«Что вы нами торгуете, ведь мы люди!»

28 февраля 2017, 11:37 / 0

Столбовский мир возродил ганзейские торговые связи Новгорода.

СОБЫТИЕ:

В Великом Новгороде проходит Всероссийская научная конференция «Столбовский мир и возвращение Новгородской земли в состав Российского государства», посвящённая 400-летию Столбовского договора, который положил конец шведскому военному присутствию в России, нормализовал отношения между двумя странами после Смутного времени и снова стимулировал торговые отношения России с Западной Европой.

Участники конференции рассматривают вопросы, связанные с событиями новгородской истории начала XVII в., роли новгородцев в подготовке и заключении договора. Участие в диалоге принимают историки, искусствоведы, литературоведы из Швеции, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Пскова, Липецка, Тихвина (в окрестностях которого и был подписан договор), Саратова, Выборга. Предметом обсуждения стали и взаимоотношения горожан с русско-шведской администрацией, и применение норм права в Новгороде в период шведской оккупации, и экономика территории в этот период. Доклад «Новгород в Смуту как региональный политический центр» сделал кандидат исторических наук Геннадий Коваленко - автор статьи о значении договора, которую мы предлагаем вашему вниманию. 

ДЕТАЛИ: 

Подписание этого договора имело важное значение для Российского государства, преодолевавшего тяжелейшие последствия Смуты. Столбовский договор положил начало международному признанию династии Романовых, а также позволил избежать войны на два фронта (против Швеции и Польши) и отразить польское наступление на Москву в 1618 году.

Не менее важным результатом было возвращение Новгорода и Новгородской земли в состав Российского государства. По условиям договора Густав II Адольф освобождал оккупированные шведскими войсками территории. То есть Новгородская земля вернулась в состав Российского государства не в результате военных действий, в ходе которых были неизбежны человеческие жертвы, а в результате дипломатических переговоров. Это был крупный успех русских дипломатов Даниила Ивановича Мезецкого, Алексея Ивановича Зюзина, Николая Никитича Новокщенова и Добрыни Семенова.

Столбовский мирОдним из важнейших вопросов переговоров был вопрос о Новгороде. Голландские посредники предлагали компромисс: шведы отказываются от кандидатуры Карла-Филиппа, признают Михаила Романова, а русские за это уступают им Новгород. Но послы упорно настаивали на возвращении оккупированных шведами территорий. Их усилия увенчались успехом, и в декабре 1616 г. они сообщали в Москву: «Великое дело совершается (…) Его царского величества отчина Новгородское государство с пригородами под его царского величества державою в соединенье с Московским государством учиняется, и в них многие православные христиане от злого пленения и мучительства освобождаются».

Воздавая должное нашим дипломатам, не следует забывать о том, что на успешный исход длительных и трудных переговоров повлияли такие военно-политические факторы, как восстание в Тихвине в 1613 г., поражения шведской армии под Псковом в 1615 и 1616 гг., а также упорное сопротивление новгородцев любым попыткам шведских оккупационных властей привести их к присяге Шведской короне.

Следует отметить, что при всех колебаниях политических настроений, предпочтений и антипатий новгородцев в годы Смуты, они были убеждены в том, что «особно Новгородское государство от Российского царствия не бывало, и никогда в смутные времена от Московского государства Новгород отлучен особно не бывал». По мнению С.Ф.Платонова, «религиозно-национальные связи Новгорода с прочей Русью были так крепки, что отделиться от Москвы в особое государство Новгород не желал и не мог». Однако путь к преодолению политического кризиса и возвращению в состав Российского государства был трудным и извилистым.

Я уже писал в статье «Как новгородцы Романовых не признавали» о том, почему новгородцы поддержали кандидатуру шведского принца Карла-Филиппа на российский престол и почему они даже после избрания Михаила Романова не отказались от своего кандидата. Во-первых, помня о том, сколько властителей сменилось на московском престоле за последние 15 лет, они были не уверены в прочности новой власти, тем более что до них доходили слухи о том, что «он сам не желает быть государем». Во-вторых, они не без оснований опасались, что после избрания Михаила Романова Густав II Адольф попытается присоединить Новгородскую землю к Шведской короне.

Их опасения были не напрасны. В августе 1613 г. возглавлявший шведскую военную администрацию в Новгороде Якоб Делагарди, которого новгородцы называли «сходительным к миру разумным боярином», уехал в Швецию. Его сменил Эверт Горн, который считал Новгородскую землю  оккупированной территорией, жителей которой следует привести к присяге шведской короне.

В январе 1614 г. он объявил воеводе Ивану Одоевскому, что Густав II Адольф намерен взять Новгород под свою руку, и предложил новгородцам принести присягу королю. В ответ на это воевода предложил провести в Новгороде своего рода референдум: спросить новгородцев, хотят ли они целовать крест Густаву Адольфу или хотят сохранить верность Карлу Филиппу. Естественно, что на сформулированный таким образом вопрос  новгородцы ответили, что  хотят остаться верными прежней присяге, и Одоевский ответил королю, что новгородцы помнят прежнюю присягу Карлу Филиппу и «рады головы свои положить» за него. После этого митрополит и воевода имели все основания просить короля не принуждать новгородцев к присяге, поскольку они «по своему крестному целованью» держатся Карла Филиппа и хотят ему верно служить. Исидор заявил шведскому военачальнику: «Дайте нам повольность. Что вы нами торгуете, издеваетесь, как над скотом, ведь мы люди!».

В конце концов, Эверт Горн вынужден был сообщить королю: «С тех пор, как прибыл я в Новгород, я изо всех сил стараюсь уговорить новгородцев на то, что желает от них Ваше Королевское величество, но почти никто из них на это не склоняется… Они сговорились лучше лишиться жизни, чем отделиться от Московского государства».

Упорное сопротивление новгородцев всем попыткам подчинить их шведскому господству заставило короля отказаться от своих намерений, и он стал склоняться к мысли о необходимости закончить конфликт дипломатическим путём. В 1615 г. по инициативе Исидора и Одоевского с согласия шведских властей из Новгорода в Москву было отправлено посольство для того, чтобы добиться прекращения военных действий и освобождения Новгорода от власти шведов на основе мирного договора.

Столбовский мирВ целом посольство было успешным, новгородские послы сумели склонить московское правительство к переговорам со шведами. Царь простил «вину новгородцев» и обещал начать переговоры со шведами. Он писал новгородцам, что ещё до их челобитья «скорбел душой и телом о Новгороде и помышлял о его освобождении». Почувствовав опору под ногами, новгородцы смогли отказаться не только от присяги королю, но и от присяги Карлу Филиппу. Посольство 1615 г. стало исходным пунктом мирных переговоров, закончившихся подписанием Столбовского мирного договора. Его 2-й пункт гласил: «В доказательство своего доброго расположения, для действительного поддержания мира и согласия Его королевское величество державный государь Густав Адольф… освобождает и возвращает Великому государю царю и великому князю Михаилу Фёдоровичу… и всему Российскому государству занятые в течение последних лет русские крепости и города, а именно: Великий Новгород, Старую Руссу, Порхов, Ладогу и Гдов».

14 марта царские послы князь Д.И. Мезецкий, окольничий А.И. Зюзин, дьяки Н.Н. Новокщенов и Д. Семёнов торжественно вошли в оставленный шведами Новгород. Они везли с собой список с чудотворной иконы Тихвинской Богоматери, который был порукой при подписании мирного договора. В полутора верстах от города их встречала торжественная депутация новгородцев во главе с митрополитом Исидором.

Михаил Фёдорович заверил новгородцев в том, что он освободил Великий Новгород для того, чтобы «всех православных христиан видеть в нашем царском жалованье по-прежнему, а не для того, чтоб наши царские опалы на кого-нибудь класть».

По всей вероятности, правительство Романовых понимало мотивы поведения новгородцев («как было, будучи у свейских людей в руках, воли их не творить») и отнеслось к ним более снисходительно, чем некоторые историки, оценивавшие их отношения со шведами не как временный компромисс, а как измену. В связи с этим особенно важным представляется вывод А.А. Селина о том, что «процесс возвращения Новгорода был политически продуман, Москва объявила полную амнистию всем служившим при шведах и воевавшим против москвичей в 1614-1616 гг., а также зачёт всех служб и пожалований. Объявление социального мира в Новгороде было своевременным мудрым поступком московских правителей».

В отличие от потомков современники считали Столбовский мир довольно выгодным для России. Не случайно Михаил Федорович «торжествовал Столбовский мир как победу». Он повелел воеводам разных городов «созвать служилых и жилецких людей, прочесть им во всеуслышание, чтоб всем людям то доброе дело было ведомо, молебны петь со звоном, и из наряду (пушек – Г.К.) велел стрелять из большого и из ручного, чтоб про то было явно и ведомо». С.М. Соловьев писал: «В Москве и Стокгольме были очень довольны Столбовским миром; возвращение Новгорода и избавление от шведской войны при опасной войне с Польшей делали нечувствительной потерю нескольких городов: теперь было не до моря!». 

По условиям Столбовского договора Россия оказалась отрезанной от Балтийского побережья, её единственным торговым партнёром, с которым русские купцы могли вести прямую торговлю, была Швеция. Активную роль в торговле со Швецией играло новгородское купечество. На этой торговле поднялись многие новгородские купеческие династии (Шорины, Харламовы, Микляевы, Кошкины). В  связи с этим весьма интересным представляется тот факт, что в посадской среде Новгорода распространялся так называемый «харатейный лист» – список со Столбовского договора.

Столбовский мир

Смута начала XVII века – это гражданская война, осложнённая иностранным военным вмешательством. В обыденном сознании россиян, знающих о том, что в 1613 г. династия Романовых на 300 лет воцарилась на российском престоле, довольно прочно утвердилось мнение о том, что Смута закончилась освобождением Москвы и избранием на престол Михаила Романова. Но для современников событий, тем более, для новгородцев, пребывавших под властью шведов, Смута в 1613 г. не закончилась. Как заметил В.Д. Назаров, «без международного урегулирования нельзя считать гражданскую войну законченной». Не следует также забывать о том, что 1612-1619 гг. были временем «беспатриаршья». Не случайно сказания современников о Смуте кончаются, как правило, 1618-1619 гг. Именно к этому времени вернулись в мирное русло отношения со Швецией и Речью Посполитой, Филарет стал Московским патриархом, и началось преодоление разрухи. Тогда же прекратилось употребление термина «смута». 

Геннадий КОВАЛЕНКО

Поделиться: