Время русской Мекки

02 сентября 2017, 17:47 / 0

Президент РФ Владимир Путин продолжает «радовать» общественность своими высказываниями.

Причём его слова — в отличие от многих русских политиков — по крайней мере на первый взгляд, не лишены разумного начала и не так уж часто становятся притчей во языцех. Но никто не застрахован от ляпов. Возьмём, к примеру, его реплику насчет создания «русской Мекки» во время посещения Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический» в Севастополе 18 августа. 

Приведём слова г-на Путина полностью:

«Здесь нужно создавать русскую, российскую Мекку. Дело не в том, что здесь князь Владимир крестился, а в том, что после этого здесь началось укрепление централизованного российского государства», - заявил президент на встрече с учёными.

Также, как пишет «Интерфакс», президент добавил, что на базе единого рынка, общего языка, общей веры и власти князя было создано «единое национальное Русское государство и, по сути, русская нация». «Место, где мы сейчас находимся, имеет уникальное значение для нашего государства, нашего народа и для нашей государственности», - подытожил лидер государства.

Довольно-таки странно, что эта интенция президента осталась практически без внимания прессы, видимо, по той же самой причине, по которой промолчали и учёные: из уважения к главе государства, которого негоже выставлять безграмотным в историческом вопросе - что тогда о нашей стране подумают? А так - фраза быстро забудется, репутация будет сохранена. Тем более что традиционная скромность и тактичность русской интеллигенции хорошо известны.

Удивительно другое: смолчала и РПЦ, которая известными качествами русской интеллигенции не отличается. Хотя, если разобраться, ничего из ряда вон выходящего в этом нет: за время правления г-на Путина она получила столько, что человеку не из правительственных и высокостоящих церковных кругов и вообразить-то не выйдет. Кормящую руку, как говорится, не кусают.

Высказался только дьякон Андрей Кураев, которому терять уже нечего, ибо всё, что он мог - взял, на большее - рассчитывать не приходится. Но и то - только на своей страничке в «Фейсбуке».

«Учёные скушали и промолчали, - пишет Кураев. - Никто не объяснил Владимиру Величайшему, что его древний тезка не включил и не мог включить Корсунь в круг своих владений, и что судьба и жизнь этого греческого полиса продолжили и после этого набега варваров быть связанными с Византией. А посему никакая не то что российская, но и киевская государственность там крепчать никак не могла». И уточняет: «Лишь одна цитата: «В 10-11 веках в Херсоне происходит слишком частая смена византийских наместников». Византийских, не киевских!».

Но больше всего как человека православного и при том дьякона его приводит в негодование другое: «Но главное не это. Главное - провозглашение «российской государственности» как высшей святыни, к которой надлежит совершать хадж и совершать поклонение. А это - идолотворение», — возмущенно заключает Кураев.

Ни с тем, ни с другим аргументом г-на Кураева не поспоришь. Отсюда и вытекает, что, во-первых, г-ну Путину следует лучше готовиться к публичным выступлениям и консультироваться со специалистами, благо, думается, что оных вокруг него в избытке. Во-вторых, да, действительно, получается, что президент подначивает, подталкивает к творению новых идолов. Ведь что такое Мекка?

Мекка - это мусульманская святыня, центр паломничества, ставший даже пространственным ориентиром в молитве, которую надлежит свершать аккурат лицом в ее сторону, где бы молящийся ни находился. К этому добавим, что въезд в Мекку немусульманам запрещен государственным законом. И, надо полагать, в нечто подобие г-н Путин желает превратить Херсонес - лишь с поправкой на православие. Несмотря на то, что, с точки зрения церкви, это, как верно подметил дьякон Кураев, «идолотворение».

Но кто сказал, что глава государства хочет сотворить новую Мекку с оглядкой на православие? Да, без сомнения, определённый религиозный элемент в этом присутствует: то, что Россия страна, по крайней мере номинально, православная - со счетов не сбросишь. И хочешь или нет, но этот фактор учитывать всё равно придётся. Но вот брать его за основной, стержневой - тоже не стоит.

Президент ясно дал понять, что он ставит на первое место, а что является как бы фоном. Обратимся еще раз к его словам: «Дело не в том, что здесь князь Владимир крестился, а в том, что после этого здесь началось укрепление централизованного российского государства». Вот что привлекает внимание г-на Путина: не религиозный аспект, но государственный. И, соответственно, святыней, Меккой Херсонес будет признаваться исходя не из убеждений религиозного толка, но - государственного.

С точки зрения логики, месседж президента понятен: он всеми силами старается укрепить позицию Крыма как части России. И если представить, что когда-нибудь из Севастополя удастся сделать русскую Мекку, то это автоматически снимет все вопросы - наш Крым или нет. Ну, конечно, Крым - Россия, если в нём стоит её святыня, Мекка. И выдвижение на первый план принципа государственности является оптимальным решением: г-н Путин пытается укрепить государство идеей самого государства. А религиозная подоплёка в данном случае как бы отходит на второй план. То есть ею, с одной стороны, это решение можно и подкрепить, а с другой - если ситуация будет того требовать - тут же откреститься: «Дело не в том, что здесь князь Владимир крестился…»

Однако на это высказывание президента можно посмотреть и более пристально, вдумчиво, пробиться сквозь поверхностные смыслы, которые мы выше означили, к глубине, к подлинному, так сказать, и главному смыслу утверждения.

В данном ключе путинская фраза интерпретируется однозначно: он в который уже раз говорит о создании новой религии, религии, в которой на месте бога стояло бы государство, и, как показывает практика, идею этой религии он с железным упорством проводит в жизнь. Не зря же он говорил: «Я голубь, но у меня очень мощные железные крылья!». Стоит напомнить, что голубь является символом души, связующим звеном между миром земным и божественным. К тому же ещё и посредником с миром мертвых. Одновременно вестником новой жизни: именно голубка вернулась к Ною с оливковой веточкой в клюве, тем самым говоря, что потоп как божья кара закончился, что человечество, пусть и своим уничтожением, искупило грехи и теперь начинается новая жизнь. Ну и наконец, не будем списывать со счетов и голубя мира. Так что президент здесь очень точно определил себя через птичью символику. Но вернемся к религии г-н Путина, которую назовём государствизм — по наименованию божества: государства.

Основа его системы проста, как валенки или лапти, этим, думается, и объясняется ее жизнеспособность: выбросить всю метафизику с загробным существованием и т.д. и поставить вместо нее «конкретную» идею государства. Справедливости ради отметим, что подобных заявлений президент не делал, но это ясно и безапелляционно выводится из первейшей «добродетели», утвержденной главой государства. Разумеется, сейчас я говорю о патриотизме, который г-н Путин определил как национальную идею, тем самым, утвердив ее главенствующий идеологический статус: «У нас нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. И чиновники, и бизнес, и вообще все граждане работают для того, чтобы страна была сильнее. Если так будет, каждый гражданин будет жить лучше. И достаток будет больше, и комфортнее будет. Поэтому это и есть национальная идея. Она не идеологизированная. Это не связно с деятельностью какой-то партии или какой-то страты в обществе, это связано с общим объединяющим началом». И этому объединяющему началу придается надличный, религиозный характер.

В какой-то мере Путин пытается воплотить довольно старый миф о земном рае, тысячелетнем царстве на земле, разумеется, далеко не в первичном его варианте, но в том виде, какой он приобрёл в трактовке идеологов коммунизма и социализма. Тем более что для этого имеются все предпосылки: семидесятилетний опыт Совдепии является довольно крепкой базой.

Нет, совершенно ясно, что СССР не реанимировать уже ни в каком виде, но вернуть Россию на те же рельсы с оговорками, продиктованными временем, - возможно. И более того: уже вовсю реализуется на практике. Не надо обладать мышлением аналитика, чтобы понять, что Россия уверенно возвращается к социалистической модели государственного устройства. Достаточно покрутить головой по сторонам, чтобы убедиться, что, по сути, ничего не изменилось. Кроме названий. Примеров можно привести тьму. Ограничусь лишь двумя, которые у всех на слуху.

Во-первых, это не так давно принятый Госдумой закон о запрете анонимайзеров, который, по словам интернет-омбудсмена Дмитрия Мариничева, «технически неисполним». Отсюда логический вопрос: а для чего, в таком случае, он вообще был принят? «Единственное, что можно однозначно утверждать: что направлен закон на устрашение своего собственного гражданского общества, населения страны», - к такому выводу приходит Мариничев. И здесь с ним сложно не согласится, так как применить этот закон на практике возможно только в единичном, выборочном порядке. «В целом это похоже на охоту на ведьм», - процитируем ещё раз Мариничева.

К слову, подобным образом дело обстоит и с пакетом Яровой, суть второй части которого  заключается в том, что операторы связи должны хранить информацию о звонках и переписке абонентов три года, а интернет-провайдеры - год. Исходя из общего контекста, создаётся впечатление, что закон был разработан не для борьбы с терроризмом, а для усиления внутреннего контроля. И, как следствие, превращения страны в полицейское государство. В реализацию проекта такого «светлого будущего», которое было описано еще Замятиным в «Мы». По существу, рая на земле.

Во-вторых, это весьма и весьма странная тенденция, когда всё больше молодых людей хотят получить образование по рабочей профессии или стать специалистами среднего звена. Подчеркнем, тенденция, принимающая, поистине, чудовищные масштабы: так, по данным мониторинга приёмной кампании 2017 года, более 59% выпускников девятых классов с сентября начнут учиться по профессиям или специальностям среднего профессионального образования.

Почему так - вопроса не возникает. Для отставшей -  видимо, на долгие годы - от Запада страны в России заметен переизбыток специалистов с высшим образованием. Отсюда - недостаток вакантных мест. А те, кто умеет что-то делать руками, например, пекари, повара, плотники и так далее - всегда будут востребованы. Говоря по-другому - с куском хлеба. К тому же далеко не все могут дать своему чаду высшее образование исходя из финансовых возможностей семьи.

Понятна и радость высокопоставленных чиновников. «Это совершенно предсказуемая ситуация, я говорил о том, что она сложится, еще десять лет назад. Тогда все гонялись за корочкой о высшем образовании только для того, чтобы получить престижную бумажку. Никто не думал о том, чем дальше ребёнок будет заниматься. В Советском Союзе в первую очередь старались дать детям по окончании школы профессию, а потом думали, какой красоты у них будет диплом. Сегодня потихоньку начинаем возвращаться к нашим лучшим традициям», - заявил по этому поводу глава Всероссийского фонда образования Сергей Комков.

В связи с этим суждением обращу внимание на два момента. Первое: это упоминание о Советском Союзе и возвращение к нему как «к нашим лучшим традициям». И второе: как ни крути, но высшее образование способствует развитию мышления, а чем человек менее развит, тем им легче управлять. Церковь нуждается в пастве, стаде, а не в мыслящих индивидуумах. То же самое относится и к тоталитарным государствам, каковым, по сути, России и является.

Таким образом выстраивается схема новой государственной религии, где вместо бога стоит само государство, а главной добродетелью признан патриотизм как любовь к этому государству, причём любовь абсолютная и безусловная, не требующая ничего взамен, окромя гордости за своё государство. Моделью же социально-политического устройства взят наш некогда «развитой социализм» как идеально подходящая структура для реализации данного проекта. В принципе, можно сказать, что г-н Путин лишь адаптирует советскую доктрину под новое время: купируя «светлое будущее» и концентрируя внимание современников на настоящем. С которым у нас, по официальным источникам, всё в порядке: и кризис преодолён, и промышленность поднимается, и благосостояние растёт не по дням, а по часам, и перспективы в развитии - нешуточные.

При таком раскладе обвинение дьякона Кураева в адрес главы государства в «идолотворении» звучит нелепо. Г-н Путин не творит новых идолов, он создает святыни новой религии — разница очевидна. В вопросе же историческом правда остаётся за дьяконом, но ему лучше многих известно, что когда творится новая религия, истории приходится потесниться. Так что, возвращаясь к президентской реплике, уточним: никакой это не ляп, но вполне логичная, разумная мысль — если посмотреть на неё с нужной, правильной точки зрения.

Алексей МОШКОВ

 

Поделиться: