Поедем, красотка, кататься – в Люксембург
РИА Новости распространило рейтинг стран Европы по доступности бензина, составленный специалистами РИА Рейтинг.
Эксперты отметили, что самый дешёвый бензин - в Казахстане, где цена одного литра 95-го составляет 31,3 рубля. В шкале цен Россия находится на втором месте (51,3 рубля за литр). Третье место по дешевизне бензина занимает Белоруссия, где он стоит около 64 российских рублей за литр.
Самый дорогой бензин - в Норвегии: в пересчёте на российскую валюту - 145 рублей за литр. Далее следуют Дания, Финляндия, Греция и Франция, где литр бензин обойдется дороже 135 рублей.
В 25 из 31 страны цены на бензин выросли, подчёркивают эксперты. Наиболее существенное подорожание - в Венгрии (+37,8%), Норвегии (+19,2%) и в Белоруссии (+17,1%). Всего же в девяти странах рост составил более 10%.
Снижение цен отмечается в шести странах. Наиболее значительное - в Нидерландах (-8,9%), Ирландии (-7,4%) и Хорватии (-6,6%).
Согласно исследованию, самое дешёвое дизельное топливо продается в России (58,7 рубля за литр). Низкие цены на солярку аналитики отмечают в Белоруссии и Казахстане (менее 90 рублей).
Самое дорогое дизтопливо - в Швеции (155,4 рубля). В Норвегии и Финляндии литр солярки стоит больше 150 рублей. Вообще же стоимость дизельного топлива увеличилась во всех странах, включённых в рейтинг.
Эксперты напомнили, что доступность бензина для потребителей зависит не только от цены на него, но и от доходов населения. Поэтому составители рейтинга выстроили европейские страны, исходя из объёма бензина, который могут приобрести на свои среднемесячные зарплаты жители.
Возглавил рейтинг… Люксембург. Житель этого государства с населением около 600 тысяч человек может на свою среднюю зарплату приобрести более 2,5 тысяч литров. Цены на топливо в этой стране невысокие, а зарплаты - одни из самых больших в Европе.
Второе место заняла Ирландия, где жители могут позволить себе приобрести почти 2 тысячи литров. В первую пятерку рейтинга также вошли Норвегия, Великобритания и Нидерланды, жители которых могут приобрести более 1800 литров бензина.
Последнее место заняла Венгрия. Граждане этой страны могут приобрести только 455 литров топлива. Также внизу рейтинга находятся Румыния, Латвия, Белоруссия и Словакия. Их граждане могут приобрести не больше 600 литров.
Как отмечают эксперты, в 2022 году цены на бензин и дизельное топливо во многих европейских странах сильно выросли и достигли рекордных значений. Увеличение цен произошло по многим причинам, в том числе из-за санкционных ограничений экспорта российских нефтепродуктов, объясняют аналитики.
Пиковые показатели были зафиксированы в середине года, после чего напряжение на рынках стало постепенно спадать, а цены — снижаться. Тем не менее, в начале 2023 года цены на топливо во многих странах были существенно выше, чем годом ранее.
И вот ведь парадокс: Россия, которая так гордится тем, что является (или являлась) важнейшим источником энергоносителей для континента, расположилась… на 17-м месте, между Испанией и Словенией. Жители РФ на среднемесячную зарплату могут приобрести около 1059 литров 95-го бензина.
Забавно, что, по сравнению с россиянами, люксембуржцам, по большому счёту, и тратить-то большие объёмы топлива, которыми они могут располагать, некуда. Во всяком случае, в границах своего герцогства, площадь которого составляет около 2 500 квадратных километров (то есть равно площади одной только российской столицы). Правда, им доступны все дороги Евросоюза…
По словам аналитиков, спрогнозировать изменение цены на бензин в 2023 году сложно из-за многих факторов неопределённости. Важными факторами являются введение с 5 февраля эмбарго Евросоюза на импорт российских нефтепродуктов и ценовой потолок на эти продукты со стороны стран G7.
«Пока не ясно, как будет действовать ценовой потолок, но не исключено, что это приведет к временному дефициту нефтепродуктов на европейском рынке и очередному всплеску цен», -говорится в пояснительной записке к исследованию.
Не трудно догадаться, что свою роль сыграет и социальная политика государств: то, что они захотят и смогут сделать, чтобы топливо, выступающее в роли крови экономики, не стало труднодоступным.
Поскольку эксперты РИА Новости полагают, что в 2023 году доступность бензина во многом будет определяться динамикой доходов населения, рост которых не гарантирован из-за сохраняющихся макроэкономических проблем, заключают эксперты, приходится опасаться, как бы нефтедобывающая Россия в рейтинге не поднялась, а опустилась ещё ниже. Не можем вспомнить, когда на внутреннем рынке топливо заметно дешевело. И не факт, что падение востребованности российских энергоносителей за рубежом пойдёт на пользу отечественным потребителям. Скорее всего, утраченные прибыли от импорта предложат соотечественникам возмещать из своего кармана. Надеяться на «мобилизационную экономику», на то, что добытчикам сырья и производителям топлива «сверху» велят ради общего блага ужаться в аппетитах, не приходится там, где конечным выгодополучателем соответствующей отрасли является само государство.
Пётр ЧЕРНОВ
Фото: Люксембург - вот он какой.