Вам сюрприз!

Что в Великом Новгороде понимают под общественным мнением.

Год назад искусство нежданно-негаданно ворвалось на городские просторы в виде наиболее «беззубой» формы граффити - официально согласованного, рафинированного  мурала.

В большинстве своём новгородцы тепло приняли творчество молодых граффитистов. Яркие изображения на фасадах часто довольно унылых позднесоветских зданий многим пришлись по душе. Кто-то подмечал, что это добавляет скучным улицам города красочности и позитива. 

Однако, когда поутих поток восхищённых отзывов, щедро транслировавшийся государственными СМИ, появилась возможность услышать и тех, кто отнёсся к «внедрению культурки» с изрядной долей скепсиса. Есть у них претензии и  к фестивалю «Страницы истории».

Особой пикантности конфликту в этом году добавляет один из эскизов, попавший в руки к журналистам до официальной премьеры: увеличенная до масштабов фасада пятиэтажки православная икона из коллекции новгородского Музея изобразительных искусств у церкви Двенадцати апостолов на улице Десятинной.

СПРАВКА: 
«Собор двенадцати апостолов» - одна из известнейших икон новгородской школы. Служила храмовой иконой церкви Двенадцати апостолов на Пропастех, которая впервые упоминается под 1230 г. Стилистические признаки иконы позволяют связать её создание с 1432 г.

МНЕНИЯ:

Сергей ПУХАЧЁВ, искусствовед, руководитель Центра современного искусства:

- Само по себе внимание власти к облику города - хорошо. Бледно и серо выглядят новые районы; не мешало бы туда прийти художнику. Но это одна сторона. Вторая - согласование. Когда я однажды пришёл на работу [в Центр современного искусства] и увидел на стене богиню Гебу… я был поражён.  Такие вещи лучше показать предварительно. Хорошо, она совпала с нашими интенциями - мы  сильно не возражали. Но ведь там очевидная анатомическая ошибка в коленях. И видно, что это делал дилетант.

Понимаете,  я сам против согласований; я понимаю, что измучит чиновник любого  бесконечными перекидываниями футбольного мяча… Но когда речь о внимании всего города или серьёзных финансовых вложениях - тут хорошо бы посоветоваться. Вначале опубликовать то, что предполагается сделать. Чтобы люди высказались. И потом принять решение. У нас что, Сикейрос приехал, Ривера? Мы же не знаем этих ребят. Откуда они, какой они конкурс прошли, что была за комиссия? Одна из самых характерных ошибок  муралов прошлой «волны» - это Ярослав Мудрый со странным цветом лица, рядом с которым изображена каравелла Колумба. Да, там парусное вооружение каравеллы, то есть человек даже не представлял себе русские суда…  И неинтересный Рахманинов. Рыба на Великой - ну, 50/50.

Речь ведь идёт о «накате» на всю стенку, влияющем на сотни метров городского пространства. И тут ошибаться не хотелось бы.

Теперь что касается изображения иконы. Это тоже очень непростой вопрос. Оригинал находится в собрании музея. Он  является правообладателем…  И можно ли увеличивать небольшую икону, предназначенную для сакрального пространства церкви, делать из неё монументальную роспись, которая больше находящейся рядом церкви в 2 раза? Это смотрится диковато. Церковь небольшая, уютная.  Там бы вообще не трогать ничего.  Тем более стена   дома - с окнами. Из которых будут выглядывать люди. Это, получается, как из иконы, что ли?

Мне ни в коем случае не хотелось бы, чтобы энтузиазм молодых людей, занимающихся украшением города, остановился. Но и допускать элементарные и грубые ошибки в реализации тоже нельзя.

Мы знаем, что настенные росписи Бэнкси  увеличивают стоимость домов и кварталов. И люди не дают их стирать, и всё прочее. Но ведь, во-первых, это уникальный случай. Во-вторых, он смог своим поведением, всем своим юмором… таким вот уличным по-настоящему искусством свою славу завоевать.

В нашем же случае там юмором-то никаким и не пахнет. Никакого эмоционального чувства, отсутствует остросоциальная тематика. Присутствует тут звериная серьёзность, которая как раз свойственна молодым людям.

Пространство города - этой темой я занимаюсь на платформе Центра современного искусства. Я мечтал, чтобы оно осваивалось художниками. От поребриков и зелёных насаждений до фасадов домов. Но всё это должны делать опытные люди, профессиональные и именитые художники.

Исак ФРЕЙДМАН, советник генерального директора Новгородского государственного музея-заповедника:

- Когда речь идёт об изменении городской среды и облика города молодёжью, самим населением города - это чрезвычайно правильно. Другой разговор - как это делать. Первый фестиваль в прошлом году оставил в  городе множество изображений. И, я сейчас привожу свою личную точку зрения, большинство из них очень спорные.

Вообще  вторжение в облик города требует тактичности и осторожности. Бурно   развивающийся сегодня стрит-арт - явление, уже нашедшее своё место. Оно в облике многих городов присутствует, формальное или неформальное. Но оно требует особого внимания именно в таком городе, как Новгород. Он просто исторической судьбой обязан максимально хранить и беречь ансамбль, создававшийся веками, он и так достаточно пострадал, потому что застройка в основном типовая, гражданской архитектуры средневековой не сохранилось… А план щусевский, максимально способствовавший выявлению древних памятников, ансамблей, не был выдержан. Поэтому ситуация достаточно сложная. И это ни в коей мере не значит, что любое пространство любого дома, не заполненное рекламой или какими-либо визуальными изображениями, должно быть раскрашено, зарисовано. Это, конечно, далеко не так. И уличное искусство требует не цензуры, но достаточного общественного обсуждения. Не массового. Потому, что массовый вкус - это вкус, воспитанный массовой культурой.  И ориентироваться на него ни в коей мере нельзя.

Благое, в принципе,  дело, которое областным министерством спорта и молодёжной политики затеяно , оно осуществляется без достаточного привлечения экспертов, специалистов; без обсуждений, сводящихся не к запрещению, но дискуссии людей. Они искренне хотят, чтобы город был краше, они искренне хотят изменить облик города, но они должны все вместе в результате обсуждения прийти к выводу: какие места подходят для нанесения той или иной живописи. И во всяком случае, эскизные варианты должны обсуждаться. Это ведь в итоге не картина, которую можно снять со стены или перевернуть тыльной стороной. Это остаётся  надолго.

Особенно чутким и осторожным нужно быть при использовании православной тематики. Потому что её внедрение в другой слой культуры требует особой тактичности. И всё, что изображено на иконе, в монументальной церковной живописи, оно создано для особого пространства. И не может быть просто так перенесено в других масштабах на стены жилых зданий.

Ирина ЧАДИНА, заместитель министра спорта и молодёжной политики, начальник отдела молодёжной политики:

- Фестиваль «Страницы истории» проходит уже второй год. Положение о новом конкурсе было запущено ещё в начале 2020 года. Министерство собирало заявки, потом конкурсная комиссия отбирала эскизы. На комиссии были представители нашего министерства, поскольку мы являемся организаторами конкурса, и представители  районов области, где проходит фестиваль -  кандидатуры предлагали сами муниципалитеты.  Все согласования муниципалитетов были получены. Городская администрация занималась согласованием фасадов и предлагала, где мы можем нанести муралы.

Собирать широкое общественное обсуждение эскизов у нас не предполагалось. И художников (речь здесь идёт о значимых для новгородского искусства фигурах - М.Н.) мы не привлекали, не видели в этом необходимости.

Мы как бы ориентируемся на отзывы наших жителей, и региона, и города. По мониторингу социальных сетей. В публичное поле мы до последнего момента не выпускали эскизы, потому, что это всё-таки эскизные работы.

Что же касается исторических ошибок… У нас фестиваль уличного искусства. Есть эскизы авторов. И ребята изобразили их видение истории Великого Новгорода.  Это же не заказная работа, когда мы даём определённую картинку, и они на эту тему рисуют. Это уличное искусство, это молодые авторы, которые своё отношение к Новгороду выражают.

У нас есть возможность корректировать фасады, это не монументальное произведение (хотя вообще «произведение монументальной живописи» - это определение термина «мурал» и его производных - М.Н.). Мы рассматриваем возможность какие-то фасады потом обновлять, какие-то переделывать в рамках фестиваля, который будет у нас ежегодно проходить. Будем следить за работами. Уже был инцидент с Рахманиновым, когда там внизу нарисовали что-то. Мы с администрацией, считаю, очень чётко сработали. Обратились, чтобы удалили роспись внизу, к счастью, до мурала до самого не добрались вандалы.

В принципе, будем дальше следить и прорабатывать. Мурал на Городском Дворце культуры [«Город»] спустя некоторое время, возможно, будем переделывать, потому что там краска немного выцветает… И другие сюжеты.

Город - живой организм. Поэтому хотелось бы нам, чтобы все были удовлетворены. Хотя это очень сложно - учесть все мнения и все вкусы…

В этом году планировалось оформить 5 новгородских фасадов. Были у нас заявлены художники из Болгарии, они прошли конкурсный отбор, но, к сожалению, не смогут приехать. Поэтому один фасад мы решили сделать в Старой Руссе - эскиз  подходит  этому городу. В конечном итоге, областной центр получит 4 работы. 

Тематику до «премьеры» стараемся не раскрывать - фестиваль несёт элемент сюрприза, раз уж мы завели такую традицию.

 

«Портал-53» сейчас не может втянуться в дискуссию об искусстве, раз росписи - это сюрприз для нас, как и для всех.  Увидим сюрпризы, ахнем - и вот тогда... Но никуда не денется «социальный» вопрос:  насколько правомерны действия «министерства» и созданной им конкурсной комиссии? Следует ли в таком волюнтаристском духе осуществлять «преображение» города? 

Конечно, многим по нраву придутся работы молодых художников. Но всегда найдутся и те, кто ярким, как макияж сельских девушек, рисункам предпочёл бы более сдержанные тона фасадов. Конечно, вкупе с аккуратным добавлением определённых архитектурных деталей типовым «коробкам» - к подобному опыту вот уже несколько десятков лет прибегают в странах бывшего восточного блока. Но вот беда: пока рисунки привлекают гораздо больше внимания  при меньших затратах - вместо комфортной городской среды мы так и будем получать аляповатые граффити на фоне унылых дворов.

Максим НИКИТИН

ОТ РЕДАКЦИИ:

В репортаже областного ТВ журналистка столь простодушно и торжествующе сообщила, что эскизы валдайских росписей держались в тайне до последней минуты -  как будто так оно обязательно и должно быть.

Хотелось надеяться, что уроки предыдущего «захода» в Новгород граффити-райтеров, результаты которого (все эти «я так вижу», которые опять пытаются защищать) затем жестоко раскритиковали на градостроительном совете, были учтены. Увы, не получилось.

Думается, самый простой вывод должен был быть таким: в исторической части города - никаких «сюрпризов». Чтобы там не появлялись дикие росписи, как на «Пяти углах» с видом на кремль и Софию:  абстрактные, но  вполне малоталантливые. И уж точно не имеющие отношения к этой территории.

Но для этого требовалась гласность в работе конкурсной комиссии. Но горожане не в курсе даже, кто в неё входит, есть ли в составе авторитетные специалисты. На сайте министерства об этом не узнаешь. Тоже «сюрприз»? И с кого земляки должны будут спрашивать впоследствии?

И следует ли вообще играть в «сюрпризы» в таком деле?

Знаете, это как с подкладыванием монетки в пирожок: глядь, а счастливчик сломал зуб о нежданный «дар судьбы». Мы уже стольких «зубов» в Великом Новгороде лишились!..

P.S.

Уже после беседы с зам. министра нам дополнительно сообщили, что воспроизведение иконы вроде бы решили и не рассматривать. И хорошо. А то у редакции появилась пара вопросов: полагается ли верующим креститься на эту стену, раз на ней - вроде бы - икона? А если какие-нибудь маргиналы совершат у этой стены некое непотребство - будут их судить, как обычно, за нарушение общественного порядка (административный штраф), или сразу - за окорбление чувств верующих (по УК РФ)?

Оставим эти вопросы на случай, если в будущем в городе всё же захотят украсить стены чем-нибудь сакральным. Ведь, судя по особенностям организации таких мероприятий, всякое возможно.

 

Поделиться: