Золотые эшелоны
Электропоезд «Ласточка», пафосный железнодорожный проект, якобы призванный снять проблемы пассажиропотока Новгород – Санкт-Петербург (и обратно), похоже, складывает крылья. По прошествии трёх лет. Возможно, причиной тому чрезвычайная активность нашего губернатора, пытающегося охватить всё и вся и стать начальником Новгородской Чукотки.
К направлению Новгород – Петербург сперва добавили Петрозаводск, ссылаясь на высокий туристический интерес сторон. Высота была и остаётся на уровне плинтуса. Консалтинговая группа «Руна» (runaruna.ru) писала по этому поводу 29 января с.г.: «Скоростной поезд, соединяющий Петрозаводск и Великий Новгород, пустили в 2017 году, но особой популярностью он не пользуется. В дни праздников и каникул на «Ласточку» до Новгорода ещё есть спрос, но в будни она ходит практически пустая. Поезд отправляется из карельской столицы каждый день по утрам, на весь состав обычно сложно найти хотя бы десять пассажиров».
С этим можно не согласиться. Но – согласились! «Несмотря на низкую заполняемость поезда, этот маршрут является важным с точки зрения транспортной взаимосвязи двух региональных субъектов, – разъяснили бестолковым журналистам в пресс-службе ОЖД, – поэтому даже при такой заполняемости компания не планирует его отменять или сокращать дни курсирования».
- Дедушка, поезда-то пустые идут!
- Пусть ходют! Пусть враги думают, внученька, зачем они ходют…
На направлении из и в Петербург дела, на первый взгляд, шли блестяще. Генеральный директор Северо-Западной пригородной пассажирской компании Виталий Григорьев, отвечая на вопрос «Агентства Бизнес Новостей», говорил про наполняемость состава суперэлектрички: «Если раньше ездило порядка 400-500 человек, то сегодня - в среднем 800. Результат достаточно приличный».
Уточню, сегодня – это был 2015 год. «Ласточка» к нам ещё только «просилась». И рассказывал г-н Григорьев о событиях на перегоне Петербург – Выборг. Но если бы теперь он захотел охарактеризовать деятельность «Ласточки» на участке Петербург – Тосно (5 вагонов, 443 пассажира, 46 минут в пути, 121 рубль проезд), открытом в начале декабря, слова тоже были превосходными. Вот и в правительстве Ленинградской области говорят, что к концу года на направлении Петербург – Тосно будут курсировать четыре состава скоростных электропоездов. Новгород здесь - как бонус (желанный или нет – другой вопрос).
Мы за соседей рады, чего фигу в карман прятать! Но будем откровенны: с самого начала, когда «Ласточка», так сказать, пролетала 192 км до Петербурга (или обратно) за 3-3,5 часа, – это быстро стало поводом для сочинения анекдотов. Например, таких: «Вниманию встречающих… Электропоезд «Ласточка» из Петербурга опаздывает. Встречайте поезд Мурманск – Новгород. Там тоже люди едут…». Или таких: «Контролёр в электричке: - Ваш билет, пожалуйста. - Вот. - А что же у вас билет за 15 мая? - Ну, так это… Давно еду…».
Полагаю, в РЖД тоже мучились этой ультрасовременной обузой. И нашли выход – надо поднять пассажиропотоки на северо-западных направлениях за счёт стоимости билетов. Если в мае билет из Пскова до Новгорода в бизнес-классе обходился в 327 руб., а в «экономе» – 233 руб., то уже в июне бизнес-класс будет стоить 1 737, эконом-класс – 744, в июле бизнес-класс подорожает до 1 985 рублей, эконом – до 850.
Подорожают и билеты до Петрозаводска. До 1 июня в эконом-классе можно было проехать за 462 рубля, а с первого дня лета этот же билет стоит 1 344 рубля (с 14 июня – 1 535). Стоимость бизнес-класса увеличится в 4,6 раза - с 674 до 3 140 рублей (с 14.06 – 3 589).
Как пояснили в ОЖД, «специальные тарифы на оформление проездных документов действовали в честь запуска нового маршрута, с 22 февраля соединившего Псков, Великий Новгород и Петрозаводск. 1 июня действие акции заканчивается, и стоимость билетов на эти поезда будет формироваться в соответствии с приказом ФАС России от 21.09.2018 г. № 1343/18. Стоимость будет зависеть от класса обслуживания, дальности поездки пассажира, сезонных коэффициентов графика гибкого регулирования тарифов».
И вдруг! Новая сенсация! С 10 июня билеты в бизнес-классе от Новгорода до Петрозаводска или до Пскова подешевеют примерно вдвое. Билеты эконом-класса тоже станут на 50% дешевле.
А теперь вернитесь назад и посмотрите, на сколько процентов они дорожали с 1 июня.
Геннадий РЯВКИН
КСТАТИ:
Власти Эстонии предложили РЖД запустить скоростной поезд по маршруту Таллин - Псков - Петербург, сообщает Delfi Turist. Сейчас поездка на поезде Таллин - Петербург занимает около 7 часов, в случае запуска аналога «Аллегро» (соединяет Петербург и Хельсинки) время сократилось бы до 4,5 часа.
ОТ РЕДАКЦИИ:
Как видите, легендарно медлительные эстонцы имеют перспективу добираться из своей столицы до северной столицы РФ быстрее, чем новгородцы – до своего «меньшого брата».
Железнодорожная «Ласточка» летает в Псков не только низенько, но и неторопливо. Её время в пути – 5 часов 6 минут. На час с небольшим быстрее вагона, прицепленного к обычному пассажирскому поезду на Мурманск. И медленнее автобуса (4 часа 5 минут). Между тем «Яндекс» считает, что на легковушке вы должны проделать этот путь (при отсутствии пробок) за 3 часа.
А ведь пролететь по рельсам от кремля краснокирпичного, новгородского, до кремля белокаменного, псковского, птичке этой надо всего 233 километра. 192 километра до Питера она пролетает на полтора часа шустрее.
Когда при введении маршрута скептики указывали на это обстоятельство, неблагоприятное для высокого спроса на билеты, от них только отмахивались. А зря.
Понятно ведь было, что рано или поздно РЖД попытается компенсировать убытки от пустых пассажирских мест ростом цен на места заполненные. Но у стоимости отдельно взятого пассажирского седалища есть естественный предел.
Кстати, 5 июня мы осмотрели петрозаводскую электричку при посадке в Великом Новгороде. В самом «оживлённом» вагоне обнаружили с дюжину пассажиров, но это был вагон, которому особо повезло: в него села группа юных художников, отправлявшихся в Карелию на пленэр. Лето ведь, у школьников каникулы. В другой сезон такого случая может не представиться.