«Мечты, мечты, где ваша сладость?»*
Андрей Никитин прокомментировал итоги встречи с президентом Владимиром Путиным, состоявшейся 24 марта, сообщила пресс-служба областного правительства. Он рассказал, что одной из тем разговора стало возобновление работы аэропорта в Кречевицах.
«В прошлом году регион выполнил все обязательства в рамках дорожной карты по созданию аэропорта, но со стороны федералов ответных шагов не было. Я об этом доложил президенту, потому что это было его поручение. Сейчас определённая работа началась. Сейчас это просто областная земля – некий участок в микрорайоне Кречевицы. В первую очередь, мы должны определить с федералами, какая территория, какие объекты инфраструктуры нужны будут для аэропорта. Дальше все это должно будет перейти в федеральную собственность, попасть в программу, по которой объекты будут отремонтированы. Сейчас первый шаг – должна приехать комиссия из Росавиации. В ближайшее время мы определим, что из этой большой территории нужно для возобновления работы аэропорта. Процесс не быстрый, идти он будет ещё долго. Но все-таки важно, что президент это поддерживает», – сказал Андрей Никитин.
Ну, вот и третий новгородский губернатор, вслед за Михаилом Прусаком и Сергеем Митиным, увяз в мечтаниях о реконструкции кречевицкого аэродрома для возобновления авиационного сообщения в области. Можно со счёта сбиться, сколько проектов аэродромной «реновации» уже сделано и сколько денег в них вложено, с тех пор, как в 2000 году прекратила деятельность новгородская авиакомпания, отправив из аэропорта «Юрьево» последний пассажирский рейс по маршруту Новгород-Москва, и администрация области обратила взоры на аэродром в Кречевицах.
Мы к истории этих мечтаний не раз обращались. Можно вспомнить и то, как предполагалось, что будет создан аэропорт совместного базирования – до 2009 года в Кречевицах размещался 110-й военно-транспортный авиационный полк 61-й воздушной армии. И как удлинялась взлётно-посадочная полоса. И как в сентябре 2008 года администрация области объявила конкурс на разработку проекта - с ориентировочной стоимостью 45 млн. рублей - по обустройству гражданского сектора всё ещё военного аэродрома.
Президент Путин включился в решение проблемы ещё в 2014 году, когда на встрече с ним губернатор Сергей Митин обратился с просьбой включить аэропорт «Кречевицы» в государственную программу «Развитие транспортной системы России».
Эстафета перешла к Андрею Никитину в 2017-м, и уже в июле и.о. губернатора обговорил с посетившим область тогдашним министром транспорта Максимом Соколовым, «как будет реализовываться федеральная программа, и как, в какие сроки мы можем в неё встроиться». Загвоздка по-прежнему была за инвесторами.
Через год, в октябре 2018 года, Андрей Никитин порадовал региональные СМИ на пресс-конференции: «Я вам с удовольствием могу сообщить, что в федеральном бюджете на 2021-2022 годы заложены деньги на новгородский аэропорт. Сумма там достаточная».
Предстояло в очередной раз решить уже не единожды решаемую задачу – сделать проект обустройства аэродрома, а также найти инвестора на терминал.
В 2019 году был «определён подрядчик по разработке предпроектной документации на реконструкцию аэропорта «Кречевицы». Пресс-служба администрации губернатора сообщила: «16 августа подведены итоги электронного аукциона по выбору исполнителя работ по разработке предпроектной документации по объекту «Реконструкция аэродрома аэропортового комплекса «Кречевицы», г. Великий Новгород». В аукционе приняли участие ведущие проектные институты страны. Победителем признано ООО «Горпроект» (г. Москва). До 31 октября 2019 года исполнитель должен разработать схему генерального плана будущего аэропорта с обозначением его границ и площади, а также произвести расчёт прогноза интенсивности полётов и оценить влияние аэропорта на приаэродромную территорию».
Мы сделали попытку узнать у разработчика документации подробности о выполненном проекте, нам ответили, что право проинформировать об этом принадлежит заказчику. Но правительство области эту тему больше не развивало. До настоящего времени.
Что стало ясно теперь, после встречи Андрея Никитина с президентом? Из куцей, извините, информации пресс-службы облправительства и цитаты губернатора ничего не поймёшь. Какие «все обязательства в рамках дорожной карты по созданию аэропорта» выполнил регион, если по заявлению главы области, «сейчас это просто областная земля – некий участок в микрорайоне Кречевицы», и по новой надо «определить с федералами, какая территория, какие объекты инфраструктуры нужны будут для аэропорта»? Причём, опять необходимо «попасть в программу, по которой объекты будут отремонтированы».
Для новгородцев, обычных, а не обременённых желанием и возможностями летать на самолётах туда-сюда, тема возрождения аэропорта, может быть, не столь уж и актуальна. Возродить авиасообщение по области, по всей видимости, не представляется возможным да и не планируется: не существуют уже аэродромы в районных центрах, о парке самолётов, не имея средств, можно только мечтать, тем более что и в целом в России существует острая нехватка воздушных судов для развития местных и межрегиональных авиаперевозок.
Каким тогда может быть аэропорт и для кого? «Аэродромом подскока»? Или аэропортом регионального значения, осуществляющим межрегиональные авиаперевозки? Мне тут попалось расписание движения самолётов Новгородского аэропорта 1974 года. Жители области из Новгорода рейсами Як-40 могли лететь в Москву, Ленинград, Петрозаводск, Мурманск, Киев, Симферополь, Ригу, Минск. Куда сможем добираться мы воздушным путём, если аэропорт в Кречевицах всё-таки будет задействован? И, главное, позволят ли нам, новгородцам, наши собственные бюджеты воспользоваться такими услугами?
В общем, вопросов много, ответов – наоборот. А в небо, как видим, хочется. Хочется взлететь. Третий новгородский губернатор о создании в регионе авиакомплекса мечтает уже четвёртый год. Но, как сам говорит: «Процесс не быстрый, идти он будет ещё долго. Но все-таки важно, что президент это поддерживает».
Наталья МЕЛКОВА
Фото: эскизный проект аэровокзала, 2008 г.
-----------------------------
* А.С. Пушкин