Оператору срочно нужна операция

Прокуратуре стоит восстановить законность в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами.

Уважаемая редакция! Мы, собственники жилых и нежилых помещений в д. Пятница на ул. Мстинской и Прибрежной, просим вас помочь нам избавиться от странных услуг фирмы «Экосити». 
Во второй половине мая с.г. нам через почту разослали квитанции на оплату сбора бытовых отходов за 2018 г. и второй квартал 2019 г.
По факту: 
никто с нами договоров не заключал и отходов не вывозит; 
из 30 домов люди постоянно проживают только в 5 домах; форма расчёта оплаты необоснованна:  ведь в сельской местности что гниёт – в компостную яму, что горит – в печку, только пластик вывозят.
Понятно, что властями отрабатывается пилотный проект: узнать реакцию населения, как было с капремонтом. За указанной фирмой, видимо, стоит гарант из представительной власти.Сколько можно издеваться, ведь мы все – пенсионеры? 
Юрчина И.Ф., Бородовицын Ю.М., Ванина Е.В. – всего 14 подписей 
Новгородский район

Очередная, на этот раз «мусорная» реформа, как и все государственные нововведения, преследует вообще-то благую цель. Нет ничего хорошего, когда бытовой мусор лежит по пустырям, канавам или, как это в последнее время стало принято у многих дачников, – за остановкой автобуса, отвозящего усталых тружеников единоличных соток домой. Да и самого бытового мусора стало слишком много. Виноват в этом технический прогресс – упаковывается всё и везде, а сама упаковка, летящая в помойное ведро, обычно многократно прочнее и долговечнее того, что сберегала. 

Не стоит, наверное, утомлять читателя многочисленными ссылками на законы и постановления, которыми реформа проводится в жизнь, как и рассказывать в подробностях, как всё в конечном итоге должно быть устроено. Обитателей жилых домов  волнует самое первое звено всей этой «мусорной цепочки» - куда бытовой мусор пристраивать и кому и сколько платить за то, чтобы он регулярно и без задержек удалялся туда, куда положено.

Оставим в стороне жителей многоквартирных домов, владельцев предприятий и тех, у кого мусор образуется в результате ведения бизнеса. Для юридических лиц и частных предпринимателей существуют свои правила. Обитатели квартир в многоэтажках, по большому счёту, никакой «мусорной» реформы не заметили: куда раньше бросали мусор, туда его и продолжают бросать – в мусоропровод или контейнеры на улице. Разве что платёжная квитанция теперь другая, да начисляют за мусор не с квадратного метра, а с человека. А вот собственники жилых домов частного сектора – будь то современные коттеджи или деревянные домики в Великом Новгороде, городах, посёлках и далёких деревнях всей области - разницу ощутили. Правда, собственно с процессом удаления мусора ничего нового не произошло. Не появилось ни  площадок для сбора мусора, ни  весёлых и деловых мусорщиков, регулярно стучащихся в калитку с настойчивой просьбой отдать мусор им, а не выбрасывать на соседний пустырь. Да и вообще, что раньше было, то и осталось. За исключением одного. В почтовых ящиках мирных обитателей индивидуального жилого фонда появились квитанции на оплату услуги по обращению с ТКО (твёрдыми коммунальными отходами). Сей платёжный документ, поступивший в мае жителям Великого Новгорода и прилегающих к нему сёл и деревень, входящих в зону деятельности 4 в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, известил, что счастливый обладатель собственного жилья теперь должен коммерческой организации, обладающей статусом регионального оператора по обращению с отходами, кругленькую сумму. Причём должен давно и безнадёжно – аж с 1 мая прошлого года.

Разумеется, граждане возмутились: как так, никакой услуги никто им не оказывал и не оказывает, а деньги, как говорится, - на бочку. За что? Наиболее активные граждане бросились названивать по указанным в квитанции телефонам и ходить по указанным там же адресам, а некоторые стали стучаться в двери правительства  области и достучались даже до самого губернатора, как, например, жители Борков из Новгородского района.  И с удивлением узнали от представителей «мусорного» оператора, поддержанного почему-то и некоторыми чиновниками  правительства, что должны они не просто так, а потому что между ними и мусорщиками заключён договор на удаление отходов, по которому как раз они теперь и должны деньги. И неважно, что никаких бумаг ни с кем они не подписывали. Договор, он и без подписи договор: так, дескать, предусмотрено законом. А право на получение платежей возникло у «мусорного» оператора с момента, когда он такой статус получил – с 1 мая 2018 г. И там как раз всё строго – бумага есть. Подписана она с одной стороны руководителем коммерческой организации ООО «Экосити», называемого «Региональный оператор», а с другой - аж целым министром строительства и ЖКХ Новгородской области. Так что всё законно.

Так? Да не так. Всё-таки придётся предоставить немного скучной, но необходимой правовой информации.

Договор на обращение с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) в соответствии с федеральным законом «Об отходах производства и потребления» относится к категории публичных договоров. Стало быть, на него распространяются положения Гражданского кодекса РФ, регулирующие такие договоры. В том числе положения о том, что Правительство РФ может издавать специальные правила для заключения и исполнения отдельных видов договоров. По «мусорной» теме такие правила изданы в двух постановлениях Правительства: № 1156 от 12.11.2016 г. «Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами…» и № 354 от 06.05.2011 г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Именно на постановление № 1156 очень любят ссылаться мусорщики. Утверждёнными им правилами предусмотрено, что для заключения договора с потребителем самому региональному оператору  ничего делать особо и не нужно. Достаточно разместить информацию на своём сайте - и потребитель уже считается заключившим с ними договор по форме, также содержащейся в этих правилах.

Так оно и есть, если речь идёт о юридических лицах или индивидуальных предпринимателях. А вот на собственников жилых домов, которым как раз и пришли квитанции, эти правила распространяются лишь в части, не урегулированной жилищным законодательством, о чём в пункте первом нормативного акта и сказано. Так что порядок заключения и исполнения договора на предоставление коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами регулируется разделом XV (1) Правил, утверждённых постановлением № 354. А вот здесь для мусорщиков  всё не так просто, как им хотелось бы.

Всё-таки речь идёт о гражданах, получающих эту коммунальную услугу для личных нужд. То есть здесь действует ещё и законодательство о защите прав потребителей. Потому на регионального оператора, как исполнителя этой коммунальной услуги, возложен целый ряд дополнительных обязанностей, в том числе обязанность предоставления своевременной и достоверной информации об оказываемой услуге. И способы заключения договора с потребителем не предусматривают одного лишь размещения информации на собственном сайте.

Согласно пункту 148 (1) Правил договор может быть заключён только двумя способами: в письменной форме или путём совершения конклюдентных действий. Инициатива в заключении письменного договора должна исходить от потребителя. Он, в соответствии с  п.148 (16) должен подать региональному оператору заявление в двух экземплярах, а тот, в свою очередь, должен выслать потребителю два экземпляра письменного договора. В нём должно быть прописано: кому, какая услуга и за какую цену предоставляется. Должны содержаться условия о правах и обязанностях сторон и - внимание (!) - информация в графическом виде о размещении мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и подъездных путей. То есть, подписав такой договор, потребитель должен абсолютно точно знать, куда конкретно он должен относить свои мешки или вёдра с отходами. (К этому вопросу мы ещё вернёмся).

Опустим иные подробности, ибо с письменной формой и так всё более-менее ясно. Подписали документ, договорились – исполняем. Потребитель услуги носит отходы в отведённое для этого место, ежемесячно платит денежку, а исполнитель отходы регулярно удаляет и за это получает оплату. С заключением договора «конклюдентными действиями» несколько сложнее.

Гражданский кодекс не содержит расшифровки, что же это такое, хотя юристам из теории права это понятие известно давно. Впрочем, пункт 6 Правил довольно ясно объясняет, что же имело в виду Правительство, включая такое понятие во взаимоотношения потребителей с теми, кто удаляет мусор. Процитирую:  «договор … может быть заключён … путём совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия)». Следовательно, положить в почтовый ящик квитанцию на оплату не оказанной услуги мало для того, чтобы считать договор заключённым. Сам потребитель должен совершить действия, свидетельствующие о потреблении или намерении потреблять коммунальные услуги.

Что это означает? Если, например, на улице стоит колонка, и вы из неё набираете для себя воду, вы соответствующие действия совершаете, и за эту воду нужно платить. Если у вас дома есть водопроводный кран или батарея отопления, то за воду или тепло тоже нужно платить, даже если вы не открываете кран или завесили батарею тёплым одеялом, чтобы от неё не шло тепло. Сам факт установки приборов для получения  услуги свидетельствует о намерении потребителя потреблять коммунальную услугу.

Если поблизости от вашего дома организовано место (площадка) накопления твёрдых коммунальных отходов и до вас довели информацию, что эта площадка как раз и предназначена для вашего мусора, и если с этой площадки  исполнитель регулярно удаляет эти отходы, то вы тоже должны платить, даже если свой мусор туда не носите по причине отсутствия такового. Ибо совокупность наличия у вас жилого дома и организованной для вас площадки свидетельствует о намерении потреблять коммунальную услугу. Вот  в этом случае договор и считается заключенным путём совершения «конклюдентных действий». И тогда мусорщики правы, и вы должны оплачивать высланную квитанцию.

А вот если таких площадок нет или вы не знаете об этом по причине недоведения до вас такой информации, если с площадки никто мусор не вывозит и она превратилась в несанкционированную свалку, если мусорщики предлагают вам не предусмотренные законодательством способы накопления мусора типа организации на вашем собственном участке места размещения мусорного контейнера, то никакого договора между вами и мусорщиками нет, поскольку отсутствуют конклюдентные действия. Считайте, что нет воды в кране или тепла в батарее. Или самой батареи (в нашем случае – места сбора отходов) нет.

Никак потребителю не совершить «конклюдентные действия». А на нет - и суда нет. Нет услуги – нет и оплаты. Потому действия мусорщиков, требующих от вас оплаты за неоказанную ими услугу, исчисление сумм задолженностей и тем более угрозы обратиться в суд, являются абсолютно незаконными и должны быть пресечены правоохранительными органами.

А как должно было произойти?

Справедливости ради надо сказать, что региональный оператор отвечает отнюдь не за все части процесса препровождения мусора туда, куда следует. В соответствии со статьями 8, 13.4 федерального закона «Об отходах производства и потребления» и законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления – администрации городского округа, муниципальных районов и городских поселений (сельские администрации этим не занимаются) - обязаны определить схему расположения площадок для ТКО, создать и публиковать на сайте своего уполномоченного органа в открытом доступе в  Интернете реестр таких площадок, а для жителей частного сектора (собственников индивидуальных жилых домов и всех иных лиц, на которых обязанность создания таких площадок специально не возложена законодательством), создать и содержать такие площадки. По этому поводу Правительством Российской Федерации издано специальное постановление №1039 от 31.08. 2018 г., которым утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведения их реестра. Правила вступили в силу 1 января 2019 г.

В соответствии с этим нормативным документом администрация, например, Великого Новгорода, должна была для жителей частного сектора создать на муниципальной территории площадки для сбора ТКО, согласовать их с Роспотребнадзором на предмет соответствия санитарным правилам, определить на основании информации, представленной Региональным оператором, количество размещаемых на площадках контейнеров и занести их в действующий реестр. Реестр должен быть легко доступен любому гражданину на сайте и, помимо прочего, содержать адрес каждой площадки или её географические координаты, сведения о том, сколько там должно стоять контейнеров или бункеров, а самое главное – от каких конкретно жилых домов там должны складироваться отходы. То есть любой собственник частного жилого дома должен иметь возможность в любую минуту достоверно узнать, куда же ему отнести мусор, за удаление которого региональный оператор столь настойчиво требует денег.

Увы, прошло уже пять месяцев с начала действия этого постановления, но не создано ни одной такой площадки. Нет утвержденной схемы их расположения. Как нет и реестра, размещённого на соответствующем сайте.

Зато есть грубое неисполнение требований действующего законодательства. И это, как мы теперь видим, привело к невозможности оказания услуги жителям индивидуальных жилых домов и к предъявлению со стороны регионального оператора требований по оплате услуги, которой не может воспользоваться потребитель.

Аналогичная ситуация сложилась и на территории поселений вблизи Великого Новгорода.

Кстати, об отсутствии работы по вывозу мусора от потребителей, лишённых местными властями площадок для его накопления, свидетельствует и график вывоза мусора, размещённый региональным оператором на своем сайте. По этому графику мусор удаляется только от тех объектов, собственники или полномочные представители которых, вероятно, заключили договор. Это многоквартирные дома, организации и владельцы частных домов, посчитавшие для себя возможным копить мусор у себя дома или в выданных региональным оператором пакетах. Такая форма взаимоотношений с «мусорным» оператором законодательством не запрещена, но для собственников индивидуальных жилых домов не является обязательной. Как говорится, на усмотрение. А вот наличие созданных муниципалитетом мусорных площадок - напротив, как раз строгое требование закона. Которое, как часто бывает в нашей стране, легко компенсировалось необязательностью его выполнения.

Есть ещё одно любопытное обстоятельство, на которое стоило бы обратить внимание. На сайте Министерства строительства и ЖКХ Новгородской области размещён текст подписанного этим министерством с ООО «Экосити» соглашения №4 от 16 марта 2018 года. В соответствии с пунктом 4.1 этого соглашения региональный оператор взял на себя обязательство в течение месяца с момента подписания сего эпохального документа направить всем потребителям по их адресам, включая индивидуальные жилые дома, предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и проект такого договора. Кстати, в соответствии с законодательством в качестве обязательного приложения к такому договору должна присутствовать графическая схема расположения площадки, куда потребитель должен относить отходы. Министерство же взяло на себя обязательство в соответствии с  пунктом 6.1 этого соглашения осуществлять контроль за деятельностью регионального оператора, включая проведение проверок. Региональный оператор, в свою очередь, клятвенно обещал нести ответственность за неисполнение условий соглашения.

Так что собственники индивидуальных жилых домов и мусора в зоне действия 4 должны были ещё до 16 апреля 2018 года обнаружить в своих почтовых ящиках вежливое предложение заключить договор на удаление мусора и ясное указание, куда же этот мусор следует относить. Но почему-то не обнаружили.

Как и областное министерство строительства и ЖКХ не обнаружило столь вопиющее нарушение соглашения со стороны своего партнёра. Не только вопиющее, но как теперь оказалось, и весьма социально опасное. Ведь большинство людей крайне возмущены вовсе не самой необходимостью платить за удаление мусора - загрязнять пустыри, канавы, да и просто собственные огороды бытовым мусором не нравится никому. Возмущает требование оплатить услугу, которая не просто не предоставлена, а которую невозможно получить ввиду отсутствия условий для её получения. Получается, что деньги плати, а мусор девай куда хочешь.

Самый, наверное, простой совет юриста  гражданам – просто не платить за неоказанную услугу. В случае получения судебного приказа о принудительном взыскании – направить в мировой суд в течение 10 дней свои возражения, что автоматически повлечёт отмену взыскания.

Но это не решает главную проблему. Не исполняются требования закона. Продолжают загрязняться территории. Добросовестные собственники не могут реализовать своё право на получение коммунальной услуги.

Думаю, что в ситуацию должны вмешаться органы прокуратуры.

Во-первых, необходимо достоверно проверить, оказывалась ли реально региональным оператором – ООО «Экосити» собственникам услуга, задолженность за которую он требует погасить. Если нет, то незаконные требования об оплате должны быть аннулированы без судебных разбирательств.

Во-вторых, необходима реакция на явное и длительное бездействие органов местного самоуправления, не выполняющих требования закона и правил по созданию и содержанию на своих территориях площадок для сбора мусора для владельцев индивидуальных жилых домов, утверждению схемы таких площадок, созданию и публикации их реестра. Тут, наверное, самое время власть употребить – заставить уполномоченные органы сделать то, что они не сделали без напоминаний.

А главное, необходимо всем участникам  «мусорной» цепочки начать, наконец, добровольно выполнять лежащие на них по закону и соглашениям обязательства: местным властям - создать площадки для сбора мусора; региональному оператору - вежливо предложить своим клиентам-гражданам заключить договор, представив к нему необходимые приложения; областному министерству - проконтролировать соблюдение своим партнёром условий заключённого соглашения и применить предусмотреные санкции; гражданам-потребителям - относить свой мусор на предназначенные для этого площадки и… оплачивать реально оказываемую услугу.  

Константин ДЕМИДОВ

юрист    

Рисунки: Алексей КРИВОКУРЦЕВ («Красная бурда»)

Поделиться: