Встаньте, детки, встаньте в ряд!

Детсады региона превратят в инновационные площадки.

ФАКТ:

На минувшей неделе региональное министерство образования известило, что 77 детских садов Новгородской области станут участниками проекта по развитию качества дошкольного образования  посредством мониторинга процесса. Идея принадлежит специалистам Национального института качества образования (НИКО, Москва). Всего в проекте примут участие более 1000 образовательных организаций по всей стране.

КОММЕНТАРИЙ: 

Несмотря на то, что семь детских садов Великого Новгорода и по два в Новгородском, Крестецком и Старорусском районах прошли через это в 2019 году, минобразования не взяло на себя труд рассказать, что такое мониторинг качества дошкольного образования (МКДО). Но предупредило: «В конце августа во время проведения ежегодной августовской педагогической конференции представитель НИКО подробнее расскажет о цели, задачах и рабочей программе проекта»*. Попробуем сработать на опережение, чтобы на педконференции заинтересованные лица могли задавать вопросы по существу.

*Что важно, руководство НИКО ответственно обязалось «провести обучение экспертов перед проведением МКДО в 2020 году».

Итак, проект разработан независимой некоммерческой организацией АНО ДПО «НИКО». Однако с 2018 года НИКО обещает предоставлять «всем участникам российской системы образования  научно обоснованные и апробированные решения, продукты и услуги в сфере образования». При этом доработки концепции и инструментария МКДО для воспитанников детсадов 3-7 лет завершились (и признаны актуальными и ценными) только в первом полугодии т.г., а для детей в возрасте до 3 лет эти документы будут доработаны параллельно с проведением мониторинга до конца 2020 года.

Но это никого не должно пугать, потому что «проведённая [в 2019 году] в регионах России апробация концепции, механизмов, процедур и инструментария МКДО подтвердила [их] развивающий характер... Дошкольные образовательные организации смогли составить структурированную, конкретную и последовательную программу развития организации»*.

*Любопытно, что на состоявшемся 25 мая  онлайн-семинаре «Мониторинг качества дошкольного образования в РФ: результаты апробации Концепции и инструментария МКДО в 2019 году…» при голосовании меньше всех баллов набрало предложение «Обеспечить доступ родителей к результатам оценки в ходе мониторинга».

И это тоже не страшно. В «Описании механизмов, процедур, инструментария МКДО…» специально отмечено: «На подготовительном этапе региональным и муниципальным координаторам [проекта] следует начать целенаправленную работу по созданию позитивного психологического климата проведения МКДО. Для этого проводятся предварительные мотивирующие консультации с руководителями и педагогами ДОО, призванные вселить уверенность в собственные силы, в доброжелательность экспертов МКДО, в общее стремление всех участников МКДО к повышению качества дошкольного образования».

Надо понимать, что уже сейчас идёт обучение и инструктаж региональных и муниципальных координаторов. О них минобразования в своём сообщении не сказало. Или фразу «Педагоги, которые примут участие в проекте, пройдут повышение квалификации, получат доступ к самым современным методическим материалам…» следует именно к координаторам и отнести?

Всё-таки придётся ждать августовского педсовета. И не бояться инноваций. Хотя, чем чаще автор это повторяет, тем выше, наверное, напряжение среди родителей малышей. Ну, а что поделаешь? Чем их успокоить? Например, проект этот называется «Вдохновение». Его ядром является оценка педагогического процесса, которая связана с уровнем овладения каждым ребёнком необходимыми навыками и умениями. А именно: 1 балл – ребёнок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает; 2 балла –  с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки; 3 балла –  выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого; 4 балла –  выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки; 5 баллов – выполняет все параметры оценки самостоятельно…

А никто и не говорил, что воспитанником детского сада быть легко.

Вторая (а может, и первая) составляющая процесса мониторинга – измерительные материалы. Здесь преобладают методы самообслуживания, когда исследуемые сами себя проверяют, заполняя, например, оценочные листы «Внутренняя оценка качества основной образовательной программы  дошкольного образования» и листы самооценки профессиональной квалификации и качества педагогической работы.

Не хочется подозревать наших педагогов в неискренности, но, положа, руку на сердце, многие ли способны поставить себе объективную оценку? Ведь человеку свойственна, если он искренно отдаётся работе, уверенность в том, что он делает своё дело правильно и хорошо. А если специалист равнодушен к профессии, тем более он не поставит себе «неуд». Однако разработчики проекта убеждены, что «процедура самооценки, самообследования ДОО является эффективной формой саморефлексии». Почему так? Да потому что «с использованием Инструментария МКДО данная рефлексия позволяет учесть существенные факторы качества педагогической работы… изучить риски и возможности реализуемой педагогической практики».

Чтобы преодолеть вероятность недоброкачественной «саморефлексии», создатели методики МКДО предлагают… «использовать процедуры согласования оценок разных участников, совместного обсуждения данных оценок разными группами участников МКДО». И тут, разумеется, главным становится не превратиться в унтер-офицерскую вдову, которая сама себя высекла.

Но ведь никто и не говорил, что не только воспитанником детского сада, но и воспитателем быть легко. «В России на сегодняшний день не выработаны единые механизмы, процедуры и инструментарий для государственного мониторинга/оценки качества работы организаций, осуществляющих образовательную деятельность», фиксируют внимание общественности и педагогов специалисты НИКО в альманахе №38 (2019) «Государственные системы оценки и мониторинга качества дошкольного образования». Не читали статью? Плохо. Впрочем, скоро всё изменится к лучшему…

Геннадий РЯВКИН

Поделиться: