Уганду не догнать

Органическое производство в России развивается. Но – медленно.

ФАКТ:

Роскачество прислало информацию под заголовком, тешащим тщеславие новгородцев: «Новгородская область вошла в ТОП-10 органических регионов России по итогам 2022 года».

КОММЕНТАРИЙ:

Речь идёт о модной нынче теме органического производства, не отягощённого возможными проблемами для здоровья потребителей.

Количество «органических регионов» за 2022 год увеличилось в России с 40 до 45.  В рейтинге уверенно лидирует Воронежская область. Но и место в десятке лидеров,  а конкретно – седьмое – это тоже неплохо. Его обеспечили Новгородчине пять производителей органической продукции: ООО «Медовый дом», ООО «Сташевское», Емельяновская биофабрика в Хвойнинском районе, КФХ «НоваРусса» и КФХ Тараса Стасива.  

Однако заголовок новости рассчитан, видимо,  на то, чтобы местные СМИ не отправили электронное письмо в корзину.  Поскольку в прошлом-то году Новгородская область входила в «топ-5» по числу заявок на право наносить на продукцию знак «Органик» - белый лист на зелёном фоне.

Но то – заявки. А в реальной «зелёной экономике» область даже отступила назад. Оно и не удивительно: по сравнению с 2021 годом у нас к таким производителям добавился лишь один новый. Тогда как у лидеров,  например,  за год появилось сразу 7 новых органических производств (и стало их 16), а в Краснодарском крае. занимающем вторую строчку, новичков - 5 (то есть столько же, сколько у нас их всего).

Так что динамику Новгородчина если и демонстрирует, то – неубедительную. Утешаться можно разве что тем, что другие субъекты Северо-Запада и того не достигли, у лучших из них – Вологодской и Калининградской областей – по два таких производителя, в Санкт-Петербурге – тоже два,  в Ленинградской области – один. А прочие наши соседи и вовсе в рейтинг Роскачества не вошли.

Впрочем, таких производителей и на всю огромную страну – 150.

Между тем ещё  в 2019 г. Дания имела самую высокую в Европе долю рынка органических продуктов - 12,1% от общего рынка продуктов питания. Датские (как и швейцарские) потребители тратили на органические продукты питания больше всего (344 и 338 евро на душу населения соответственно).

Всего же  в мире к 2021 г.  было сертифицировано более 3,1 млн. производителей. Лидировала здесь Индия  - 1 366 000 производителей. Ну ладно, сейчас это самая густонаселённая страна планеты. Но за нею следовали, нам на зависть, Уганда (210 000 производителей) и Эфиопия (204 000).

Правда. надо учитывать, что африканские рекордсмены нацелены на мировой рынок, прежде всего – европейский и американский. Тогда как Россия в ближайшем будущем вынуждена будет, видимо, рассчитывать на потребление внутри собственных границ: не в Индию же и не в Африку везти продукцию. Представить же, что наш потребитель сможет – при его-то доходах -  тратить на эти безопасные и даже очень полезные продукты столько же, сколько датчанин и швейцарец, фантазии не хватит. 

Пётр ЧЕРНОВ

Поделиться: