Заедаем стресс

Фастфуд вместо музея.

ФАКТ:

Россияне увеличили расходы на общепит, но урезали траты на культурный досуг. Алкоголь, сигареты, сладкое - вредное потребление возросло почти на 20 процентов, подсчитала аналитическая служба аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza на основе данных Росстата.

КОММЕНТАРИЙ:

Во втором квартале 2022 года структура расходов российских домохозяйств в значительной мере стала походить на пандемийную модель потребления. Траты на покупку алкоголя, сигарет и сладостей увеличились по сравнению с прошлым годом на 18,6%. При этом резко снизились расходы на посещение спортивных и культурных мероприятий – на 26,6%. Зато больше денег россияне стали тратить на рестораны, включая доставку готовых блюд на дом – на 15,3%.

В ситуации стресса на фоне экономической неопределённости расходы россиян на «вредное потребление» – сладостей, алкоголя и табака – во втором квартале выросли к аналогичному периоду годовой давности в среднем до 3500 руб. в месяц на семью из трёх человек. Доля этих расходов в общей структуре потребления увеличилась с 5% до 5,4%. Вместе с тем в ряде регионов, например в Москве, Чеченской Республике и Ненецком автономном округе, соответствующие траты возросли в 1,5 раза и более (в Чечне увеличились только расходы на сладкое, потребление алкоголя и табака осталось минимальным).

Больше всего тратились на сладкое, алкогольные напитки и сигареты жители Камчатского края (6480 руб. в месяц на троих), Москвы (6230 руб.), Мурманской области (6030 руб.), Чукотского автономного округа (6020 руб.), Ямало-Ненецкого автономного округа (5750 руб.), Ненецкого автономного округа (5310 руб.), Еврейской автономной области (5090 руб.), Ивановской области (4930 руб.), Ханты-Мансийского автономного округа (4660 руб.) и Тверской области (4650 руб.).

Настоящее время не для развлечений – можно сделать вывод из исследования. Как показывает анализ потребительских расходов, интерес к культурным и спортивным мероприятиям в среднем по стране значительно снизился. Граждане стали тратить на этот вид досуга на четверть меньше средств: –26,6%, 1910 руб. в месяц на семью, состоящую из трёх человек. В результате доля развлечений в структуре потребления упала с 4,4% до 2,9%. Сильнее всех сократили траты на культуру и спорт жители Рязанской и Ульяновской областей – почти в 2 раза (до 330 и 470 руб. в месяц на семью соответственно).

Однако среднероссийский показатель тянуло вниз меньшинство регионов (34), в том числе Москва и богатые нефтегазовые субъекты, в то время как в значительной части регионов (51) затраты домохозяйств на развлекательные мероприятия всё-таки увеличились. Особенно серьёзный рост был зафиксирован в Карелии (более чем в 5 раз), Воронежской (более чем в 4 раза), Челябинской, Смоленской областях и Республике Коми (в 3 раза и более).

Наибольшие расходы на посещение культурных и спортивных мероприятий могли позволить себе жители Магаданской области – 7250 руб. на семью из трёх человек. На втором месте оказалась Москва – в столице на культуру и спорт семьи тратили по 6190 руб. в месяц, чуть меньше – в Карелии (5920 руб.), которая одновременно стала лидером по динамике роста соответствующих трат. В десятку также вошли ещё два региона из нашего СЗФО: Санкт-Петербург (3040 руб.) и Ленинградская область (2700 руб.).

Ситуацию с потреблением можно охарактеризовать и так: хлеб вместо зрелищ. Сократив расходы на культурно-развлекательный досуг вне дома, россияне увеличили траты на общепит (прежде всего заведения фастфуда), включая доставку готовой еды на дом – в среднем на 15,3%, до 1680 руб. в месяц на семью из трёх человек, подсчитали аналитики. Особенно заметный скачок трат произошёл у домохозяйств в Ханты-Мансийском автономном округе, где расходы на кафе, бары и рестораны выросли более чем в 12 раз, до 4040 руб. в месяц. Впрочем, поясняют эксперты, такой рост был вызван в первую очередь эффектом низкой базы.

Значительно увеличились расходы на рестораны в Омской области (в 8 раз, до 4130 руб. в месяц на семью), одновременно регион стал лидировать по доле общепита в структуре потребительских расходов – она составила 7,5% при среднероссийских 2,6%. Больше всего денег на общепит и доставку готовой еды тратили жители Москвы – 4810 руб. в месяц на семью из трёх человек (за год эти траты выросли в 1,5 раза, а их доля в общем потреблении – с 3% до 4,3%), что в 3 раза выше среднероссийского показателя. В десятке лидеров по расходам на ресторанную еду также три региона СЗФО: Санкт-Петербург (3100 руб., в то же время затраты на рестораны петербуржцы за год сократили), Мурманская (2730 руб.) и Архангельская (2330 руб.) области.

Неразлучные исторические «братья» - Новгородская и Псковская области – в пояснительной записке не упоминаются, так как не попали ни в лидирующие, ни в замыкающие строчки этого своеобразного рейтинга. Тем не менее, изучив таблицу показателей, поделимся с вами некоторыми наблюдениями.

И на Новгородчине, и на Псковщине семьи во втором квартале 2022 года в сравнении с аналогичным прошлогодним периодом сократили затраты на общепит: новгородские на 1084 руб. (-45,0%), псковские на 467 руб. (-36,0%).

В первом квартале нынешнего года по отношению к первому кварталу 2021 года расходы новгородцев на культурные мероприятия снизились, но несущественно, до 978 руб. (94,7%) на семью из трёх человек. Траты же псковской семьи на такой вид досуга составили в денежном выражении 509 руб., но в процентном соотношении разрыв весьма значительный - всего 4,3% по сравнению с прошлогодним показателем.

Что ещё можно заметить? По всей видимости, псковичи – больше сладкоежки, а у новгородцев резко повысилась тяга к потреблению сладкого. Судите сами. Псковская семья из трёх человек во втором квартале нынешнего года потратила на сладости 1351 руб., что всего лишь на 1,4% больше, чем за аналогичное время 2021-го, а новгородская хоть и потратила на сладкое меньшую сумму, 1197 руб., но это на 24,9% больше, чем за второй квартал минувшего года.

Что касается алкоголя и табака, то тут население «братских» территорий ведёт себя сдержанно, не злоупотребляет, даже наоборот, однако новгородцы, судя по цифрам, более рациональны в приверженности к вредным пристрастиям. Затраты на алкогольную продукцию и табачные изделия новгородской семьи во втором квартале 2022 года составили 795 руб., и это на 14,2% меньше расходов за аналогичный период 2021-го. Псковичи также уменьшили затраты на алкоголь и табак, на 10,5%, но в денежном выражении превзошли новгородцев, истратив 2136 руб. на семью.

Какие выводы делают эксперты в исследовании? «Общие расходы российских домохозяйств за год выросли в номинальном выражении на 9,8%, что, конечно же, в первую очередь связано с подорожанием всех товаров и услуг. Однако траты на сладости, алкоголь и табак, а также ресторанную еду, в основном фастфуд, включая онлайн-доставку, увеличились заметно сильнее, в то время как на посещении кино, театров, концертов и спортивных мероприятий россияне решили экономить. Произошёл своеобразный возврат к пандемийной модели потребления, на этот раз продиктованный негативными экономическими ожиданиями населения. В ситуации неопределённости россияне идут по достаточно стандартному пути: готовы несколько увеличить расходы на вредную пищу и алкоголь – дешёвые заменители развлечений, помогающие скрасить досуг и заесть стресс, но при этом предпочитают сократить траты на досуг вне дома и другие излишества, а также в целом переключаются на более дешёвый ценовой сегмент и отказываются от дорогостоящих покупок – к примеру, расходы на бытовую технику упали сразу на 27%», – обращает внимание член совета директоров FinExpertiza Агван Микаелян.

Екатерина ВЕЛИХОВА

Поделиться: