Евангелие: в лапшу или в пепел?

06 января 2017, 21:15 / 0

Пока Президент РФ стоит на Рождественской службе в Спасском соборе новгородского Свято-Юрьева монастыря, вспомним-ка о том, как он умудрился подписать закон, по которому можно... уничтожить Библию.

ФАКТ:

В Русской православной церкви назвали «большим перегибом» решение мирового суда во Владивостоке, постановившего уничтожить десятки экземпляров Библии и Евангелие, выпущенные с нарушением антитеррористического закона, также известного как «закон Яровой».

КОММЕНТАРИЙ:

Предыстория такова: мировой суд во Владивостоке 20 декабря постановил уничтожить духовную литературу по итогам рассмотрения административного дела в отношении местной христианской организации «Армия спасения». Её признали виновной в нарушении ч. 3 ст. 5.26 КоАП («Осуществление религиозной организацией деятельности без указания своего официального полного наименования, в том числе выпуск или распространение в рамках миссионерской деятельности литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов без маркировки с указанным наименованием или с неполной либо заведомо ложной маркировкой»).

«Армия спасения» - международная религиозная и благотворительная организация, основанная в 1865 году в Великобритании для оказания помощи нуждающимся. Штаб-квартира её и сейчас находится в Лондоне, хотя действует «Армия» по всему миру. В 127 странах она имеет свои приюты для бездомных, столовые, центры для пожилых, детские лагеря и многие другие учреждения, которые оказывают помощь различным слоям населения. В Россию эти религиозные волонтёры вернулись в 1991 году. До этого они успели поработать в нашей стране с 1916 по 1925 год. Но в 20-е годы Советская власть устала терпеть этих миссионеров. Хорошо, конечно, что они подкармливали население, которое народные комиссары накормить не могли, но вот разговоры о Христе совсем не вписывались в обстановку подготовки к мировой революции…

Кстати, в Великом Новгороде тоже действует корпус «Армии спасения». Она не скрывается, имеет группу в социальной сети (https://vk.com/salvation_armi_velikiy_novgorod), а если большинство горожан и не замечает её деятельности, то это оттого, что в России не принято устраивать красочные шествия с оркестрами, какими волонтёры, состоящие в организации, которая имеет несколько декоративно-военизированную структуру («корпуса» ведь!), привлекают к себе внимание в других странах.

Когда пакет «законов Яровой» обсуждался и принимался, патриоты казённые, патриоты квасные и ксенофобы прочих изводов пропагандировали эти новеллы как мощный удар по религиозным сектам. Теперь-то, дескать, будет воздвигнут прочный заслон на их пути!

В качестве такой «засеки» рассматривались и суровые ограничения в выборе места и способа проповедования Евангелия. Например, чтобы проповедовать свою веру, гражданам теперь нужно получать официальное разрешение через одну из зарегистрированных организаций. А главное, проповедь более невозможна за пределами церквей или других религиозных заведений, в частных квартирах и в интернете.

Борьба с сектами – тема настолько модная и выгодная, что борцов, полагаем, скоро станет больше, чем сектантов. За треском копий, ломаемых в этой борьбе, законодатели не расслышали робких голосов тех вполне благонамеренных христиан, чьи общины по ряду причин не имеют храмов или молитвенных домов. Или, скорее, не собирались их слышать: бывшая прокурор Яровая ориентировала свой пакет поправок к законам на интересы тех религий, которые у нас постановлено считать «традиционными». Они-то, тесно сотрудничающие с властью, храмы и молельни имеют.

Для человека неверующего или стоящего вне конфессий странна сама постановка вопроса: неужели у Русской православной церкви, например, и у протестантов или у «Армии спасения» – не один и тот же Христос? Если же один – откуда такое неравенство в праве на проповедь? Или дело всё в том лишь, «откуда растут ноги» (или, для благозвучия скажем – корни) у той или иной религиозной организации? Ах, конечно же: никто не отменял ни официальный титул «иностранного агента», ни уличную дразнилку  - «пятая колонна»…

А что в итоге? В итоге во Владивостоке суд оштрафовал «Армию спасения» на 30 тысяч рублей, а главное - судья постановил уничтожить немаркированную литературу этой организации, возложив контроль за исполнением данного решения на управление судебных приставов по Приморскому краю. Речь идёт о 40 экземплярах Библии, включая четыре на английском языке, одном Евангелии и полутора сотнях томиков прочей религиозной литературы.

Уничтожить – Библию. Уничтожить – Евангелие.

Суд не дал рекомендаций приставам, как это сделать. Понятно, что гусеницами бульдозеров Библию не размолотишь – не яблоко и не помидор. Должно ли засунуть Евангелие в канцелярский шредер и покромсать в лапшу? Или сжечь, как нынче сжигают незаконные урожаи конопли, а прежде – совестно даже напоминать, кто обращался с печатной продукцией таким образом…

При этом Библия и Евангелие, которые должны быть уничтожены, являются так называемым синодальным переводом, который признается священным и каноническим и Русской православной церковью. По данным издания, это первое в судебной практике России решение об уничтожении священного писания христиан в переводе, которым пользуется РПЦ. 

Между прочим, я сам впервые стал обладателем собственного экземпляра Евангелия в самом начале 90-х годов именно благодаря «иностранным агентам». Издание карманного формата содержало именно синодальный перевод. А чуть позже миссионеры вручили мне и полное издание Библии - тоже каноническое, тоже малого формата и на очень тонкой бумаге, что позволяло условно считать и это издание «карманным» - хотя редкий карман, конечно, вместил бы его.  РПЦ такие издания прохожим не раздавало. Да от Патриархии этого и не ждали - ей предстояли и без того немалые траты на восстановление храмов. На мой взгляд, «иностранные агенты» сыграли тогда важную роль, распространяя христианскую «благую весть». Я, допустим, и не христианин, но как человек христианской цивилизации  часто пользуюсь подаренными книгами. Это вопрос даже не ритуала, а культуры.

Вот почему на этот раз довелось услышать и голос Патриархии. Вопреки обыкновению, представители Церкви предложили даже своё понимание ч. 3 ст. 17 закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». «Если издателем распространяемой литературы является «Армия спасения», то она должна маркироваться, если сторонний издатель - маркировать не надо. Суд использовал неверную трактовку».

«Грубо говоря, за незаконную миссионерскую деятельность - не террористическую или экстремистскую - организация карается уничтожением Библии, - цитируют «Ведомости» руководителя юридической службы Московской патриархии Ксению Чернегу. - Это большой перегиб, вызывающий обеспокоенность. Возможно, стоит говорить и о внесении поправок в закон, чтобы такая санкция, как уничтожение Библии, не применялась».

Более того, в КоАП не прописано уничтожение конфискованной литературы, подчеркнула она.

Но и судью можно понять: в целом действовал по букве закона, а в вопросе ликвидации нехороших книжек – по духу. А куда бы он распорядился конфискат деть?

Вопрос не столько в правоприменении, сколько в самом законе. Яблочко, которое преподнесла стране Яровая, оказалось червивым.

Но кто бы в этом сомневался? Либеральная общественность предупреждала: во всех частях законопроекта таится по червяку. Призывала: будьте осторожны, парламентарии! Просила президента не подмахивать закон, а вдуматься в него, просчитать последствия, раз уж мудрецам, собранным в Госдуме, эта задача непосильна. «Вотще», как сказали бы наши предки.

И ведь «справа», в том числе из Патриархии, никто «либералов» не поддержал. В результате, как бы ни было теперь и смешно, и гадко, священничество само освятило акт вандализма – акт уничтожения экземпляров Писания.

Между прочим, летом 2015 года там же, на Дальнем Востоке городской суд Южно-Сахалинска признал «экстремистским материалом» книгу «Мольба к Богу», выпущенную по заказу Духовного управления мусульман азиатской части России. Против этого решения восстали глава Чечни Рамзан Кадыров и ряд мусульманских организаций. Дело запахло «политикой» и «межнациональными отношениями», и апелляционная инстанция решение отменила, а Госдума приняла специальную поправку, запретив признавать Библию, Коран, Танах и Ганджур экстремистскими материалами. Но оказалось, что могут найтись и иные мотивы, по которым Евангелие потребуется сжечь или истолочь в порошок.

А всё – от взаимного недоверия разных частей общественности, разделённой по чисто военному принципу «свой  – чужой». Хотя интересы «чужаков» порой если и не совпадают, так хотя бы пересекаются…

Сергей ХЛЕБНИКОВ

 

КСТАТИ:

Недавно глава синодального отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион предложил ввести административное наказание за употребление нецензурной лексики в общественных местах.

Митрополит прав, конечно. Но какой лексикой можно оценить «яровизацию» российского законодательства, ведущую к обыденному абсурду нашего существования?

Поделиться: