За смешную цену
ФАКТ:
Состоялись электронные торги за право провести социологическое исследование в Новгородской области к сентябрьским выборам. За контракт, начальная цена которого составляла 340 тысяч рублей, боролись три участника, постепенно снижая цену. Но в последний момент в борьбу вступила компания из города Иваново, которая превзошла москвичей и питерцев. Новгородский претендент остался на 4 месте.
В результате цена контракта составит 212,5 тысяч рублей.
МНЕНИЕ:
Комментарий новгородского социолога Александра Жуковского:
- Теперь в соответствии с техзаданием победитель должен будет провести 3000 интервью во всех районах Новгородской области. Даже я со своими дешевыми схемами такой объем выполнить за эти деньги не смогу. Даже в режиме чрезвычайной экономии 340 тысяч рублей - это минимум, меньше такая работа стоить не может.
Интервьюеры меньше чем за 15 рублей брать интервью не пойдут. А ещё нужны транспортные расходы, командировочные, канцелярские расходы, создание базы данных, отчёты, технический и аналитический, налоги отдать...
Возможно, впрочем, что заказчику это исследование просто не нужно. «Они» и без социологов «всё знают».
КОММЕНТАРИЙ:
Скорее всего, мы снова столкнёмся с тем, о чём общество и так знает.
В прошлом году «Левада-центр» выяснил, что 27% россиян категорически не доверяют результатам соцопросов.
Противоположной точки зрения придерживаются 54 % опрошенных. Ещё 19 % респондентов так и не смогли определиться с ответом.
При этом 48 % россиян считают соцопросы полезными, так как они помогают разобраться в существующих в обществе проблемах и узнать мнение других людей. Одновременно с этим 9 % населения, наоборот, уверены, что тем самым исследователи мешают гражданам мыслить самостоятельно.
Каждый пятый опрошенный считает, что публикуются только те исследования, которые показывают деятельность властей в выгодном свете. Почти такого же мнения придерживаются ещё 8 % респондентов — они полагают, что отчёты подделываются в пользу тех, кто оплачивает проведение опросов.
В целом результатами социологических исследований интересуется меньше трети россиян — 31 %. Ещё 68 % не обращают особого внимания на результаты соцопросов.
Есть, правда, более свежие цифры. Уже в нынешнем году было объявлено, будто бы 70% граждан страны - в сумме - считают, что опросы «безусловно, отражают» мнения общественности и «скорее отражают». Проблема, однако, в том, что выдал этот результат ВЦИОМ - организация, которой вообще трудновато доверять. Я не уверен, что его работники способны честно ответить хотя бы на вопрос - «который час?».
Забавно, но ВЦИОМ при этом не скрыл, что 76% его респондентов не могут назвать ни одной темы опроса, которая бы им запомнилась.
Ещё смешнее, что и сами социологи в массе своей перестают доверять опросам. И не только потому, что убедились: респонденты не отвечают искренне, а стараются дать ответы, «которых от них ожидают». Но и потому, наверное, что знают собственную «кухню» и цену своей тщательности.
Цена, как видим на новгородском примере, может оказаться просто смешной.