Бойтесь лжебанкиров

Инструкция: как противостоять кибермошенникам.

В последнее время выявляется всё больше случаев телефонного мошенничества со звонками якобы из коммерческих банков или финансовой службы безопасности всех банков сразу (такой организации не существует). Используя подменные номера банков, мнимые сотрудники узнают конфиденциальные данные, а получив их, похищают деньги. Как же обезопасить себя от маскирующихся под сотрудников банков мошенников?

«По информации Центра мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере Банка России (ФинЦЕРТ Банка России), доля несанкционированных операций с использованием методов социальной инженерии увеличилась с 92% в 2017 году до 97% в 2018 году. Остальные 3% составляли вредоносные коды и прочее», - рассказала заместитель управляющего отделением по Новгородской области Северо-Западного ГУ Банка России Елена Балуева.

Объём несанкционированных операций, совершённых с использованием платежных карт в 2018 году, составил 1,4 млрд. рублей, что на 44% больше чем в 2017 году. Всего за год выявлено свыше 400 тыс. несанкционированных операций. При этом в 97% случаев клиенты сами передавали преступникам данные своих карт.

Как правило, мошенники представляются сотрудниками банка, говорят быстро и уверенно, используют профессиональные термины, чтобы втереться в доверие и получить персональные данные. Чаще всего обманщики звонят в неудобное время, например, когда человек спит и не может быстро сориентироваться. Мошенники сообщают о подозрительной операции, которая требует немедленных действий со стороны клиента. При этом они торопят и запугивают клиента, давят на его эмоции и уверяют, что случится что-то непоправимое.

Например, обманщики говорят, что по карте проводится подозрительный платёж на крупную сумму и чтобы его остановить, нужно срочно сообщить данные карты, ПИН-код или одноразовый пароль из СМС-сообщения. Если человек колеблется или отказывается их назвать, ему угрожают, что деньги с его карты прямо сейчас уйдут к мошенникам.

Если преступникам удаётся узнать нужную им информацию, они получают доступ к счёту и снимают с него все деньги.

Что нужно сделать, чтобы уберечь свои деньги от мошенников?

1. Если вам звонят из банка или финансовой организации, уточните фамилию, имя, отчество и должность звонящего и скажите, что перезвоните ему сами. Положите трубку и перезвоните по официальному телефону организации или на «горячую линию» банка. Не перезванивайте по тому номеру, с которого вам звонили, а наберите номер вручную, он указан на обратной стороне карты и на официальном сайте банка. Всегда звоните в банк только по официальному номеру и уточняйте информацию у оператора.

2. Не стоит паниковать и спешить. Если банк выявит подозрительную транзакцию, он сразу приостановит её на срок до двух суток. За это время вы можете либо подтвердить эту операцию банку, либо отменить её. Это решение надо принять в течение 48 часов – времени достаточно, чтобы хорошо всё обдумать и без спешки самостоятельно позвонить в банк. Если же вы ничего не сделаете, то через двое суток банк автоматически снимет блокировку и операция пройдёт.

3. Ни под каким предлогом никому не сообщайте персональные данные, реквизиты карты и секретную информацию: CVC/CVV-код на обратной стороне карты, коды из СМС и ПИН-коды. Называть кодовое слово можно, только если вы сами звоните на «горячую линию» банка.

4. Если клиент сам сообщит преступникам секретную информацию, которую нельзя разглашать, вернуть деньги через банк не получится. Если вы столкнулись с мошенничеством, то нужно сообщить об этом в свой коммерческий банк и интернет-приёмную Банка России (https://www.cbr.ru/Reception/). Сообщать о звонках мошенников очень важно, потому что этой информацией ЦБ делится и с банками, и с правоохранительными органами. Также Банк России передаёт информацию операторам связи – они могут заблокировать номера, с которых звонят мошенники.

Поделиться: