Равняйсь на меня!

Андрей Никитин опять ставит себя России в пример.

ФАКТ:

Новгородский губернатор предложил распространить новгородскую практику поддержки семей с детьми на регионы страны. Как сообщила пресс-служба нашего губернатора, с такой инициативой он «выступил 10 декабря на заседании рабочей группы Государственного совета РФ по направлению «Социальная политика», состоявшемся в Москве».

КОММЕНТАРИЙ:

Правда, никакой практики пока нет, есть только решение губернатора, что «в следующем году в регионе будут введены… увеличенные и персонифицированные выплаты на питание школьников (с 15 до 45 рублей на «единицу школьников») и на их подготовку к учебному году (5000 рублей на одного школьника, а всего в регионе нуждающихся в компенсации более 7000)»

Подчёркиваю, дополнительные меры поддержки касаются малоимущих семей с детьми. Тем не менее, Андрей Сергеевич уверен, что «эти меры окажут влияние не только на решение родить ребёнка, но и на увеличение доходов малоимущих семей», почему и предложил «применить такую практику на территории всей Российской Федерации за счёт средств (…) федерального бюджета». Потому что «ряд регионов нуждается в дополнительном финансировании из федерального бюджета в связи с ограниченностью региональных бюджетов».

В этом, собственно, и заключается эксклюзивность «новгородской практики»: проявить инициативу и попросить на её реализацию денег у федерального бюджета. Сразу оговорюсь, инициатива-то не наша, по сути дела. Например, в Алтайском крае школьникам компенсируют на покупку ранцев, одежды и пр. 7500 рублей, в Москве – 10 000, в Костромской области – 5 000, в Ленинградской области – 4 500 (с 2017 года), в Мурманской – 4 090 (с 2011-го), в Петербурге – 4 285 (тоже – 2011 года), в Тамбовской области – 7 000 рублей (раз в три года), в Башкирии размер выплаты зависит от фактических расходов родителей на покупку комплекта одежды и т.д. То есть никаких оснований подравнивать всех на наш образец в этой части помощи малоимущим семьям нет. Налицо многообразие форм. Причём нет сведений, что регионы просили у Центра компенсации за компенсации (школьникам).

И уж тем более нечем нам хвастаться по поводу практики дополнительной поддержки в оплате питания школьников из малоимущих семей (45 рублей в учебный день). Департамент государственной политики в сфере общего образования Минпросвещения РФ в начале учебного года обнародовал данные о средней стоимости питания школьников по стране – 113 рублей в день (завтрак – 46,46 рубля; обед – 66,63 рубля). Обнародовал с примечанием: одноразовым горячим питанием обеспечены 54% школьников, а двухразовым — 26%*.

*Это в октябре. В апреле замминистра просвещения Татьяна Синюгина сообщила ТАСС, что 75% учеников российских школ не получают двухразовое горячее питание, почти 40% - даже разовое.

В Новгородской области трапезы школяров стоят соответственно 65 и 85 рублей.

8 мая «Российская газета» сообщила, что «Министерство просвещения проведёт мониторинг региональных систем школьного питания. Цель – выявить лучшие практики, которые можно будет тиражировать на всю страну». Г-н Никитин, не дожидаясь итогов исследования, объявил нашу «практику» самой подходящей для тиражирования. Хотя 45-рублёвая субсидия не покрывает расходов даже на среднестатистический завтрак и составляет 30% стоимости двухразового питания школьников**.

**При этом мы не стесняемся заявлять, ссылаясь на проверку Роспотребнадзором в сентябре–октябре 2019 года 16 школ, что «93% школьников Новгородской области обеспечены горячим питанием».

Для сравнения: в Псковской области по постановлению  №463 от 28 декабря 2007 (!) года возмещают «70 процентов родительской платы за питание» (п.1 Положения о порядке предоставления…). Причём «средства на возмещение 70 процентов родительской платы за питание обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях предусматриваются в областном бюджете».

Полагаю, рекомендация всем равняться на нас была сделана в состоянии аффекта, ведь до сих пор компенсация на питания составляет неприличные 15 рублей (норма действует с 2005 года), а 45 будут возвращать родителям только с 1 января 2020 года. Но уж очень, видимо, хотелось привлечь к себе внимание.

К слову, в июле 2015 года главный федеральный инспектор Вадим Непряхин, поддерживая просьбу органов местного самоуправления, обратился к спикеру Облдумы Елене Писаревой с предложением внести соответствующие изменения в областное законодательство. Суть предложенного: а) применить индекс роста потребительских цен на продовольственные товары в 2015 году по отношению к 2006 году или б) «объединить две категории обучающихся (из малоимущей семьи и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, которые обучаются без проживания) с единой стоимостью компенсации в 65,5 руб. в день при обеспечении двухразового питания». По пункту «а» компенсация составила бы 35,57 рубля. Но в итоге «а» и «б» вылетели в трубу.

Допускаю, что губернатор Никитин не выступил бы со столь самонадеянным заявлением («Делай как я!»), если б ему подсказали, что ещё в октябре Госдума одобрила (в первом чтении) законопроект о бесплатном питании учеников начальной школы. Планируется, что поправки вступят в силу с 1 марта 2020 года, а регионы будут получать субсидию на компенсацию этих расходов. Но кто решится подсказывать Андрею Сергеевичу? Ведь он сразу по прибытии в Новгород заявил, что манипулировать им бесполезно.

Геннадий РЯВКИН

КСТАТИ:

Снижение рождаемости происходит в 80 из 85 российских регионов, и убыль населения в 2019 г. - рекордная за последние 11 лет. Лидером по сокращению рождаемости стала  Новгородская область  - на 22,6%. Это значительно больше, чем даже в Чукотском автономном округе (-18,4%) и Ивановской области (-18,2%).

Поделиться: