«Серебро» или золото?
Знакомая, живущая возле Софийской площади с тех времён, когда это была исключительно площадь Победы, говорила как-то: «Все городские праздники проходят у меня в квартире». Как и в квартирах её соседей, естественно. Постепенно все мы начинаем понимать, каково это – жить в эпицентре праздника.
Принуждение к празднику
15 лет назад в Великом Новгороде завёлся Металлургический завод. Дата значимая, «полукруглая», и медеплавильщики решили сделать 18 августа подарок городу (который, напомним, на первых порах встретил идею размещения здесь нового производства протестами). В результате вторую половину субботнего дня жители центра города провели в ощущении того, что попали прямо в цех – из-за грохота и вибрации, которыми сопровождался заказанный металлургами концерт на Софийской площади, весьма продолжительный.
От звуков музыки, а пуще – ударных инструментов, не спасали и стеклопакеты. «Слов в некотором отдалении от площади было, допустим, не разобрать, зато лихие взвизгивания девиц на сцене звучали, будто в соседней комнате», - свидетельствует одна из новгородок, которая, так сказать, побывала на празднике, не выходя из собственного жилища.
Потом грянул салют. Без салютов нынче редкий праздник обходится, даже семейный. Был он едва ли не гуще, чем на День Победы в Городе воинской славы, или на Новый год. Но может быть, так показалось, поскольку на этот раз запускали фейерверк уж очень близко к жилым кварталам. Салюту дружно ответила исправно «сдетонировавшая» сигнализация автомобилей, припаркованных во дворах.
Вроде бы закон и не нарушили: к 23.00 мощные динамики на Софийской смолкли. Но задуматься есть о чём.
За тех, кто в «норах»
Сразу вспомнилась июньская прошлого года публикация «Портала 53» «Маленький пошлый Лас-Вегас», в которой речь шла об обращении жителей набережной Александра Невского к мэру, в областную прокуратуру, областную Думу и Роспотребнадзор: люди жаловались на шум от плавучего ресторана и пристани прогулочных судов. Разгорелась полемика: обитателям набережной некоторые внушали, что жизнь в городе должна кипеть, а они - препятствуют.
Вспомнилось, потому что и сейчас в Интернете обнаружились восторженные отзывы о концерте на площади: дескать, наконец-то в провинциальном городе – движуха, люди не «сидят по норам». Так и написано: «по норам».
Допускаю, что энное, и немалое, число молодых людей смогло насладиться «движухой». Особенно если их собственные «норы» находятся далеко от эпицентра бедствия, в спальном районе. Однако здесь, в центре города, едва ли не большинство населения составляют люди в возрасте. Много – очень пожилых. Да и молодым, у кого есть маленькие дети, хватило беспокойства: ни разу не слышал от медиков, что малышам следует засыпать после тех самых «законных» 23.00.
Музыкальные праздники тем временем грозят стать в Новгороде регулярными. Не исключено, что от августовских джазового концерта и концерта памяти Цоя на Ярославовом дворище вновь досталось жителям набережной Александра Невского. Но там действа закончились раньше «законного предела», да и поражающая способность динамиков поменьше, и от неё пострадать могли всего несколько «нор». Тогда как с Софийской площади на этот раз грохот распространялся далеко по Б. Санкт-Петербургской – даже за пределы Окольного города.
Трудно понять, почему мэрия разрешила столь позднее и шумное развлечение под стенами кремля. Вроде бы мэр – не юный тусовщик… Или ему показалось, что при молодой команде губернских управленцев город следует отдать во власть «молодёжных» развлечений, а горожан сделать их заложниками? И не важно, на сколько децибел потянет музычка.
А впрочем, в последнее время возникло стойкое ощущение, что мэр вообще не контролирует никакие процессы, происходящие в городе: то ли не может, то ли не хочет…
В зоне поражения
В законе о тишине ограничений по децибелам я не нашёл. А они нужны. Особенно нужны – Великому Новгороду.
Кремль был упомянут не зря: рядом – памятники старины. Рядом – Софийский собор, стена Детинца. Рядом – бывшее Дворянское собрание, а ныне Музей изобразительных искусств. Едва ли зданиям, иконам, картинам полезны такие вибрации – а они должны были быть чудовищны, если стёкла тряслись в нескольких кварталах от сцены. Потом работники Государственного музея-заповедника опять будут воевать с детскими санками, из-за которых-де случаются оползни на крепостном валу. А от вибрации земляной вал не пострадает?
И вообще дилемма – «движуха» или покой – очень новгородская. Она связана с осознанием городом своего своеобразия. Академик Щусев, работая над планом послевоенного восстановления разрушенного «отца городов русских», полагал, что он станет городом-музеем. Не состоялось. Но не состоялось - в форме, которую имел в виду академик. По сути же он всё равно воспринимается, благодаря многочисленности и разбросанности его архитектурных памятников, как большой музей под открытым небом. Ну, разве что за вычетом спальных районов, которые, впрочем, тоже можно считать «музеем советского быта». Музеи не сотрясают децибелами: берегут. И если кому-то кажется, что древний город должен буйствовать, как студенческая общага, он попал не в тот город.
Я слышал от туристов, о чьих кошельках Новгород мечтает, похвалы особой ауре «Родины России», под которой одни имеют в виду намоленность сих мест, а другие, чисто по-светски, тишину и уют (по контрасту с мегаполисами). Но не видел ещё человека, который поехал бы сюда ради того, чтобы послушать - на пределе громкости – девичью группу «Серебро», которая стала вишенкой на субботнем металлургическом тортике для города.
Пиво к водке
Репертуар подобных праздников - это не менее важно.
Было понятно, когда на оупен-эйр сюда приглашали В. Гергиева. Было понятно, почему под открытым небом исполняли оперу «Садко» - а где же ещё, как не на родине былинного купца?
Было понятно, когда в стенах кремля пытались проводить джазовые фестивали.
Ни джаз, ни симфоническая музыка не обладают убойной силой. Высокое искусство не нуждается в больших децибелах. Оно не несёт в себе разрушительного начала и в более широком смысле: содержательно и стилистически.
Пусть меня простят, но в августовских субботних потёмках город был принесён в жертву обычной кабацкой музыке.
Ибо «Серебро» - попса, стилистически агрессивная. А это и есть – кабацкая музыка. Ибо в кабаке играют экспрессивней (или сентиментальней), чем оно того стоит, и обязательно – громче, чем нужно. Громкость для кабака – то же самое, что пиво к водке: иначе не проймёт.
Шик-шик!
Здесь, увы, не обойтись без небольшого отступления: надо же знать, что именно обычно поёт девичья поп-группа, позднее и шумное свидание с которой было подарено городу медеплавильщиками.
Ну, примерно вот что: «А-а-у, ты тоже очень хотела, А-а-у попробовать моего, А-а-у ты от него ...уела. Я приземлилась одна на одного. Ты любишь мальчика, А он на мне».
Или же: «Аа-у, девчонки, кто-то сзади Подумал, что мы … (догадайтесь, какая тут рифма, - С.Б.), Но попадает в кровь, (следует междометие, производимое от того же слова, запрещённого Роскомнадзором, - С.Б.), сука-любовь».
А вот и более сложный текст: «На твоих диванах сходим с ума мы. Мы как две Монтаны после нирваны. Мы так летали, что не заметили твою мать. И она сказала, что я просто» (точка; предполагается, что рифма вспыхнет в воображении слушателя сама, - С.Б.). «Наша-наша кроватка делала шик-шик, Я твоё пианино, а ты мой настройщик». Шик! И даже шик-шик!
Более, однако, «звёздочкам», зажженным продюсером Максимом Фадеевым, нравится петь на английском. Англоязычные тексты я не хочу разбирать, ибо в них обнаружил смысла ещё меньше. Они явно рассчитаны на тех, кто способен различать в иноязычии только отдельные слова из школьного словаря. Наиболее осмысленным мне представляется рефрен одного из вокальных упражнений, гласящий: «I gotta sexy ass». Что означает: «Мне нужна сексуальная задница».
Поневоле вспомнишь избитую пословицу: «слово – серебро, молчание – золото». Хотя, простите за каламбур, слово «Серебра» - это даже не медь, а какой-то совсем иной материал…
То, что пелось на Софийской, было пристойнее. Но ничуть не качественней. Какого иного качества ожидать от поющих про «шик-шик»?
Поймите меня правильно. Никто и не ждёт от столь лёгкого жанра языкового и прочего пуризма. Я не брошу камня в знаменитого остроумца Шнура, в чьих песнях достаточно ироничной афористичности, пусть и достигается эффект не без помощи сквернословия (хотя лучше бы и он, буде представится случай, демонстрировал бы своё искусство не под стенами Софии, а где-нибудь на стадионе). Глупо требовать от поп-группы достоинств бардовской поэзии и глубоких смыслов. Даже о качестве вокала забудем. Эта музыка – не для умов, не для души и даже не для ушей, а для нижних конечностей.
Но стоило ли жертвовать покоем города, его жителей и гостей – ради чьей-то, пусть и sexy, но всё же ass?
Кто, когда и как
«Серебро», впрочем, было только заключительной, хотя самой громкой – и самой дорогой - частью долгой, программы. И дело не в том, проводить в городе оупен-эйры или нет. А в том – какие, когда и как. Чтобы и самим было в меру приятно, и туристов не испугать. Ответить на эти вопросы может только концепция развития новгородского туризма. И, в прочной связи с этим, - культурной жизни города вообще.
В прошлом году я говорил об этом на первом - и последнем – сборе местного дискуссионного клуба «Гардарика», вспоминая, кстати, трудную судьбу жителей набережной Александра Невского, - благо и заседание происходило… на борту того самого плавучего ресторана, на который они жаловались. Я говорил, что надо определиться с приоритетами и исходя из этого найти и предложить жителям какие-то варианты их мирного сосуществования с туриндустрией. Потребуются, возможно, и какие-то градоустроительные решения: то ли горожан отселять из самых оживлённых мест, то ли для развлечений выделить некое «гетто»…
Закончилось всё – ничем. Как и сама деятельность клуба, созванного областной Общественной палатой явно лишь для того, чтобы сделать приятное секретарю федеральной, путинской Общественной палаты В. Фадееву. «Гардарика» кончилась, продолжать тему некому.
Существующий же специально для этого на неплохие бюджетные средства туристический офис «Русь Новгородская» измышляет мероприятия для событийного туризма да раздаривает безыскусные логотипы, но не предлагает концепции развития туротрасли и не объясняет, как городу следует уживаться с потоком гостей и потоком событий для них.
А ведь из концепции мы, поди, узнали бы и о том, какое место в нашей жизни – и, главное, на карте города! - следует отвести концертам под открытым небом. И можно было бы обсудить: обязательно ли врубать децибелы во всю Ивановскую (фразеологизм возник от Ивановской площади Москвы, а в нашем случае надо говорить, конечно, - во всю Софийскую), или для таких гулянок стоит подобрать другое место, менее угрожающее горожанам. И определиться, что для ауры города ценнее: громко гремящее «серебро» - или беззвучное «золото», нарушаемое лишь плеском волн да листвы.
Сергей БРУТМАН
P.S.:
А между тем на 1 и 2 сентября Великому Новгороду обещан масштабный музыкальный фестиваль «Звукоморье-2018». Действо грозит быть тоже весьма громким. И хотя начинаются концерты рано, среди бела дня, страница фестиваля «ВКонтакте» даёт понять, что закончится всё в воскресенье в 23.00. Про финальный салют ничего не говорится. Впрочем, нынче гулянья в России, хоть частные, хоть корпоративные, хоть всеобщие, без салюта - опять же как пиво без водки (или наоборот). Так что ничто не исключено. А значит - берегись, мирный житель, не охочий до громкой музыки.
КСТАТИ:
В 2016 году Новгородская областная филармония заложила новую для себя традицию августовских концертов под открытым небом на брусчатке кремля. Уже тогда оупен-эйр Камерного оркестра под управлением Льва Дунаева, исполнившего произведения Шостаковича, Прокофьева, Чайковского и Рахманинова, прошёл с аншлагом – если только это слово уместно, когда речь идёт о мероприятии в безразмерном – не имеющем стен - «зрительном зале».
26 августа нынешнего года музыканты планировали опять сыграть для новгородцев у центрального входа в областную филармонию. Правда, на этот раз организаторов концерта напугал прогноз погоды, и открытие нового концертного сезона предпочли перенести в зал филармонии, где в исполнении Камерного оркестра и Оркестра русских народных инструментов им. В. Г. Бабанова прозвучала популярная классика и хиты мировой эстрады. Но если бы не обещание дождя (который, кстати, так и не пролился), можно не сомневаться, что опять от музыки в стенах кремля ни один горожанин, как говорится, не пострадал бы.