Битва за форель

Новгородчина состязается с Карелией за размещение завода по производству мраморной форели.

Сегодня заместитель губернатора Александр Бойцов провёл совещание, на котором подводились итоги пребывания в нашей области представителей компании-инвестора - Московского филиала «Аии Корпорэйшн Ою», которая рассматривает возможности строительства завода по производству мраморной форели.   

Дмитрий Вертков, директор ГОАУ «Агентство развития Новгородской области», сопровождавший гостей вместе с вице-губернатором в поездках по территории области, кратко проинформировал:

- В правительство Новгородской области при поддержке Минсельхоза обратился инвестор, который намерен построить фабрику по промышленному выращиванию форели. Объём производства 5 000 тонн в год. Поскольку выращивание форели предусматривает наличие кормовой базы, также рассматривается строительство комбикормового завода мощностью 50 тыс. тонн в год. Два дня инвестор осматривал Новгородскую область, побывал в нескольких районах. Сегодня у нас завершающая встреча, чтобы обсудить дальнейшие планы.  

Александр Бойцов предложил присутствующему на совещании Антону Воропаеву, финансовому директору Московского филиала «Аии Корпорэйшн Ою», поделиться впечатлениями и сообщить, на чём же всё-таки намерен остановиться инвестор.

Антон Воропаев поблагодарил вице-губернатора за организованное путешествие. Вот что он рассказал:

- За два дня нам удалось проехаться по большей части Новгородской области, посетить множество районов, посмотреть множество площадок. Площадки разные, на каждой есть свои плюсы и свои минусы, но в целом большинство площадок показались интересными и требуют дальнейшей проработки. Понравилась площадка в Мошенском районе, там большое количество воды, она пригодна для рыбоводства и выращивания форели, что предполагает наш проект. Там есть вопросы с газификацией и логистикой. Понравилась площадка в Окуловском районе. Она практически готова, можно заходить и начинать проект, начинать строить. Единственно, нужно дальнейшее исследование по поводу воды, потому что технологический процесс выращивания форели предполагает большой входящий и исходящий поток воды, причём воды определённого качества, которое должно быть постоянным. Понравилась площадка в Валдайском районе, потому что она более-менее готовая, и там, как я понимаю, некоторое время назад предполагался подобный проект, немного меньшего масштаба. Но тут возникает вопрос близости Валдайского парка, нужно всё учесть, чтобы ему не навредить. Эти три площадки приоритетные, но требуют дальнейшей работы. Всё нужно переложить в цифры, построить инвестору модели и посмотреть, сколько потребуется денежных средств по каждой из них. После этого уже можно будет принимать какое-то решение.

Чтобы «не томить», как выразился Александр Бойцов, журналистов, им позволили задать вопросы, после чего совещание продолжится в отсутствие представителей СМИ. Вопросы были заданы.

- Какие водоёмы будут использоваться заводом? Коснётся ли его размещение национального парка?

Александр Бойцов:

- Здесь не предполагается использовать водоёмы, это площадка замкнутого цикла. Предполагается использование как артезианской воды, так и забор из других водоёмов, но основа – это артезианская вода. Производство рыбы - не очень чистое производство, рыба потребляет комбикорма, в отходах получается органика. После того, как вода будет очищаться и сбрасываться для вторичного использования, органику тоже как-то надо использовать. Поэтому есть вопросы, которые нужно согласовывать с национальным парком, вписываться в те нормы и правила очистки воды, которые приняты по особо охраняемым природным территориям. То есть, это дополнительные условия, которые обременяют этот проект. И соответственно, его подготовка может занять более длительный период.

- Есть ли аналогичные проекты?

Антон Воропаев:

- В России аналогов подобному производству нет. Есть похожие, по такой же схеме замкнутого водоснабжения, но там идёт выращивание не товарной рыбы, а малька. Наша компания реализует аналогичный проект в Финляндии, в городе Варкаус, там немного меньший масштаб, объём товарной рыбы будет 1 000 тонн в год. Знаю, что есть аналогичные проекты в Польше, Дании, сейчас такой завод строится в Америке – во Флориде.  

Журналистам сообщили и другие подробности проекта. Максимальная сумма средств, которые инвестор готов вложить в него, зависит от многих параметров, размер инвестиций может составить порядка 50 млн. долларов. Если брать в расчёт оба производства - и форели, и кормов, то новыми рабочими местами могут быть обеспечены около 150 человек. Оба производства предполагают высокую степень автоматизации.

С точки зрения временных параметров - строительство завода займёт  порядка полутора лет. Если начинать выращивать рыбу ещё до полного ввода завода в эксплуатацию, то, по словам Антона Воропаева, через два года уже можно поставлять рыбу на прилавки магазинов. Рынок сбыта – Северо-Запад и Центр России.

- Так обоснуется всё же завод в Новгородской области и когда начнётся его строительство? – спросили журналисты.

- С точки зрения территории компания активно рассматривает ещё Карелию. Большинство форелевых хозяйств сосредоточено в этом регионе, и нас туда активно зовут. Будем смотреть, но ваш регион тоже отлично подходит для такого рода деятельности, - ответил финансовый директор фирмы-инвестора.

Присутствие журналистов оказалось как нельзя кстати, чтобы вице-губернатор, объясняя им ситуацию, ещё раз привёл и инвестору доводы в пользу размещения завода по производству товарной форели именно на территории Новгородчины:

- Удобная логистика и инвестиционная привлекательность в нашей области присутствуют. Самое удачное расположение завода, считаю, – именно у нас. Наша область производит около 300 тонн форели в год, а Карелия 4 500 тонн. Рынок Карелии насыщен рыбой собственного производств, при вводе новых мощностей неминуемо встанет вопрос реализации. Ленинградская область производит 6 500 тонн. Поэтому логично, что рынок должен смещаться сюда, в центр – в Тверь, Москву.

Александр Бойцов объяснил, по каким ещё причинам региональное правительство заинтересовано в этом предприятии:

- Рядом будет строиться завод по производству комбикормов. В Российской Федерации нет промышленности по производству комбикормов для рыбы. Второе – это рабочие места. И третье, самое главное, Новгородская область может производить пшеницу на фураж. Сейчас 200 тысяч гектаров неиспользуемых земель, их можно будет задействовать для того, чтобы выращивать пшеницу и поставлять на комбикормовый завод. Чтобы запитать завод, необходимо будет 45 тыс. тонн зерна в год.

Свой посыл Бойцов, улыбаясь, завершил репликой: «А, как известно, в Карелии пшеница не растёт». 

Антон Воропаев согласился:

- Привлекательный инвестиционный климат и удачное расположение региона по отношению к крупным городам-потребителям, Москве и Санкт-Петербургу, плюс Тверская область находится рядом, до Вологодской доехать недалеко - то есть, с точки зрения логистики Новгородская область очень подходит для расположения такого рода производства.

Как скоро и какое решение  примет инвестор – пока неизвестно. Возможно, остановить свой выбор на Новгородской области его подтолкнут не только объективно выгодные местные условия, но и советы «сверху». Александр Бойцов сообщил, что заместитель председателя Правительства РФ Аркадий Дворкович и заместитель министра сельского хозяйства настоятельно рекомендовали инвестору рассмотреть Новгородскую область в качестве площадки для размещения проекта.

Наталья МЕЛКОВА

Фото: Александр КОЧЕВНИК

Поделиться: