Надзор за надзирающими
ФАКТЫ:
На заседании экспертного совета при уполномоченном по защите прав предпринимателей в Новгородской области, прошедшем 29 сентября, одним из вопросов повестки стало рассмотрение ситуаций и системных проблем бизнеса в сфере контрольно-надзорной деятельности.
Отметим, что в ходе заседания экспертного совета состоялось подписание Соглашения о взаимодействии Государственной инспекции труда в Новгородской области и уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новгородской области. Подписи под документом поставили бизнес-омбудсмен Юрий Михайлов и главный государственный инспектор труда в Новгородской области Александр Розбаум. Предметом соглашения является взаимодействие сторон по повышению эффективности деятельности работодателей субъектов предпринимательской деятельности в сфере соблюдения трудового законодательства, принятие совместных мер реагирования по восстановлению нарушенных прав предпринимателей.
Переходя к основному вопросу, Юрий Михайлов привёл результаты опроса «Мнение собственников и руководителей высшего звена средних и малых компаний об административной среде в Российской Федерации», представленного в марте 2017 года ФСО России.
По результатам проведенного исследования, из 2012 опрошенных более половины респондентов считают, что за последний год административная нагрузка на их бизнес увеличилась, а сами наказания в той или иной степени ужесточились. Более половины предпринимателей уверены, что, если их оппонентами в суде будут государственные органы, то шансы выиграть дело минимальные.
В 2016 году число бизнесменов страны, в компаниях которых проводились проверки, и которые согласились с тем, что в основном нарушения были обоснованны, не превысило и трети – 30%. Количество же респондентов, которые заявили о необоснованности проверок, оказалось почти в два раза больше – 57,5%. При том годом ранее мнения опрашиваемых разделились почти поровну – 44,4% против 43,3.
Несмотря на масштабную работу по реформированию контрольно-надзорной деятельности, в части ликвидации избыточных, устаревших и дублирующихся требований существенно продвинуться за последние годы так и не удалось. Это основной фактор риска при переходе на риск-ориентированный подход, который может свести на нет все положительные результаты реформы. По экспертным оценкам, в России действует более 2 млн. обязательных требований. По оценкам ВШЭ, издержки государства на контрольные мероприятия составляют 1,5% ВВП, нагрузка на бизнес от соблюдения избыточных требований составляет до 6% ВВП.
Наверно, для многих будет интересна такая цифра: в Новгородской области осуществляют деятельность 175 подразделений, наделенных контрольно-надзорными полномочиями – это территориальные и межрегиональные подразделения федеральных органов государственной власти, органы регионального и муниципального контроля и надзора.
Главным надзорным ведомством в нашей области, осуществляющим контроль за соблюдением федерального законодательства при проведении плановых и внеплановых проверок контрольно-надзорными органами, является прокуратура.
В областной прокуратуре констатируют: в нынешнем году при снижающихся количественных показателях проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в органах государственного контроля (надзора) и муниципального контроля количество нарушений, выявленных прокурорами, сохраняется на высоком уровне.
КОММЕНТАРИЙ:
Дарья БОРЫЧЕВА, исполняющая обязанности заместителя начальника отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Новгородской области:
- На территории Новгородской области зарегистрировано более 20 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства.
В регионе осуществляют деятельность 14 территориальных подразделений федеральных органов государственной власти, наделенных контрольно-надзорными полномочиями, 16 органов регионального контроля (надзора), 142 муниципальных органа контроля. Кроме того, на территории области имеются структурные подразделения 3 межрегиональных подразделения федеральных органов контроля и надзора.
В ходе формирования планов на 2017 год прокуратурой области рассмотрено 2 356 предложений от 56 контролирующих органов о проведении плановых проверок, из которых 120 или 5% исключены.
Общее количество плановых проверок по сравнению с 2016 годом снизилось с 2892 до 2236, то есть на 23%.
С начала года в органы прокуратуры области из органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля поступило 120 заявлений о согласовании проведения внеплановых выездных проверок. Согласовано проведение 77 проверок, отказано в 43 случаях.
В большинстве случаев причиной отказов в согласовании проверок являлось отсутствие сведений о нарушении закона со стороны подлежащего проверке субъекта, или необоснованное расширение предмета проверки – инициировалась проверка соблюдения требований законодательства, о нарушении которых сведений в распоряжении контролирующего органа не имелось вовсе.
Статистика свидетельствует об общем снижении контрольно-надзорной деятельности, большая часть проводимых проверок носит документарный характер, что приводит к снижению административного давления на предпринимателей.
Но тем не менее при снижающихся количественных показателях проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в органах государственного контроля (надзора) и муниципального контроля количество нарушений, выявленных прокурорами, сохраняется на высоком уровне.
За 8 месяцев 2017 года органами прокуратуры области в сфере соблюдения прав субъектов предпринимательской деятельности выявлено свыше 1 000 нарушений. По протестам прокуроров приведено в соответствие с федеральным законодательством 296 правовых актов. В суд направлено 26 исковых заявлений, которые рассмотрены и удовлетворены. Также внесено 74 представления, к дисциплинарной ответственности привлечено 41 лицо, к административной – 8.
На постоянной основе изучаются нормативные правовые акты органов государственной власти области и местного самоуправления, регулирующие правоотношения в сфере организации и осуществления регионального и муниципального контроля.
Правовая и антикоррупционная экспертизы проектов позволили предупредить принятие целого ряда незаконных правовых актов, нарушающих интересы предпринимателей.
Только аппаратом прокуратуры области в 2017 году изучено более 100 проектов административных регламентов региональных органов контроля, регулирующих предоставление услуг и исполнения функций в отношении субъектов предпринимательской деятельности. Из 18 проектов по заключению прокуратуры устранены положения, способствующие нарушению прав предпринимателей.
Например, из проекта постановления правительства Новгородской области «О внесении изменений в Порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории Новгородской области» исключены положения, допускающие приостановление срока проведения проверки, проводимой в рамках муниципального земельного контроля в отношении всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в то время как законодательно приостановление проверки предусмотрено только в отношении субъектов малого предпринимательства.
Основной объем принесённых протестов приходится на правовые акты, которые регламентируют правоотношения по предоставлению государственных и муниципальных услуг, организации государственного надзора (контроля) и муниципального контроля.
Прокурором Валдайского района обнаружены несоответствия Федеральному закона №294-ФЗ в административном регламенте по осуществлению муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения. Установлено, что нормы регламента не содержали ссылок на принятие мер по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности; предусматривалась возможность направления акта проверки исключительно в письменной форме в адрес проверяемого субъекта; с превышением полномочий утверждена типовая форма акта проверки.
В 2017 году в суды общей юрисдикции направлено 26 заявлений об оспаривании муниципальных нормативных правовых актов в рассматриваемой сфере.
Прокуратурой Любытинского района, по результатам проверки соблюдения органами местного самоуправления требований федерального законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства в РФ, установлено, что на официальном сайте администрации Любытинского муниципального района не размещена информация о деятельности органа местного самоуправления, а именно, информация о деятельности по оказанию информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
Прокуратурой Любытинского района в Боровичский районный суд направлено исковое заявление об обязании администрации разместить на официальном сайте необходимую информацию. Заявление прокурора рассмотрено и удовлетворено.
Благодаря своевременному вмешательству органов прокуратуры удалось пресечь ряд административных барьеров.
Прокуратурой Валдайского района по результатам проверки деятельности территориального отделения Роспотребнадзора в Валдайском районе установлено, что отделением Роспотребнадзора в Валдайском районе проведена проверка ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург». По результатам проверки в виду выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства виновные должностные и иные лица, допустившие нарушения, привлечены к административной ответственности, кроме того, выданы предписания об устранении нарушений законодательства.
При этом, вопреки положениям ст. 17 Федерального закона № 294-ФЗ Роспотребнадзором в Валдайском районе вместо одного предписания выдано несколько с установлением разных сроков исполнения, что создало возможность проведения нескольких внеплановых проверок одного юридического лица, создавая дополнительные административные барьеры осуществлению экономической деятельности общества. По представлению прокуратуры нарушения устранены.
По ст. 19.6.1 КоАП РФ за несоблюдение контрольно-надзорными органами требований законодательства о государственном контроле (надзоре) в 2017 году привлечено к административной ответственности 8 должностных лиц.
В январе 2017 года прокуратурой Маловишерского района в отношении главы Большевишерского городского поселения возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 19.6.1 КоАП РФ - в связи с проведением плановой проверки, не включенной в ежегодный сводный план проведения плановых проверок на 2016 год с составлением документов, не отвечающих требованиям законодательства. Дело в феврале рассмотрено мировым судом, назначено наказание в виде предупреждения.
В феврале же прокуратурой Батецкого района в отношении главы администрации Мойкинского сельского поселения возбуждено дело об административном правонарушении по части 2 статьи 19.6.1. КоАП РФ в связи с проведением проверки без распоряжения (приказа) руководителя. В марте дело рассмотрено, назначено наказание в виде штрафа.
В Чудовском районе прокурором в марте 2017 года возбуждены два дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 19.6.1 и ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ в отношении ведущего служащего отдела благоустройства и городского хозяйства администрации Чудовского муниципального района. Выявлен факт проведения в отсутствие распоряжения и без согласования с прокуратурой внеплановой выездной проверки ОАУСО «Чудовский комплексный центр социального обслуживания населения».
Отмечу, что в ходе осуществления надзорных мероприятий городским и районными прокурорами систематически выявляются нарушения прав субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций на участие в государственных и муниципальных закупках.
Прокуратурой Валдайского района в ходе проведенной в феврале 2017 года проверки исполнения органами местного самоуправления требований законодательства установлен факт нарушений Федерального закона № 44-ФЗ в деятельности администрации Валдайского района - при организации двух электронных аукционов для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Документация об электронных аукционах не содержала чёткого перечня документов, которые предоставляются во вторых частях заявок.
Кроме того, в извещении и документации о проведении электронных аукционов, несмотря на указание его проведения для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, обязанность участников предоставлять декларацию о принадлежности участника аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям не устанавливалась.
Изложенные обстоятельства создавали предпосылки участия и последующего получения права на исполнение контрактов субъектами, не являющимися малым бизнесом.
По данным фактам в отношении заместителя главы администрации Валдайского района вынесены два постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ. Виновное должностное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафов.
Обращу внимание на то, что прокуратура взаимодействует как с
общественными организациями по защите прав предпринимателей, так и непосредственно с самими субъектами бизнеса. При прокуратуре области осуществляет деятельность общественный совет по защите малого и среднего бизнеса, в состав которого входят представители 6 общественных организаций и объединений предпринимателей, а также уполномоченный по защите прав предпринимателей Новгородской области. Во всех горрайпрокуратурах созданы аналогичные советы, которые наравне с областным советом призваны устранить всевозможные препятствия в рамках взаимоотношений бизнес-прокуратура и обеспечить систематическое поступление в органы прокуратуры сведений о возможных нарушениях действующего законодательства.
КСТАТИ:
Несколько цифр, опубликованных изданием «Коммерсант.ру», относящихся к сфере исполнительной власти.
К середине 1980-х годов чиновничий аппарат Советского Союза вырос до 2,4 млн. человек. Примерно половина от этого числа госслужащих приходилась на РСФСР.
После распада СССР начались коренные изменения государственного аппарата. В период экономических реформ 90-х годов XX века делалось несколько попыток реорганизации исполнительной власти. Так, в августе 1996 года на министерства была возложена функция по координации деятельности других органов исполнительной власти. В этот период в России насчитывалось 24 министерства. В 2000 году по данным Росстата в стране насчитывалось около 1,1 млн. работников государственных органов и органов местного самоуправления.
В последующие годы количество чиновников также стало неуклонно расти. Незначительный спад наметился в период с 2010 по 2013 год. В 2016 году в России насчитывалось примерно 2,1 млн. госслужащих. В настоящее время существует 72 федеральных органа исполнительной власти, в их числе 21 министерство.