Хватай мешки, вокзал отходит!

Сможет ли Великий Новгород перенести из центра свой узел междугородных сообщений?

ФАКТ:

19 апреля, встречаясь с молодыми журналистами, губернатор  области Андрей Никитин поддержал, как сообщает правительственное интернет-издание «53 новости», идею мэра Великого Новгорода Сергея Бусурина перенести железнодорожный и автобусный вокзалы на окраину и убрать пути для поездов.

«Это сразу решает все вопросы с пробками и дает огромное пространство городу для развития. Идея абсолютно реализуема, но если мэр договорится с горожанами», - отметил Андрей Никитин.

Он уточнил, что историческое здание вокзала можно будет, например, переделать в музей или центр искусства.

КОММЕНТАРИЙ:

На самом деле, идея эта отнюдь не принадлежит С. Бусурину. Первой публично огласила её – и уже давненько – «Новая новгородская газета».  Предложение выдвинул руководитель ОАО «ПАТП-Таксопарк» Виктор Александров, хорошо знакомый с проблемой пробок.

Железнодорожный вокзал, расположенный практически в центре поселения, остался  Новгороду на память от проекта послевоенного восстановления, разработанного под руководством академика Щусева. Новгород виделся проектировщикам как город-музей, и никто не предполагал, что через четверть века по другую сторону железнодорожных путей будет жить едва ли не большинство горожан.  Поначалу творение архитектора И. Явейна располагалось именно на  окраине, а пути служили границей города. Как это и было с момента появления в Новгороде «чугунки» вплоть до Великой Отечественной войны.

С развитием промышленности и ростом населения возникла неприятная градостроительная ситуация: областной центр оказался разрезанным не надвое, как в старину, а на три части – и рекой, и рельсами. Если три моста более-менее решили проблему водной преграды, то пути по-прежнему пересекают транспортные артерии города, недостаточно состоятельного, чтобы своевременно обрасти такими дорогими сооружениями, как путепроводы.

Уже после выступления «ННГ», в 2013 году, идея переноса вокзала также обсуждалась. Представители «РЖД» комментировали её весьма уклончиво: напомнили, что вокзал Явейна – архитектурный памятник и пообещали памятнику ремонт. Не более того.

Едва ли компания воспылает энтузиазмом и на сей раз, даже если город и область – вдруг – изыщут собственные средства, чтобы возвести новый терминал, пусть и недорогой. Как госмонополиии относятся к подобным просьбам и предложениям – мы знаем  на примере мучительных переговоров областных властей с «Газпромом» о переносе ветки газопровода, который потребовался при наведении Деревяницкого моста через Волхов.

Кстати, проект нового вокзала – точнее, объединённого терминала для поездов и междугородных автобусов - имеется. Автор - Алина Малышева, работавшая преподавателем НовГУ (а теперь, как водится у новгородцев, переехавшая в С.-Петербург). Проект, правда, недорогим язык не повернётся назвать.

Можете посмотреть на иллюстрации.  Здесь и внешний вид, и интерьеры - с зеленью и этнографическими мотивами, которые к лицу древнему рускому городу. Проект красивый. Но, учитывая незначительный пассажирооборот станции Новгород-на-Волхове, находящейся в тупике, можно было бы смирить обычную новгородскую гордыню и обойтись «сараем» из так называемых «сэндвичей» - сборной конструкцией, какие используются при возведении гипермаркетов и торговых центров.

Вот только железнодорожная станция – это далеко не один только вокзал. И обустройство её на новом месте -  задача посложнее, чем перенос газопровода.

Более того: железнодорожные пути – особый объект. Для их ликвидации мало будет согласия «РЖД». Потребуется «добро» и иных влиятельных ведомств. А не просто способность «договориться с горожанами».

Вот почему есть большие сомнения в реализации «идеи Бусурина». Потянут ли такой труд люди, под руководством которых город практически не убирался всю зиму и начал запоздало освобождаться от грязи и мусора весной? Хватит ли для этого и запаса влиятельности губернатора, на которую регулярно нам намекают? Или «идея Бусурина» пополнит багаж  безнадёжных фантазий, накопившийся за последние два года жизни губернии? 

Сергей ШПЕРЛИНГ

 

Поделиться: