Осторожно! Двери закрываются и... открываются

Санкции продолжают наносить Новгородчине потери.

ФАКТ:

\8 июля рыбопромысловая группа компаний Espersen – датский поставщик рыбы и морепродуктов – объявила о закрытии завода в Великом Новгороде. Об этом директор фирмы Бейер Нильсен сообщил датскому радио DR: «Мы решили закрыться. Нам предпочтительнее использовать свои силы в другом месте. Вести бизнес в России в ближайшие годы будет крайне сложно».

КОММЕНТАРИЙ:

Здесь, мне кажется, г-н Нильсен немного перебарщивает. Некоторое время назад эксперты компании давали такую оценку нашему рыбному рынку: «На российском рынке рыбы и рыбных продуктов увидим большое количество продукции (...) от низкого до очень низкого качества. Продукция высокого или даже среднего сегмента с высокой степенью переработки крайне ограниченно представлена в сетевых супермаркетах. Причин здесь несколько. Первая из них – не продажная цена, а маржа, которую накручивают супермаркеты (маржа торговых сетей при торговле рыбной продукцией достигает 80% - Г.Р.). Это делает рыбную продукцию хорошего качества недоступной для «нормальных» людей... Рынок получает самое дешёвое из самого дешёвого, то же, что обычно продаётся в Африку или другие страны третьего мира. Но людям надоело покупать плохо пахнущий и выпотрошенный улов. Именно поэтому многие думают, что эта доля рынка достигла своего предела и не будет расти. Но они не понимают, что покупательский спрос изменился в отношении и качества, и форм переработки (растёт спрос на филе и т.д.)» (сайт FishNet.ru).

На волне весенней паники в связи с событиями на Украине группа Espersen решила приостановить работу завода ещё в марте, когда в общей сложности 91 работник был отправлен домой с выплатой заработной платы. Решение, что компания окончательно покидает рынок, означало, что прекратятся поставки рыбы в рестораны бывшей сети McDonald’s, где продукция именно этой компании использовалась в приготовлении рыбных бургеров и креветочных роллов. Но и сам McDonald’s 14 марта приостановил работу всех  своих ресторанов в РФ.

Вскоре на смену McDonald’s пришла российская компания «Вкусно - и точка». Однако не всё было просто. Преемник, например, увидел, что за три месяца простоя локальный рынок картофеля поделили конкуренты, и из меню «Вкусно - и точка» исчезли картофель фри и картошка по-деревенски. Генеральный директор сети Олег Пароев уверяет, что «эта проблема на месяц-полтора. С новым урожаем в августе–сентябре все предприятия [сети] будут в полной мере обеспечены картофелем». А рыба?

Тут радикальные шаги предприняло правительство Новгородской области, начав переговоры с руководством Espersen. Завод работал в Новгороде 8 лет не только с  McDonald’s - Espersen специализируется на переработке замороженного филе трески, минтая, пикши и других видов рыб. В России компания выпускала филе минтая в панировке, рыбные наггетсы в кляре и рыбные палочки. Продукция производителя была доступна в розничной продаже.

12 июля состоялось очередное заседание регионального штаба оперативного реагирования под председательством губернатора Андрея Никитина. Министр промышленности и торговли Иван Чекмарёв сообщил, что завод датской компании, работающий на территории Великого Новгорода, не закрывается и продолжает поставку морепродуктов в сеть ресторанов «Вкусно - и точка». По его словам, предприятие сейчас работает в две смены. «В планах – до конца года вернуться к предыдущим объёмам продаж. Это будет зависеть от открытия ресторанов по всей стране. Тогда будет возобновлена работа в три смены», - уточнил министр. Он также отметил, что руководство компании ведёт переговоры по сбыту продукции в другие точки общественного питания и реализации её через торговые сети.

Как удалось убедить датчан отказаться от свёртывания бизнеса, не знаю. Был вариант со сменой собственника и бренда. Но, видно, нашли иной вариант всего через 4 дня после прощания.

И напоследок кое-что весёленькое. Из меню «Вкусно - и точка» исчезло мороженое «Макфлурри» (фирменное мороженое McDonald’s из натурального молока и взбитое с фруктовым наполнителем и вафельно-шоколадной крошкой). Однако гендиректор сети г-н Пароев просит не унывать. «Макфлурри» вернётся в меню осенью, – обещает он. – Правда, с изменённым рецептом и под другим названием». То есть «Макфлурри» вернётся - но при этом будет уже не самим собой? Это интригует - прямо-таки как история о зомби.

Геннадий РЯВКИН

Поделиться: