«Ложе» почти готово

Дальнейшее зависит от взаимопонимания партнёров.

В первых числах августа минувшего года на 17-м километре Лужского шоссе в Новгородском районе состоялась церемония, посвящённая началу строительства второй очереди полигона твёрдых бытовых отходов Великого Новгорода. Этому радовались все – наконец-то был виден, и в прямом смысле слова, путь разрешения тревожной ситуации: с осени 2015 года по предписанию Росприроднадзора была закрыта первая очередь полигона, отходы из областного центра стали вывозить на полигон ТБО в Малую Вишеру, который, если и способен выдержать такую нагрузку, то лишь в течение нескольких лет.

Гусеничный грейдер под дождём (что расценили как хорошую примету) показательно разравнивал первые метры будущей площадки для захоронения мусора. Было объявлено, что на строительство первой из двух карт второй очереди полигона уйдёт 12 месяцев. То есть, можно было ожидать, что уже в августе 2018 года ЗАО «Новгородское спецавтохозяйство», выступившее инвестором проекта, сдаст этот объект в эксплуатацию.

полигон тбо

Увы, одобрения, ниспосланного небесной канцелярией, оказалось недостаточно для осуществления первоначального плана. На сегодняшний день на первой карте не выполнена и половина необходимого объёма работ.

В Маловишерском районе волнуются за исход дела. Принимая отходы из областного центра, местный полигон, рассчитанный на эксплуатацию в течение 25 лет, исчерпает свои возможности через 3-4 года. И там есть свои проблемы. На строительство второй очереди потребуется более 200 млн. рублей, которые в одночасье не найдутся не только в местном, но и областном бюджете. Можно понять жителей Малой Вишеры, испытывающих неудобства от соседства с растущей свалкой, находящейся в четырёх километрах от города. Достаточно вспомнить пожар на полигоне в конце мая – мусор тушили пять дней, и город дышал специфической гарью. 

На днях Новгородский районный суд признал ООО «Экосервис», эксплуатирующее полигон в Малой Вишере, виновным в нарушении природоохранного законодательства. Проверкой Росприроднадзора, в частности, было установлено, что не осуществляется изоляция наружных откосов полигона ТБО с восточной, южной и юго-восточной стороны, а также размещаются некоторые виды отходов, являющиеся вторичными материальными ресурсами. Наказание, в соответствии Кодексом РФ об административных правонарушениях, юридическому лицу назначено в виде административного штрафа в сумме 100 000 рублей, хотя могло быть и жёстче - статья за подобное правонарушение предполагает штраф до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. В последнем случае у администрации Великого Новгорода возникла бы сильная головная боль – куда вывозить мусор из областного центра.

Чтобы узнать, как сейчас обстоят дела со строительством второй очереди новгородского полигона ТБО, мы обратились в ЗАО «Новгородское спецавтохозяйство».

Марина Назарова, заместитель генерального директора, пояснила, что в настоящее время завершены работы по выравниванию ложа полигона, завезён песок, который будет уложен, утрамбован в виде устилающего слоя. Геомембрана, которую должны приобрести, укроет тело полигона, чтобы предотвратить попадание вредных веществ в окружающую среду. С укладкой этой защитной конструкции будет выполнено 50% объёма работ. Завершающий этап включает устройство подъездных дорог, весового оборудования, задействование очистных сооружений.

Сроки строительства второй очереди полигона сдвинулись по объективным причинам. Дожди прошлого лета и нынешней весны  мешали качественному проведению земляных работ.

Были проблемы с финансированием. До настоящего времени инвестор обходился собственными силами и средствами, благо предприятие располагает достаточным количеством техники и ресурсом песка, имея собственный карьер. Сейчас вопрос об открытии кредитной линии проходит стадию согласования в банке.

На вопрос, когда можно ожидать ввода в эксплуатацию второй очереди полигона, Марина Назарова ответила, что если всё сложится благополучно, сроки окончания строительства не будут нарушены, оно будет завершено к январю 2019 года.

- Но кроме подписания акта о приёмке выполненных работ, полигон нужно будет «легализовать» - включить его в Государственный реестр объектов размещения отходов, оформить лицензию. В том, чтобы эти процедуры не слишком затягивались, мы будем рассчитывать на поддержку со стороны областных властей, - добавила Марина Назарова.

Вроде бы ситуация ясна. Но внимание хотелось бы обратить вот на что. «Мусорная» проблема, то есть всё, что касается сбора, вывоза, утилизации или переработки отходов, а также связанная с этим экологическая безопасность окружающей среды, актуальны без преувеличения для каждого жителя области. Как эти проблемы решаются? Насколько власти – городские и областные - в их решении заинтересованы? Что предпринимают? К сожалению, поводом для появляющейся в СМИ и обсуждаемой в соцсетях информации, касающейся этих вопросов, служат либо чрезвычайные ситуации типа пожара на свалке, либо проверки надзорных органов, обнаруживших нарушения. В течение года тема строительства второй очереди новгородского полигона ТБО не затрагивалась ни по инициативе властей, ни по инициативе бизнеса.

К бизнесу можно относиться по-разному. Но в данном случае бизнес можно назвать социально ориентированным. И, значит, ему должна быть обеспечена декларируемая, в том числе и на уровне государства, поддержка властей.

Можно вспомнить, что всемерную помощь предприятию в осуществлении проекта обещали губернатор Андрей Никитин (тогда ещё временно исполняющий обязанности главы региона), и мэр Юрий Бобрышев, посетившие в начале марта 2017 года площадку ЗАО «Новгородское спецавтохозяйство» на улице Черепичной. И в августе того же года, комментируя начало строительства объекта, градоначальник выразил уверенность, что работы по полигону будут выполнены в срок и ситуация с размещением городских отходов стабилизируется.  

Тем не менее, вполне вероятно предположение: финансовые проблемы у ЗАО «Новгородское спецавтохозяйство» могли возникать и по той причине, что администрация Великого Новгорода не исполняла свои обязательства по контракту, заключённому с предприятием на уборку городской территории. Контракт на сумму 250 млн. рублей был заключён на год – с июля 2017 года по июль 2018 года. Долг города к декабрю минувшего года, по обнародованной информации, составлял уже порядка 60 млн. рублей. Погасила ли администрация Великого Новгорода долги? На предприятии, полагаю, из чувства политкорректности, этот вопрос обсуждать отказались.

Вероятно и то, что сейчас больше всего рискует сам инвестор, беря новый банковский кредит на продолжение строительства.  

А население? Не проинформированное официальной властью, оно теряется в догадках – когда будет введена вторая очередь полигона ТБО, задействуют ли его первую очередь, превратив в общий объект площадью в 40 гектаров, как это было заявлено на презентации, или она, выведенная из эксплуатации, будет подвергнута рекультивации. Но тогда кем, как и за счёт каких средств, и чего ожидать горожанам от утверждённой инвестиционной программы ЗАО «Новгородское спецавтохозяйство», начало действия которой предполагается с момента ввода в эксплуатацию второй очереди полигона.

Не обсуждают эти вопросы ни общественники, ни депутаты, хотя в преддверии выборов в Думу Великого Новгорода трезвый взгляд на важную проблему может прибавить претендентам на мандаты симпатий избирателей. Или наоборот… 

Наталья МЕЛКОВА

Фото из архива «Портала 53»

Читать по теме:

Свои «хвосты» Новгород будет захоранивать сам. Через год

Началось строительство второй очереди полигона ТКО

Поделиться: