятельство не повлияло. Закладку грунта с мест гибели моряков-боровичан приурочили к 76-й годовщине Великой Победы.

У памятника собрались представители боровичского сообщества «Экипаж моряков запаса города Боровичи», общественной организации «Боевое братство», поисковики, неравнодушные горожане и школьники.

Звучит гимн России. На флагштоки подняты флаги Российской Федерации, ВМФ СССР и Андреевский флаг.

Валерий Артемьев, ветеран Вооружённых Сил России, ветеран-подводник, мичман в отставке, инициатор и автор проекта монумента, обращается к собравшимся:

- Сегодня необычный день. Мы собрались, чтобы вернуть память о пропавших без вести моряках-боровичанах. Восстановить их имена было необычайно трудно. 75 лет их подвиг во имя Родины был скрыт под грифом «совершенно секретно». Трудно было прочесть сотни похоронок, отправить запросы по всей стране с просьбой поднять и переслать в Боровичи грунт с мест гибели наших земляков. Но нашлись те, кто отправился на места геройских и невероятно трагических морских десантов. Под воду пошли водолазы-разведчики трёх флотов – балтийцы, североморцы, черноморцы. И подняли грунт из-под корпусов погибших кораблей и подводных лодок.

Валерий Артемьев, Боровичи

Грунт с мест, где сражались и погибли боровичские моряки, упакован в 35 гильз и 85 небольших пластиковых контейнеров. Пронумерованные гильзы передаются детям. 35 мальчиков и девочек по очереди устанавливают гильзы в специальные лунки в граните у чёрных каменных пластин, вмонтированных вокруг якоря в основании памятника, с наименованием мест сражений на Северном, Балтийском, Черноморском, Тихоокеанском флотах.

Боровичи, моряки запаса

Балтийский флот. «Невский пятачок». Краснофлотец Никитин Николай Григорьевич. Убит 2 октября 1941 года.

Балтийский флот. Кронштадт. Краснофлотец Гринин Евгений Федорович. Погиб в бою 25 сентября 1941 года. Линкор «Марат». Погибло 326 человек.

Тихоокеанский флот. Амурский залив. Лётчик Большаков Александр Васильевич. Погиб в бою в августе 1945 года.

Балтийский флот. Балтийское море. Краснофлотец военфельдшер Щербаков Иван Константинович Подводная лодка С2. Погиб весь экипаж 50 человек.

Черноморский флот. Город Керчь. Краснофлотец Иванов Павел Алексеевич. Пропал без вести в октябре 1941 года.

Балтийский флот. Остров Котлин. Младший сержант Архипов Николай Иванович. Умер от ран 22 января 1943 года…

Боровичане, сражаясь с врагом, погибли и остались навечно у балтийских островов Нарген, Лавенсаари, Тютерс, Гогланд, Сомерс, Эзель, Сескар, в Финском и Нарвском заливах. Матросы, лётчики, десантники – они отдали свои жизни у городов Луга, Туапсе, Кунда, Лиепая, Таллин, Ленинград, Севастополь, Колпино, Сталинград, Мурманск, Ораниенбаум, Петергоф…

Он очень длинный список мест, земля которых упокоила боровичан и горсти которой прибыли на их родину.

Грунт из контейнеров, которые Валерий Артемьев называет «коробочками», бережно высыпают на Клумбу памяти вокруг мемориала. Грунт искрится – он пересыпан разноцветными песками, ракушечником, и крохотными осколками битых стёкол от иллюминаторов линкора «Новороссийск», поднятых со дна Севастопольской бухты, где в числе экипажа погибли двое боровичан.

35 гильз и 85 контейнеров – это отдельные трагичные истории конкретных людей, чьи имена теперь возвращены из неизвестности и забвения. Но не все.

- На самом деле я ждал, что прибудет 350 образцов грунта – по количеству похоронок, которые у нас уже есть, - говорит Валерий Артемьев. - Почему гильзы и коробочки? Сколько я мог гильз получить, во столько и поместили прибывший грунт. Гильзы латунные от крупнокалиберного пулемёта с самолёта-штурмовика Ил-2. Это «воевавшие» гильзы, они с войны отлежали на дне Балтики, были подняты водолазами и мне переданы. Я их очистил, поэтому они и блестят так красиво. Именно в них, в «воевавшие» гильзы, я и уложил грунт с мест гибели моряков-боровичан. Там символизм за каждой горсточкой. То, как добывали этот грунт, - отдельный разговор. Рядом с двумя подводными лодками, из-под которых взят грунт, лежали с войны шарообразные, с рогами донные мины - неразминированные. Вот из каких мест грунт поднят. Это не просто эхо войны, это прямо с войны.

- Как долго собирали данные о погибших боровичских моряках?

– спросила у Валерия Яковлевича.

- Примерно год. Дело в том, что списки безвозвратных потерь моряков начали рассекречивать в октябре 2018 года. Гатчина, Центральный военно-морской архив, по мере рассекречивания списков имена одного-двух моряков каждый месяц мне присылает. Сейчас там подступаются к рассекречиванию и оцифровыванию документов с «Невского пятачка», помните, Невская Дубровка, там очень много братских могил. Мы планировали укладку грунта с мест гибели наших моряков ещё в прошлом году, к 75-летию Победы, но из-за пандемии нам не разрешили провести эту акцию. В этом году решили больше не ждать.

- Нашли ли вы родных ваших земляков, не вернувшихся с войны?

- Да, у нас на церемонии были 12 семей прямых родственников погибших – внучка, внучатые племянники, правнуки - родные людей из списка, выбитого в бронзе. Лично передавал им в руки коробочки с грунтом - родным лётчика Тихоокеанского флота Александра Большакова, внучке одного из погибших на линкоре «Новороссийск»… Они эти коробочки вскрыли, грунт высыпали на Клумбу памяти.

- Установить гильзы вы доверили ученикам школ.

Боровичи, моряки запаса

- Школьников, действительно, было 35. Я их приглашал персонально. Это победители и участники конкурса «Флоту России быть», мы его объявили в прошлом году, и в школах дети делали рисунки, поделки. Несколько школьников – это прямые потомки погибших моряков, среди них правнук матроса Евгения Гринина с линкора «Марат». Я ребятам передавал гильзы, и они установлены на монументе так, что никакие вандалы не смогут их вынуть.

С Валерием Яковлевичем Артемьевым мы общались уже не в первый раз. В наших публикациях мы рассказывали о том, как в непортовом городе на Мсте родилась идея создания памятного знака «Защитникам морских рубежей России». В октябре 2018 года состоялась закладка капсулы на месте будущего знака. А уже через семь месяцев, в мае 2019-го памятник открыли – с установленным в центре на пьедестале многотонным якорем с отслужившего атомного подводного крейсера. Тогда Валерий Артемьев показывал вмонтированные в основание чёрные каменные пластины с надписями мест гибели моряков-боровичан. И теперь список восстановленных имён пополняется.

Боровичи, моряки запаса

С «Экипажем моряков запаса города Боровичи», в составе которого двадцать офицеров, шесть мичманов и матросы срочной службы, городу на Мсте повезло. Они, профессией связанные с морем, продолжают служить своей малой родине.

Наталья МЕЛКОВА

Фото: Александр КОЧЕВНИК

Поделиться: