Когда взлетим-то?

Удастся ли третьему губернатору области реанимировать аэропорт «Кречевицы»? Предшественники не смогли.

ФАКТ:

«Определён подрядчик по разработке предпроектной документации на реконструкцию аэропорта «Кречевицы», - сообщила пресс-служба администрации губернатора Новгородской области. «16 августа подведены итоги электронного аукциона по выбору исполнителя работ по разработке предпроектной документации по объекту «Реконструкция аэродрома аэропортового комплекса «Кречевицы», г. Великий Новгород», - говорится в информации. - В аукционе приняли участие ведущие проектные институты страны. Победителем признано ООО «Горпроект» (г. Москва). До 31 октября 2019 года исполнитель должен разработать схему генерального плана будущего аэропорта с обозначением его границ и площади, а также произвести расчёт прогноза интенсивности полётов и оценить влияние аэропорта на приаэродромную территорию».

КОММЕНТАРИЙ:

По словам министра транспорта, дорожного хозяйства и цифрового развития Новгородской области Станислава Шульцева, документ станет основой для последующей разработки проектно-сметной документации реконструкции аэродрома «Кречевицы». «По сути – это ещё один шаг к возобновлению регулярного авиасообщения в Новгородской области», - отметил министр. 

Он прав в том, что это ещё один шаг в попытках областной власти задействовать аэродром «Кречевицы». С тех давних пор, когда прекратил существование аэропорт Новгорода, базировавшийся на Юрьевском шоссе (ФГУП «Новгородавиа» завершил пассажирские перевозки ещё в середине 90-х годов прошлого века) городу оставалось лишь мечтать о том, чтобы полёты из областного центра возобновились. Реально к осуществлению мечты подступались при губернаторе Михаиле Прусаке, затем при сменившем его Сергее Митине. Попытки были многочисленные, но судя по состоянию дел на сегодняшний день, увы, безуспешные.

Можно воспроизвести хронологию борьбы за аэропорт «Кречевицы». В 2000-м году, когда из-за отсутствия спроса прекратила деятельность частная авиакомпания, отправив из аэропорта «Юрьево» последний пассажирский рейс по маршруту Новгород-Москва, администрация области обратила взоры на аэродром в Кречевицах. Предполагалось, что будет создан аэропорт совместного базирования – до 2009 года в Кречевицах размещался 110-й Трансильванский Краснознамённый военно-транспортный авиационный полк 61-й воздушной армии. Подступились к разработке проекта, в соответствии с которым аэродром мог принимать и гражданские самолёты. Планировалось даже, что он будет иметь статус международного, поэтому учитывалась замена оборудования, исходя не только из отечественных нормативов. Новая взлётно-посадочная полоса должна была появиться за счёт средств Минобороны, новое оборудование - Росавиации. Диспетчерский пункт, топливная база, небольшой аэровокзал, подъездные дороги – предполагались в процессе реконструкции, которая оценивалась в сумму более 720 млн. рублей.
Немного повезло области лишь позже, когда стало приближаться  1150-летие Великого Новгорода. В федеральный план подготовки включили создание аэропорта совместного базирования. Работы по реконструкции начались в 2006 году. Существующую взлётно-посадочную полосу протяжённостью 2000 метров нужно было удлинить на 500 метров. Ожидалось, что объект будет завершён в 2009 году.

Кречевицкую эстафету в 2007 году приняла новая команда – губернатора Сергея Митина. Долго ли, коротко ли, скорее долго, дело всё-таки продвигалось. Удлинялась взлётно-посадочная полоса. В сентябре 2008 года администрация области объявила конкурс на разработку проекта - с ориентировочной стоимостью 45 млн. рублей - по обустройству гражданского сектора всё ещё военного аэродрома «Кречевицы». В сентябре 2009 года аэропорт должен был принять гостей, прибывающих воздушным путём на 1150-летний юбилей Великого Новгорода. Здание аэровокзала планировалось на 500 человек, перрон – для размещения трёх воздушных судов типа Ил-96.

Интересно, что областные чиновники, называя полную стоимость создания гражданского воздушного узла – 1 млрд. рублей - обращали внимание на то, что областному бюджету такой инвестпроект не потянуть. Выход – в государственно-частном партнёрстве, и, значит, надо искать инвесторов.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. С середины августа 2009 года ударными темпами завершалась переукладка аэродромных плит на рабочей части взлётно-посадочной полосы и укладка аэродромных плит на 500-метровом удлиняемом участке, на что Министерством обороны было выделено 178 млн. рублей. Ещё не было подписано соглашение Минобороны и администрации области о совместной эксплуатации аэродрома «Кречевицы» и договор срочной аренды на участки земли под планируемый аэровокзальный комплекс и размещение средств посадки.

Строительство же аэровокзального комплекса с инженерными сетями и подъездной дороги к нему теперь уже планировалось начать после выполнения экспертизы проекта. 

Впрочем, в 2009 году и Международные ганзейские дни в Великом Новгороде состоялись, и 1150-летие было отпраздновано. И губернатор Сергей Митин, проводя накануне юбилея города пресс-конференцию для журналистов зарубежных СМИ (ИТАР-ТАСС организовал поездку в Великий Новгород сотрудников информагентств Венгрии, Польши, Румынии, Чехии, Болгарии, Испании) сообщил, что аэропорт «Кречевицы» открыт. В каком виде – это уже другой вопрос. Но удлинённая взлётно-посадочная полоса позволяла принимать гражданские самолёты.

Надо понимать, что проблема поиска инвесторов для осуществления проекта аэровокзального комплекса не перестала быть актуальной. Где только администрация Сергея Митина не заявляла об этой инвестиционной идее. В 2011 году в инвесторы зазывали финнов (в Новгородскую область приезжали представители крупной транспортной компании во главе с директором международного аэропорта в Лаппеенранте), турок (Сергей Митин принимал генконсула Турецкой Республики в Санкт-Петербурге) и даже китайцев - одной из провинций КНР, посетивших Великий Новгород.

Инвестиционное предложение использовать бывший военный аэродром в Кречевицах – официально он был передан Министерством обороны в собственность Новгородской области в июне 2014 года – в качестве авиатранспортного терминала, который сможет обслуживать лоукостеров, было озвучено на Днях Новгородской области в Санкт-Петербурге в 2015 году. В тот же период инвестпроект предлагался и на Днях Новгородской области на площадках Госдумы и Совета Федерации в Москве.

Можно вспомнить, что в 2014 году на встрече с президентом Владимиром Путиным губернатор обратился с просьбой включить в государственную программу «Развитие транспортной системы России» аэропорт «Кречевицы».

Время шло – инвесторы не появлялись. Но продолжался их поиск. В сентябре 2016 года Сергей Митин со своей командой в числе других инвестпроектов презентовал аэродром «Кречевицы» на Международном инвестиционном форуме в Сочи.

Дело предшественников пришлось продолжать третьему губернатору Андрею Никитину. В июле 2017 года тогдашний министр транспорта РФ Максим Соколов, прибывший в область, чтобы решать проблему финансирования ремонта подтопленных региональных дорог, был озадачен и перспективами развития в нашей области авиационного сообщения и восстановления аэропорта в Кречевицах. Пресс-служба облправительства цитировала губернатора: «Мы сегодня обговорили с Максимом Юрьевичем, как будет реализовываться федеральная программа, и как, в какие сроки мы можем в неё встроиться. Давайте не будем ждать аэропорт завтра. Но надо понимать, если мы хотим развивать туризм, то в перспективе аэропорт нам нужен». Как и следовало ожидать, министр Соколов обратил внимание на инвестиционную составляющую: «Андрей Никитин уже общается с потенциальными инвесторами. Если реальный инвестиционный интерес будет подтверждён, то мы постараемся тоже поддержать этот проект».

Прошёл ещё год. 4 октября 2018 года на пресс-конференции для региональных СМИ Андрей Никитин, отвечая на вопрос журналистов: «Может, взлетим?» - ответил так: «Действительно, эта тема одна из любимых у новгородцев для дискуссий – нужен аэропорт, не нужен, какой, где и когда. Я вам с удовольствием могу сообщить, что в федеральном бюджете на 2021-2022 годы заложены деньги на новгородский аэропорт. Сумма там достаточная. Но я бы сейчас ещё ленточки не резал. Нам предстоит пройти очень серьёзный путь. Нам нужно сделать проект, найти инвестора на терминал, поскольку федеральный бюджет позволяет реконструировать полосу, обеспечить всё, что связано с безопасностью движения. И, самое главное, нам с вами нужно понимать, что с одной стороны аэропорт нам нужен, потому что мы всё-таки первая столица страны, и если мы говорим о возможностях туризма, то без него никак». Он отметил, что всё нужно просчитать: «У нас не должно быть такого объекта, который на шею нам повесится, и мы содержать его не сможем. Поэтому будем смотреть и мировые, и российские практики недорогих эффективных аэропортов, чтобы это было удобно, экономически оправданно, чтобы не требовало постоянных дотаций из областного бюджета».

Проект, надо полагать, должен появиться в 2019-2020 годах. Иначе не видать Новгородской области федеральных денежек.

Вот и подвижки в этом направлении – московское ООО «Горпроект» разработает предпроектную документацию реконструкции аэродрома «Кречевицы». Сколько средств потратит область на эту документацию, а затем ещё и на сам проект, в официальной информации не сообщается. Так же, как не оценивается и стоимость реконструкции объекта. И об инвесторах – тоже ни слова. Есть они или нет? Может быть, они не называются специально – подальше от сглазу. А, может быть, правительство области во главе с губернатором по-прежнему находится в процессе поиска.

Тогда что ж – инвесторы, ау!

Наталья МЕЛКОВА 

Поделиться: