Через месяц - поедем по-настоящему?

11 ноября 2016, 14:28 / 0

Чтобы окончательно решить транспортную проблему Великого Новгорода, хорошо бы полностью выяснить предысторию кризиса и её героев.

ФАКТ:

Около двух десятков новых автобусов должны пополнить подвижной состав новгородского «Автобусного парка». Правительство области  изыскало средства для закупки 11 новых  автобусов повышенной вместимости. 5 из них прибудут в город уже на днях.

Пять машин марки ЛиАЗ-6213 (с "гармошкой")  2013 года выпуска, уже взятых у в лизинг компании  «ЯрКамп» на сумму в 66,5 млн. руб, будут работать на маршрутах №№4, 16,19, 20.  Ещё 6 автобусов предполагается закупить у машиостроительного холдинга "Волгобас" до конца ноября. Это автобусы большой вместимости, но без сочленения.

ОФИЦИАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ: 

Сергей МИТИН, губернатор Новгородской области:

- Чтобы лечить болезнь, надо поставить правильный диагноз. Почему сложилась такая ситуация с транспортом? Считаю, что мы разобрались во всём.

В декабре 2011 года был заключён договор на лизинг 92 автобусов и компании «ПитерАвто». По договору АО «Автобусный парк» обязалось платить в месяц 4,9 миллиона рублей - без права выкупа этих автобусов в дальнейшем. Должен сказать, что и комитет финансов,  и комитет правового обеспечения городской мэрии дали отрицательное заключение по этому договору, считая, что сделка превышает финансовые возможности предприятия, находившегося тогда в муниципальной собственности. Действительно, эта сумма никем до сих пор не объяснена и вызывает много сомнений. Однако директор «Автобусного парка» Веркин  заключил и дополнительное соглашение, продлевая лизинг на тех же условиях. Причём заключил его без согласия Совета директоров предприятия. В сентября нынешнего года суд подтвердил неправомерность этой сделки. Перейдя в областную собственность, «Автобусный парк» вышел на безубыточную работу, но платежи по договору не совершал, не имея на это никаких правовых оснований. Что и подтверждено судом. Тем более что независимая аудиторская компания установила, что сумма ежемесячного платежа не должна была превышать 1,2 миллиона рублей. Эту сумму новгородские транспортники и стали платить, выплатив за 6 месяцев 24 миллиона рублей, а не 98 миллионов. Сумма, определённая аудиторами, будет выплачена и за остальные месяцы лизинга. «ПитерАвто» забрала свои автобусы.

Считаю, что вина  руководства «Автобусного парка» и профильного департамента заключается лишь в том, что они вовремя не предупредили жителей  о трудностях, с которыми город столкнётся, и не изменили своевременно схему транспортного обслуживания граждан, подтянув все ресурсы. За это все причастные получат взыскания. А сейчас мы принимаем экстренные меры для ликвидации последствий случившегося.

Благодаря тому, что часть рейсов была передана другим компаниям, занимающимся пассажирскими перевозками, сейчас на маршруты выходит уже 152 автобуса - лишь на 16 меньше, чем до октябрьской кризисной ситуации.

Начало занятий в Новгородском университете переносится с 8.30 на 9.30 утра, чтобы несколько разгрузить автобусы в «час пик», когда на работу едут сотрудники большинства предприятий и учреждений областного центра. Это не повлияет негативно на учебный процесс.

Мы договорились, что 11 автобусов большой вместимости, которые сейчас обслуживают АО «Акрон», будут заменены на маленькие. Интересам крупнейшего нашего налогоплательщика, его трудового коллектива это не нанесёт. Департамент транспорта и дорожного хозяйства понаблюдал за наполняемостью машин на этом маршруте. Выяснилось, что салоны, рассчитанные на 150 пассажиров, заполняются на 25-50%. «Акрону» будут предложены автобусы на 111 человек. К тому же это - временная мера, на десяток ноябрьских дней. Поскольку эти перевозки заказывает транспортникам  предприятие, разница в цене будет, конечно, учтена при оплате услуги. А при заключении договора на будущий год «Акрону» будет предложено воспользоваться такими транспортными средствами, которым не придётся «возить воздух».

Я провёл переговоры с министром промышленности РФ. Мы договариваемся о покупке ещё нескольких автобусов повышенной вместимости - сколько заводы будут готовы нам отпустить. Помощь министерства необходима потому, что два завода, их выпускающие, работают сейчас только «под заказ», получая задаток - как минимум треть стоимости изделия.

Также прошли переговоры с послом Республики Беларусь, чтобы выйти на руководство Минского автобусного завода. Если автобусы есть в наличии и цены будут приемлемыми (а минские автобусы дороже российских), произведём закупку.

Некоторые неудобства для пассажиров сохранятся в течение одного месяца. Надеюсь, департамент вместе с руководством предприятия сделают всё, чтобы к декабрю эти неприятности закончились.

Считаю также, что меры по укреплению «Автобусного парка», которые мы сейчас предпринимаем, позволят нам в следующем году обойтись без повышения стоимости проезда на городском пассажирском транспорте. 

НАШ КОММЕНТАРИЙ:

Из полутора сотен автобусов, которые бегают в эти ноябрьские дни по городу, около 60 - маленькие. В ход пошли даже «одновагонные» «Икарусы», которых новгородцы давненько не видели на регулярных маршрутах. Это - натуральные музейные экспонаты: две машины содержались уже успели попасть в экспозиции ретро-техники и были оттуда извлечены в кризисной ситуации. Благо любители автостарины оказались патриотами города.

Приходится вспомнить, что городские автобусы некогда как раз такими и были. Разве что «ПАЗики» для новгородцев непривычны -  автобусы, выпускаемые  в  Нижегородской области, трудились в районах области. Но вот львовские автобусы и первые венгерские «Икарусы», обслуживавшие горожан в 60-70-е годы, до пришествия автобусов «с гармошкой», вместимостью не очень-то превосходили нынешние китайские новоприобретения. При этом вполне справлялись с перевозками. Население города с тех пор  разрослось не очень значительно, но мы уже успели привыкнуть к хорошему... После этого не только старомодные «ПАЗы», но и новенькие китайские «малыши» объяснимо вызывают неудовольствие.

- «Ютонги» закупались для маршрутов с небольшим пассажиропотоком, - напоминает руководитель профильного департамента Новгородской области Александр Тарасов. И заверяет: -  Основной упор при пополнении подвижного состава в дальнейшем будем делать на автобусы низкопольные, хотя они - несколько дороже.

...Не сомневаемся, что транспортную ситуацию нынешний владелец АО «Автобусный парк» отрегулирует. Но и надеемся, что нормализация положения не даст забыть об истоках кризиса. Властям, можно считать, ещё повезло, что «гром грянул» 12 октября, а не перед сентябрьскими выборами, когда его раскаты могли сильно повлиять на исход народного волеизъявления. Сейчас критика со стороны оппонентов выглядит уже не столь опасной для власти. Один из вопросов, которые они ставят, - почему «Автобусный парк» долгое время не платил арендодателю, задолжав владельцу автобусов, - особенно наивен. Если ты, оспаривая в суде договор,  выполняешь все его условия и  тем самым признаёшь их выполнимость, кабальный характер соглашения уже никогда не докажешь. Эта-то позиция транспортников объяснима. Разбираться надо с другим.

С тем, действительно ли, как утверждал бывший директор предприятия Д. Веркин, договор с «ПитерАвто» предложил ему заключить А. Уткин, занимавший тогда пост-вице-мэра (а ныне возглавляющий Региональный фонд капитального ремонта МКД), и знал ли об этом глава города. Кто в мэрии одобрил списание почти половины подвижного состава, что и привело к поиску арендодателя, и куда эти автобусы делись. Кому было выгодно, чтобы предприятие впало в такую зависимость. Почему 250 миллионов рублей, полученные от Минфина в качестве возмещения выпадающих доходов за перевозку «льготников», не были истрачены на обновление подвижного состава, вопреки рекомендациям депутатов городской Думы, и куда смотрели члены тогдашнего Совета директоров АО. В частности, почему его председатель, вице-мэр П. Морозов согласовал странную сделку, по которой «Автобусный парк» одолжил  30 миллионов рублей ООО «НовТрансГаз», как будто АО и впрямь располагало лишними средствами. Неплохо было бы понять также, почему  с мая 2014 года - то есть уже более двух с половиной лет! - правоохранительные органы всё ещё не могут закончить проверку по обращению городской Думы, касающемуся этих фактов.

Конечно, после перемены собственника местные СМИ уже создали бывшему  директору незавидную репутацию. Но остаётся ощущение, что причастен к проблемам «Автобусного парка» не он один.

Дело даже не в уточнении круга виновников, а в изучении их мотивов. Если это была такая хитрая схема - её надо знать и предать гласности, чтобы у ни у кого не возникло соблазна однажды вновь ею воспользоваться.

Пётр ЧЕРНОВ

 

Поделиться: