Обречённые на здоровье?

14 января 2017, 15:43 / 0

Минздрав не может справиться с настоящим временем, поэтому хочет управлять будущим.

ФАКТ: 

Минздрав разработал новую антитабачную концепцию. Полный её текст ещё не известен общественности, однако само министерство уже прорекламировало два своих тезиса: запрет на продажу сигарет тем, кто родился позже 2015 года (по другим источникам - позже 2014 года), а также удлинение рабочего дня курильщикам (как компенсация их гипотетических перекуров).

В то же время пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что у Кремля нет какой-либо позиции относительно предложения Минздрава об ограничении продаж сигарет. 

КОММЕНТАРИЙ:

Тезис об удлинении рабочего дня, скорее всего, останется на бумаге, даже если концепция понравится законодателям и обретёт силу закона. Прежде всего, законодатели должны будут озадачиться вопросом, какое отношение Минздрав имеет к регламентации рабочего дня граждан. Потребуется узнать позицию тех чиновников, которые ведают как раз трудом и занятостью населения. Можно предположить, что при уклончивой позиции Кремля эти чиновники спешить не станут и сошлются, прежде всего, на нереализуемость репрессивной меры, придуманной медицинским ведомством. В конце концов, учёт рабочего времени ведёт работодатель. А если он - и сам курящий? Он должен и себе удлинить рабочий день? А если он из принципа не захочет следовать рекомендациям Минздрава? Антитабачные репрессии принятые (и менее жестокие) и без того вызывают некоторое сопротивление...

Так что удлинить рабочий день курильщика удастся, пожалуй, лишь в бюджетной сфере. На бюджетниках вообще легко ставить эксперименты - как с увеличением пенсионного возраста на государственной службе, например.

В коммерческой же сфере новаторам придётся, видимо, опираться прежде всего на «новых некурильщиков» - тех самых граждан, родившихся после 2014 года. Ведь предполагается, что они-то и курить сами не будут, и к курящим не станут испытывать никакого сочувствия, искренне не понимая проблему, с которой сталкивается табакур, лишённый возможности затянуться.

Если, конечно...

Вот именно - «если». Принять сейчас подобную концепцию (и, соответственно, некие законодательные акты) - означает фактически попытку «распоряжаться будущим». Ведь применяться такой закон начнёт лишь через пару десятилетий. До того времени невозможно будет оценить ни его эффективность, ни способность граждан найти лазейки, чтобы его обойти. Неизвестно также, как спустя годы граждане, для которых этот закон напишут, оценят саму его суть: понравится ли им, что их, можно сказать, от рождения лишили права на свободный выбор здорового образа жизни, которое имели их родители. Не удивятся ли подросшие уроженцы 2014-2015 годов тому, что курение когда-то было сочтено, видимо, большей социальной опасностью, нежели распитие спиртного, хотя статистика свидетельствует об обратном: никто ещё не слышал, чтобы на почве курения случилась драка со смертельным исходом, тогда как для застолья со спиртным это - едва ли не норма? Не спросят ли они, почему подобным ограничениям не подверглись граждане, выбравшие нездоровый образ жизни, но предпочитающие сократить свой земной срок иным средством - алкоголем?

А вот и ответ: не спросят. Потому что и министр здравоохранения, и чиновники в министерстве будут к тому времени другие. И - вы удивитесь - даже глава государства может смениться. Более того, никто не знает, что это будет за государство, каков будет общественный строй, не окажутся ли пересмотрен, как было 100 лет назад, весь свод законов, да и сохранится ли парламент...

Уже поэтому принимать законы настолько «замедленного действия» - это какая-то странная игра. Игра постаревших пионеров-комсомольцев в «послание потомкам». Если помните, была такая забава - замуровывать ампулы с письмами в будущее, которые, даже будучи вскрыты раньше, нежели предполагалось, производят теперь эффект юмористический: посылались письма, так сказать, в коммунизм, а дошли совсем, совсем не туда.

Оно и не удивительно. Ни одно другое министерство не отдаёт столько сил саморекламе, как Минздрав. В прошлом году была использована кампания по борьбе со СПИДом. На наглядную агитацию ухлопали уйму денег, об эффекте - спрашивать неудобно. Ещё ранее пронеслись (и уже забылись) кампании по рассылке SMS-сообщений о необходимости диспансеризации и по интернет-консультациям медицинских светил для жителей самых отдалённых уголков страны. Похоже, в Минздраве работает пиарщиков больше, чем в какой-нибудь нефтегазовой корпорации. В результате о г-же Скворцовой и её инициативах мы слышим гораздо больше, чем оно того стоит. Здоровья, однако, от этого у населения не прибавляется.

Говорю об этом без всякого гнева. А что ещё делать министру здравоохранения при нынешней структуре государственного бюджета и доходах казны? Остаётся запретить курение младенцам, которые пока тянут в рот только мамкину титьку или пустышку. Это хотя бы не требует серьёзных расходов сегодня, а потерями в акцизных доходах грозит лишь в отдалённом будущем. 

Сергей ШПЕРЛИНГ

Поделиться: