«Замуровали, демоны...»

Разбираемся - должен ли пассажир автобуса иметь возможность видеть что-то за окном, а при случае - выбить стекло.

Из письма новгородца, ветерана труда В.В. Быстрова после нашей публикации «Трусы на лице?»:

«Абсолютно выпала из внимания тема размещения рекламы на городских маршрутных автобусах… В погоне за наживой руководство автобусных компаний попирает права пассажиров на безопасность во время поездки. Окна автобусов снаружи заклеены рекламной сеткой… Если произойдёт пожар, авария в полностью забитом людьми автобусе: сможет ли молоточек разбить стекло и рассыплется ли оно, если на него наклеена мелкая пластиковая сетка? А ею заклеены даже окна с надписью «запасный выход». Сетка наклеена на стекло снаружи, и пыль, грязь, осадки в её ячейках значительно уменьшают прозрачность стекла. Пассажирам, особенно с ослабленным зрением, трудно смотреть сквозь эту грязную канву. А сможет ли гость города… увидеть город через эту сеть на окнах, раскинутую для него автобусными дельцами? Прежде всего пассажира надо уважать! Размещение рекламы на стёклах автобусов (не на бортах!) необходимо отразить, а ещё лучше запретить в Положении о городской рекламе. Можно уверенно предположить, что новгородцы поддержат вас».

И это ещё не все негативные эмоции, выраженные автором в письме. Нельзя не согласиться, что в любом деле, в том числе и стремлении привлечь внимание к объекту рекламирования, надо уважать окружающих. Всё-таки главный в городском  автобусе – пассажир. Для него транспортное средство и предназначено. А всё остальное – сопутствующие, так сказать, услуги.  Но уважение - понятие нравственное. Об этом редко пишут в законах. Вот и в федеральном законе о рекламе про её добросовестность, достоверность и  даже безопасность указано, а вот про уважение рекламных дельцов к пассажирам автобусов не сказано ничего. И решением городского представительного органа здесь делу тоже вряд ли поможешь. И не потому, что не хочется. Просто вопросы регулирования рекламы на транспорте не входят в компетенцию муниципальных органов. Поэтому и в свежем городском Положении, регулирующем рекламную деятельность, вопрос этот не упущен, а просто не может быть отражён, поскольку иное означало бы превышение полномочий, а это не допускается федеральным законом. Но печалиться  причин особых нет. Уважать себя заставить пассажиры могут. Закон о рекламе содержит нормы прямого действия, из которых следует, что «реклама, размещенная на транспортных средствах, не должна создавать угрозу безопасности движения, в том числе ограничивать обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения, и должна соответствовать иным требованиям технических регламентов». В разъяснительном письме антимонопольной службы, изданном ещё в 2011 году, чиновники ведомства обращают внимание, что в соответствии с частью 1.2 Правил Дорожного движения Российской Федерации участником дорожного движения признается лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства. Учитывая изложенное, по мнению специалистов ФАС России, размещение рекламы на окнах транспортных средств общего пользования (автобусах, троллейбусах, трамваях) будет противоречить части 5 статьи 20 Федерального закона "О рекламе" в случае, если такая реклама будет ограничивать обзор в том числе пассажирам указанных транспортных средств. Другое дело, что понятие «ограничивать обзор» не имеет однозначной трактовки в законодательстве, а потому судебная практика складывается весьма противоречиво. Техническим регламентом установлены требования к светопропусканию (не ниже 70%) только в отношении стёкол с места водителя. В отношении задних и боковых окошек таких требований нет. Поэтому иногда суды считают, что раз таких требований нет, то и завешивать такие боковые окна можно чем угодно. А иногда нет. Ведь понятия «светопропускание» и «ограничение обзора», в том числе для пассажира, всё-таки отличаются друг от друга. Окно ведь должно не просто пропускать свет, но и обеспечивать обзорность. Попробуйте что-нибудь рассмотреть через матовое или рифлёное стекло – вряд ли у вас будет хорошая обзорность через окошки с такими стеклами, а насчёт светопропускания может быть всё хорошо. Более однозначные требования технический регламент содержит  к запасным окнам в автобусах:

Любое запасное окно должно:

«Либо легко и быстро открываться изнутри и снаружи транспортного средства при помощи соответствующего приспособления.

 Либо иметь легко разбиваемое предохранительное стекло. Последнее положение исключает возможность использования слоистого стекла или стекла, изготовленного из пластического материала. Вблизи каждого запасного окна должно быть установлено приспособление, легко доступное для лиц, находящихся в транспортном средстве, с тем, чтобы можно было разбить каждое окно.

Каждое запасное окно, которое может быть заперто снаружи, должно быть сконструировано таким образом, чтобы его в любое время можно было открыть изнутри транспортного средства».

Как видим, запасное окно должно легко открываться или разбиваться. Если оно снаружи заклеено прочной пластиковой рекламной плёнкой, вряд ли можно сказать, что оно соответствует требованиям технического регламента в части безопасности пассажиров. И тогда реклама, расположенная на такой плёнке, будет противоречить закону, поскольку не соответствует требованиям технического регламента и создаёт угрозу безопасности движения. За это предусмотрен административный штраф на транспортное предприятие от двухсот до пятисот тысяч рублей. Выписывает такой штраф антимонопольный орган, а протокол может составить сотрудник ГИБДД.

Надеюсь, что уполномоченные органы обратят внимание на рекламу, размещаемую в последнее время на городских автобусах, что называется,  без конца и края, тем более что внимательный читатель не ограничился письмом только в адрес редакции, а направил его также и в адрес Думы Великого Новгорода. 

Константин ДЕМИДОВ

Поделиться: