Картина Богдана Виллевальде отправляется на реставрацию

В конце февраля масштабное полотно из экспозиции русского изобразительного искусства XVIII–XX веков Новгородского музея покинет привычное место.

С конца февраля посетители Музея изобразительных искусств (пл. Победы-Софийская, 2) Новгородского музея-заповедника не увидят на привычном месте центральное полотно, открывающее экспозицию русского изобразительного искусства XVIII – XX вв. Картина Богдана Виллевальде «Открытие памятника Тысячелетию России в Новгороде 8 сентября 1862 года» будет демонтирована и перемещена в специально оборудованное помещение на первом этаже музея для проведения реставрационных работ.

С 1 марта полотно будет находиться на реставрации, которую проведут специалисты мастерской реставрации масляной живописи Новгородского музея-заповедника. В ходе реставрационных работ с лицевой и оборотной стороны холста удалят поверхностные загрязнения; оборотную сторону конвертируют гидрофобизированным холстом; подведут грунт и произведут тонирование в местах точечных утрат; покроют лаком. Предположительно реставрация продлится до августа 2019 года.

ДЛЯ СПРАВКИ

Картина «Открытие памятника Тыся­челетию России в Новгороде 8 сентября 1862 года» выполнена в 1864 г. Богданом Павловичем Виллевальде по высочайшему заказу императора Александра II.

Центральное место на картине зани­мает изображение крестного хода членов Святейшего Синода, шествующих попарно в парадных облачениях с иконами и креста­ми, сопровождаемых хоругвеносцами, све­щеносцами, дьяконами и певчими. На первом плане эффектно выделяются конные изображения императора Алексан­дра II, цесаревича Николая Александро­вича, великих князей и сопровождающих их особ ближайшей Свиты. Далее разворачивается панорамное вос­произведение площади в центре новго­родского Кремля – главного места юби­лейного события и его многочисленных участников – от плотно слитных рядов во­енных и прибывших на торжество гостей – до новгородских дворян и горожан. В сложном совмещении многочислен­ных фигур художник выделяет фокусиру­ющую точку – величественный монумент Тысячелетию России, к которому стянуты все композиционные и смысловые нити, что придает упорядоченность и точность общему художественному решению.

Композиция картины выстроена не толь­ко в соответствии с академическими изобра­зительными канонами, но и согласно с при­дворным протоколом. Государственные и военные деятели расположены с учетом сословной и служебной иерархии, в соот­ветствующих торжественному событию па­радных мундирах и орденах. Особое внимание Б.П. Виллевальде уде­ляет точному изображению знаков отли­чия каждого из них, виртуозно передавая сверкающие золотом эполеты, рисунок ак­сельбантов, вензелей и кокард, разноцвет­ные перья плюмажей и султанов. Пышные наряды императрицы Марии Александровны и великих княгинь вносят яр­кий праздничный аккорд в общее настроение картины. Совершенно особое впечатление остав­ляют холёные породистые кони с ис­крящимися огнём зрачками, демонстри­рующие в размеренном шаге тонких пружинистых ног напряжённые рельеф­ные мышцы, скрупулёзно изображена ве­ликолепная упряжь. Каждый участок многофигурной компо­зиции максимально насыщен, достоверно воссоздано место действия, реалистично воспроизведено большое количество дета­лей. Все это делает произведение замеча­тельным историко-художественным доку­ментом своего времени.

В 1864 г. Б.П. Виллевальде представил картину «Открытие памятника Тысячеле­тию России в Новгороде 8 сентября 1862 года» для публичного осмотра в петербургской Императорской Академии художеств. Затем по распоряжению императора огромное полотно перевезли в Царское Село и разместили в Главной парадно-церемони­альной анфиладе Екатерининского дворца. В 1948 году из Дворца-музея г. Пушкина картина была передана в Нов­городский музей.

Автор картины – один из наиболее яр­ких мастеров академического искусства се­редины – второй половины XIX века, та­лантливый педагог, более сорока пяти лет руководивший батально-жанровым классом петербургской Императорской Академии художеств Богдан (Готфрид) Павлович Виллевальде (1818-1903). Готфрид Виллевальде родился 31 декабря 1818 г. в г. Павловске в богатой немецкой се­мье. С детства, принимая участие в заняти­ях и играх великих князей, он как сверстник постоянно общался с цесаревичем Алексан­дром Николаевичем, будущим императором Александром II.

С 1838 по 1842 гг. учился в Император­ской Академии художеств сначала в качестве вольнослушателя у знаменитого К.П. Брюл­лова, а, избрав своим поприщем батальный жанр, перешёл в класс немецкого живопис­ца А.И. Зауервейда, некогда выполнявшего картины иппического жанра по заказу На­полеона Бонапарта, а затем приглашённого императором Александром I в Россию. Завершив академический курс с Большой золотой медалью и званием классного ху­дожника 1-й степени, Виллевальде в 1842 – 1844 гг. продолжил обучение в Германии и Италии. В 1848 г. стал профессором и возглавил батально-жанровый класс Импе­раторской Академии художеств, которым ру­ководил вплоть до 1894 г.

Более полувека, на протяжении царство­вания Николая I, Александра II и Алексан­дра III, Б.П. Виллевальде оставался одним из наиболее востребованных придворных живописцев. По многочисленным заказам Императорского Двора художник создал де­сятки военно-жанровых композиций и про­изведений, посвященных знаковым офици­альным событиям.

Новгородский музей-заповедник

Поделиться: