Уступчивых - матросят

Каким может быть компромисс между строительством ВСМ и охраной природы Новгородчины?

ЦИТАТА:

На октябрьской пресс-конференции губернатора Новгородской области А. Никитина «ННГ» задала Андрею Сергеевичу  вопрос из двух взаимосвязанных частей:

- Удалось ли уже найти какие-то подходы к компаниям, которые взяли бы на себя как авиаперевозки, так и обслуживание новгородского аэропорта, воссоздание которого широко анонсируется? А вторая часть вопроса – строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали между столицами. было бы большим прорывом, если бы остановка её поездов оказалась ближе к Новгороду, чем остановка «Сапсанов», но мы до сих пор не представляем себе точно проект ВСМ. Знаем лишь, что есть два  варианта, один из которых может пройти через особо охраняемые территории нашей области. Отсюда вопрос: готово ли правительство области отстаивать и экологические интересы и вести переговоры с «РЖД», чтобы был выбран наиболее безопасный для нас, новгородцев, вариант прохождения трассы?

А. Никитин ответил:

- Дата строительства Новгородского аэропорта – это где-то 2022 год. Что происходит сейчас? Специализированная компания делает предпроектное исследование. С тех пор, когда здесь был военный аэродром, очень сильно поменялись авиационные нормы и правила, и надо определиться с тем, как на этом месте должен выглядеть современный аэропорт.  Эту работу они должны выполнить до конца года. Как только выполнят,  мы поймём, какой объём земли мы должны передать в федеральную собственность. Поскольку исходя из поручения, которое дал президент страны в ответ на моё обращение, аэропорт будет строиться за федеральные деньги. Не хочется, чтобы было, как в Калужской области, где получили субсидию и построили региональный аэропорт, который им теперь дорого обходится. Хотелось бы этого избежать с точки зрения не самого жирненького новгородского бюджета. Нашей ответственностью будут   терминал и подъездные пути. Здесь, конечно, надо будет искать инвесторов. В этот момент нам  и надо будет начинать прорабатывать вопрос и с операторами аэропортов, и с авиакомпаниями, которые могут сюда летать.

Какие это могут быть компании, очень сильно зависит от второго вашего вопроса – как пройдёт ВСМ, как мы будем сопрягать эти вещи. По ВСМ дискуссия идёт. Поверьте, есть огромное количество людей в нашей стране, которым глубоко наплевать на Великий Новгород и его интересы. Есть проект какого-то года, который идёт параллельно ныне действующей железной дороге, и им проще всего достать его. Дескать, на Новгородчине есть особо охраняемые территории – так пусть она и дальше остаётся таким тупичком, а мы обойдёмся без экологических  проблем и без компенсирующих мероприятий. Но есть люди, которые позицию нашу поддерживают, и это тоже не самые последние люди – это министр экономики, заместитель председателя правительства, отвечающий за транспорт. Думаю, что мы с вами узнаем финальный вариант где-то к концу года. И безусловно, правительство области будет участвовать в процессе согласования. А дальше нам надо будет с ними какой-то компромисс найти. Безусловно, это должен быть не тот компромисс, который нас лишит всех ООПТ. Но здесь надо понимать, что должен быть некий баланс между интересами людей, которые сегодня живут здесь и интересами охраны природы, которые тоже важны. Я думаю, надо будет найти эту точку баланса. Можем, в принципе, не спорить с ними, а сказать: идите туда, куда [раньше] планировали, а мы будем как-то сами здесь жить. Наверное, не все с этим согласятся  у нас в Новгородской области.

 

КОММЕНТАРИЙ:

Из сказанного губернатором можно сделать вывод, что при поиске «компромисса» экология будет играть не первостепенную роль. Честно говоря, я лично не понял противопоставления «людей, которые живут здесь» - и «интересов охраны природы». «Люди, которые живут здесь» должны, казалось бы  переживать «вопросы охраны природы» остро, как глубоко личные. Ведь экологическое благополучие (или неблагополучие) – это то, во что погружены не только мы сами, но и наши дети-внуки-правнуки. С моей точки зрения, таких людей на Новгородчине куда больше, чем потенциальных покупателей билетов на сверхскоростной поезд. Может, региональная власть референдум по этому поводу устроит, чтобы иметь представление о «социологии» вопроса?

Не устроит, конечно. Но мы помним реакцию общественности на проект 90-х годов. Общественность восстала против. И я не сказал бы, что покупательная способность новгородцев выросла с тех пор настолько, что всем им нужно «в Москву, по делу, срочно» - да так срочно, что в столице надо быть уже через пару часов. Осмелюсь предположить даже, что она не достигнет нужных кондиций даже тогда, когда ВСМ будет построена.  Предпосылок не видно.  Может быть, стало больше чиновников, которым как раз надо «по делу, срочно». Да только чиновники – класс куда более непоседливый, более склонный к миграции, чем простые жихари. Чиновник заработал себе карьерных вистов – и тронулся дальше: по ВСМ и по карьерной лестнице. Оставив жихаря куковать на рельсах, на которых ему и быть перееханным колёсами курьерских да литерных.

Оставаясь настороженным оптимистом, я всё же опасаюсь, что баланс окажется не в пользу интересов Новгородчины. Опасения эти корнями уходят в недавнее прошлое, когда областные власти пошли на «компромисс» со строительством скоростной автодороги М-11, принеся в жертву интересы всего-то одной ООПТ и одного исторического памятника. Потом общественность убеждали, что утраты, понесённые охраняемыми территориями, будут компенсированы заботой об этих объектах. Мы уже публиковали свидетельства о том, что ничего  не компенсировали («КАК НЕ БЫЛО, ТАК И НЕТ»). Выводы  общественников, участвовавших  в экспедиции на территорию усадьбы академика Н. Железнова, оказались отличны от выводов их спутников – чиновников. Наблюдения последних оказались менее тревожными. И власть в лице вице-губернатора решила, что там и так всё в порядке. Понятно почему: заботы пришлось бы взвалить на свои плечи, раз госкомпания «Автодор», с которой якобы были достигнуты некие декларативные, расплывчатые договорённости, делать ничего не собирается. Поматросил «Автодор» уступчивую Новгородчину – и бросил.

Теперь клуб «Экология» вынужденно обратился уже к человеку, при котором эти смутные договорённости достигались. То есть к бывшему губернатору С. Митину – ныне сенатору. Это справедливо, конечно: сенаторские кресло и зарплату экс-губернатор получил как представитель правительства Новгородской области. Не грех бы на пользу этой области и ещё послужить.   Не всё же вопросами федерального масштаба заниматься.

Сергей  ХЛЕБНИКОВ

КТСТАТИ:

Нас по-настоящему порадовал на пресс-конференции следующий пассаж из выступления губернатора: «Новгородцы, как ни удивительно, что меня действительно искренне удивляет и восхищает, наверное… Это «гений места» называется. Ведь нет же никаких новгородцев. После войны очень мало людей сейчас  живёт в Новгороде, которые жили здесь до войны, единицы. И ещё меньше, на пальцах двух рук можно сосчитать, которые жили здесь до революции. А те, которые жили здесь в эпоху Марфы Посадницы, говорят, живут сейчас в Москве на Охотном ряду, и туда их переселяли, и в городе Вятка, в Хлынове (в виду имеются, конечно, потомки - ред.).  И тем не менее, несмотря на то, что совсем другие люди живут сейчас здесь, традиции Новгородской  республики воспроизводятся  из поколения в поколение.  По моим оценкам, по моим личным наблюдениям, лет десять проходит, человек  приезжает откуда угодно, хоть из Уссурийска, и через десять лет он уже считает Ивана Грозного личным врагом своей семьи. Это правда – так. Это, наверное, связано с воздухом, с погодой, природой и ещё чем-то таким. Это очень хорошо. Потому что когда у региона нет лица – у него и будущего нет. А когда есть – будущее всегда возможно. Хорошее будущее, я имею в виду».

Судя по всему, Андрей Сергеевич понял, куда попал. Остаётся надеяться, что он  намерен к тому же эту особенность учитывать. Включая влияние природы...

Поделиться: