Турист выбирает Панковку

Новгородской области пока удаётся возродить лишь видимость своей былой туристической славы.

ФАКТ:

26 мая был подписан план мероприятий по развитию сотрудничества в сфере туризма между Новгородской областью и ООО «ТТ-Трэвел» (TUI) на 2020-2021 годы.

Сообщая об этой маленькой победе, пресс-центр правительства области приводит слова вице-губернатора Елены Кириловой. Та, как всегда, оптимистична: «Сегодняшняя ситуация с пандемией коронавируса вносит свои коррективы.  Но кризис открывает новые возможности – для улучшения качества туристских предложений, формирования новых интересных турпродуктов. Именно сегодня важно переориентировать российского туриста на внутренние направления, предложить ему качественные альтернативы продуктам внешнего рынка».

В унисон комментировал подписание соглашения и министр инвестиционной политики Денис Носачёв: «Это позволит новгородским маршрутам быть хорошо представленными в российской повестке».

К слову, основы сотрудничества были заложены ещё в 2017 году на ПМЭФ. Гендиректор «ТТ-Трэвел» Тарас Демура после подписания соглашения о развитии въездного и внутреннего туризма в регионе особенно подчёркивал перспективность внутреннего туризма, которым фирма начала заниматься в 2016 году. «Новгородская область - один из первых регионов, с которым мы подписали соглашение. Планируем создавать туристский продукт, для этого в области есть все возможности, – сказал он, но подчеркнул. – Очень важно, чтобы предложения были современными, массовыми, чтобы можно было бронировать онлайн».

КОММЕНТАРИЙ:

Вообще-то в таких случаях воспитанные подписанты всегда говорят комплименты друг другу. Г-н Демура не стал исключением. Стоит, однако,  не забывать, что учредителем ООО «ТТ-Трэвел» является кипрская компания «Фурайгон холдингз лимитед». Слабо верится, что развитие внутреннего туризма на пару с Великим Новгородом – это приоритет хозяев российской «дочки» холдинга. И то, что в списке 11 регионов РФ, с которыми «ТТ-Трэвел» активно работает, Новгородской области нет, увы, это только подтверждает. И не стоит обольщаться, что партнёр предлагает клиентам 25 новгородских туров выходного дня. Будем честными с самими собой: много ли народу помчится издалека в наш регион на выходные?

К слову, накануне подписания нашего с туроператором договора руководитель Федерального агентства по туризму Зарина Догузова провела брифинг в правительстве РФ. Рассказывая о внутреннем туризме, она подчеркнула, что именно это направление деятельности «как самый большой мультипликатор рабочих мест может стать одним из основных драйверов восстановления и развития региональных экономик».

Второй пакет мер поддержки предпринимателей, особо пострадавших из-за коронавируса (в него вошёл и турбизнес) был у нас принят ещё 22 апреля. В частности, благодаря этому на 50% был сокращён налог на имущество организаций для гостиничного бизнеса и пассажирских перевозок.

Но я ещё не договорил о г-же Догузовой. На брифинге она предложила обратить внимание на перспективные направления и маршруты. А именно: Калининградская область (Куршская коса, Светлогорск, Зеленоградск и т.д.), Санкт-Петербург (Курортный район), Ленинградская область (Финский залив), Карелия, Архангельская, Мурманская, Вологодская области и Республика Коми, где можно провести время на природе, у воды и в лесу. 8 субъектов СЗФО! Не названы только Новгород и Псков. Чего у нас нет – природы, лесов, рек и озёр? Нет - достойного турпродукта (кроме 25 туров выходного дня). Хотя и.о. генерального директора «Руси Новгородской» Ольга Шармиашвили настаивала 26 мая, что «туристское предложение региона разнообразно и интересно для самых искушённых путешественников, любителей острых ощущений». Насчёт острых ощущений – это, конечно, сильно. Где только найти столько «любителей», чтобы самим страшно не стало.

А пока будем исходить из того, что в Национальном туристическом рейтинге по итогам 2019 года Новгородская область находится ровненько на экваторе (43-е место). Хорошо бы двинуться вверх. Для начала обойти такие «центры туризма», как Кемеровская область, Красноярский край, Алтай и Бурятия. А то ведь «складно звоним [про ООО «ТТ-Трэвел»]». Только об одном забыли: «вот не станет Аня на Петровке колоться [антивирусной вакциной] – что делать?». Что-что? Когда г-жа Кирилова была министром спорта, она довела долю населения области, систематически занимающегося физической культурой и спортом, до 40% (примерно 240 тыс. человек). Сейчас через официозные СМИ нам навязывают веру в то, что в прошлом году в губернии побывали более 1 млн. туристов (то есть рост к 2018 году составил 100%?).

Почему бы не показать, что «открытые пандемией новые возможности» позволили ещё более увеличить турпоток? Например, до 2 млн. человек. Приравняв к туристам тех, кто выезжает на дачи (Панковка, Новая Мельница и т.д.), кто навещает родных и близких в иных районах, кто ездит в командировки, наконец!

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ:

Завершился третий этап II Международного маркетингового конкурса в сфере туризма «PROбренд», который проводит Евразийское содружество специалистов туриндустрии. Наш регион представлял институт развития туризма «Русь Новгородская».

Поясню: третий этап предшествует финалу, когда будут определены окончательные итоги конкурса и объявлены победители и призёры. Это планируется сделать в июне. Однако празднование успеха уже инициировано нашим участником. Пресс-служба областного правительства 22 мая объявила: «Проекты туристического офиса отметили в четырёх номинациях: «Видеобрендинг», «Интернет-брендинг», «Брендированная полиграфия» и «Брендинг территорий». А вице-губернатор Елена Кирилова подвела черту: «Даже в такое непростое для туристической отрасли время туризм в Новгородской области продолжает удерживать топовые позиции и идти наравне  с крупными регионами нашей страны».

Кто-то подумает, что на конкурсе «PROбренд» мерялись площадями территорий или объёмами ВРП, или урожаями полей, или средними заработками населения. Нет, как говорят организаторы, «основная идея конкурса – выявить лучшие региональные и локальные туристические бренды, нестандартные маркетинговые инструменты, эффектные и эффективные PR-кампании…».

Что же на деле? Например, в номинации «Брендинг территорий» проект «Руси Новгородской» под несколько вычурным названием «#СтаньЧастьюВеликого», направленный на продвижение туристского потенциала Новгородской области в 2019 году, вошёл в шорт-лист вместе с ещё 39 проектами. Кто составит тройку призёров – пока неизвестно.

В шорт-лист номинации «Брендированная полиграфия» тоже включена продукция новгородского турофиса. А всего – 34 кандидата на победу. В номинации «Интернет-брендинг. Сайты, порталы» набрался 21 претендент. «Русь Новгородская» среди них. Кроме того, в шорт-лист «Видеобрендинг» мы тоже среди 34 соискателей наград. Кстати, в этой номинации газета «Ваши 6 соток» учредила специальный диплом и приз для создателей видеоролика, собравшего больше всего просмотров в соцсети «Одноклассники».

В несколько номинаций мы не были отобраны. Например, в «Брендинг туристского объекта», где следовало бы достойно и ярко представить наши музеи, заповедники, усадьбы, парки, выставочные центры, парки развлечений. Или взять номинацию «Брендинг туристской организации» (туркомпания, ТИЦ, национальный туристический офис). Кажется, новгородской «Красной избе» сам Бог велел. Ан нет! Не потянули. И сувенирной продукции самобытных брендов у нас не нашлось, и журналисты популяризируют турбренды плохо. В том числе – в блогосфере, где могли бы поработать и господа из турофиса. Номинация «Брендинг средств размещения и питания» тоже не про нас.  Наконец, за личный вклад в продвижение бренда территории награда тоже никому не светит. 

Итак, 11 номинаций. В четырёх мы прошли отбор. Сказать, что нас на конкурсе отличают в толпе, пожалуй, нельзя. К примеру, мы не входим даже в топ-15 субъектов РФ, которые активнее прочих предлагали свои туристические продукты.

Геннадий РЯВКИН

На снимке: поехал на огород в Панковку - вот уже и труист.

Фото из архива редакции

Поделиться: