Операция «Треск»

Скоро дипломы будут выдавать только со скрипом.

ФАКТ:

На Великий Новгород свалилась очередная напасть – Международная конференция по технологиям в образовании #EdCrunch. Нет, пугаться не стоит. Просто 15 декабря у нас прошёл форум по «созданию цифровой образовательной среды для раскрытия таланта в каждом человеке».

КОММЕНТАРИЙ:

Ну, как в каждом? В каждом, кто поверит в #EdCrunch.

Нам повезло в том смысле, что ничего не зная про EdCrunch прежде, мы принимали Нурлана Киясова, который является идеологом новой технологии раскрытия талантов EdCrunch, директором по развитию НИТУ «МИСиС» и, что представляется мне лично особенно симптоматичным, директором Эндаумент-фонда того же МИСиС. Фонд презентует себя так: «Механизм /нашей/ работы предельно прост: благотворители передают пожертвования в эндаумент-фонд университета, фонд передает средства в управление управляющей компании, а полученный ежегодно доход направляется на развитие университета».

Про создание технологии г-н Киясов говорит как про божье озаренье: «Мы поняли, что есть огромное невежество между нашим профессиональным сообществом и тем, что творится в мире, и выступили с инициативой (еще пять лет назад) провести конференцию с нуля, придумали название и двигаем, работаем».

В чём же содержание и назначение такого стартапа? Тут «идеолог» невнятен даже по истечении пяти лет. «EdCrunch мы создавали с одной идеей, чтобы профессиональные сообщества, начиная от раннего детства, – объясняет Нурлан Киясов, намекая на детсад, наверное (раньше-то стрёмно сообщества создавать), – и заканчивая корпоративным обучением, обменивались своими практиками, чтобы они смогли делиться с международными коллегами. Мы стараемся приглашать самых лучших в мире по различным трекам (у нас там их пять), начиная от детства, школы, высшего образования, и заканчивая корпоративным треком».

Понятно, возиться с малявками – дело неблагодарное, но главная трудность не в этом. В России «делать бизнес в образовании – это нелёгкая задача часто», предупреждает г-н Киясов. «Если говорить про школьный уровень, попасть компаниям, технологиям в школьное образование, в высшее образование часто нелегко, – сетует он. – Если вы хотите сделать большую компанию и развиваться – это подготовка к ЕГЭ (какая-то, может быть, платформа или сервис для индивидуализации), это изучение языков, это обучение профессиям будущего... Там есть однозначно ниша, возможность масштабироваться».

Как видите, о содержании системы EdCrunch – ни слова. Кстати, Crunch в переводе с английского означает «скрип, треск», а Ed, возможно, – сокращение от Editor (редактор-ретушёр – в английском новоязе). То есть получается «обработчик трескотни». Слишком характерный термин, но если вернуться к прямой речи г-на Киясова, понятно, что Editor необходим…

Тем не менее, проект жив и здоров. По словам Нурлана, ещё с 2015 года он и Ко стали «снимать в каждом университете по своим профильным направлениям базовые курсы первого и второго курсов». Сейчас уже отснято около 260 курсов. «Через два-три года мы придём уже к тому, что не надо будет учиться на первом курсе, – уверен г-н Киясов. – Школьники смогут начинать со второго курса». Причём бесплатно и дистанционно, но «если в конце вы хотите получить сертификат, то за это надо платить и так далее».

Перед началом форума нам пообещали, что «#EdCrunch Великий Новгород» объединит ведущих экспертов в области новых образовательных технологий». Но это сильно преувеличено. Потому что 1-я глобальная конференция по технологиям в образовании #EdCrunch уже состоялась 21 июля с.г. во Владивостоке (1000 участников). И солировал там не директор Эндаумент-фонда Киясов, а управляющий адаптивными программами Университета Аризоны (США) Дейл П. Джонсон, обещавший «запустить ряд больших проектов по цифровой трансформации высшего образования» в России. А 2-я глобальная прошла 1-2 октября в Москве (5000 участников).

Так что мы, как обычно, преувеличили свою роль и место в инновационных плясках. Однако поезд ещё не ушел. Утверждённый Правительством РФ 25 октября 2016 года в рамках реализации государственной программы «Развитие образования на 2013-2020 гг.» приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в РФ», в который вошел и EdCrunch, должен был дать стране в 2017 году не менее 140 тыс. учащихся, прошедших онлайн-обучение. А к концу 2018 года требовалось «создать условия для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счёт развития российского цифрового образовательного пространства».

Образно выражаясь, конь пока не валялся нигде, кроме глобальных конференций. Да и Новгородское министерство образования по простоте душевной признаёт, что пока «площадка #EdCrunch объединяет 15 000 участников» и настаивает, что актуальной задачей сегодня является «профессиональная подготовка работников образовательных учреждений в целях повышения компетенций в области создания и использования обучающих онлайн-курсов».

Вот бы идеологам и пропагандистам EdCrunch поскорее разобраться, что было и что происходит в их цифровой вотчине. А что будет, мы и сами увидим теперь. Потому что интересно…

Геннадий РЯВКИН

 

Поделиться: