Хотите, как во Вьетнаме?

Пока дорожная сеть Новгорода не изменится, надежда только на личную ответственность горожан.

Древнпие римляне гордились своей дорожной сетью, состоящей из 80 000 дорог. Вообще-то  некоторые из этих дорог изначально были проложены галлами, но в силу времени деревянные конструкции сгнили. А вот фрагменты каменных построек римлян сохранились до сих пор, а современная дорожная сеть Испании в основном повторяет модель дорог, заложенных жителями великой империи. И так - со многими крупными дорогами.

В России дороги такой долговечностью похвастаться не могут. Однако помимо не лучшего качества асфальта относительно крупные города, к сожалению, имеют куда более глобальную проблему - пробки.

Великий Новгород каждое рабочее утро наполняется гудками автомобилей и всеобщим недовольством: город стоит в большой пробке. На карте можно красным маркером отмечать места, где ежедневно, как по расписанию, автомобили встают в длинную очередь, ожидая своё право на свободу передвижения.

Пробки бываю регулярными и нерегулярными. Второй вариант может образовываться из-за погодных условий, дорожных работ или аварий, а также человеческого фактора.

В Новгороде каждое рабочее утро автомобили стоят в регулярных пробках. И причина тому - инфраструктура (плюс устаревшие правила дорожного движения). Головная боль всех, кто едет на работу и учёбу из Западного района или с улицы Щусева в сторону центра - площадь Строителей. Она была построена в 50-х годах, когда численность населения города не превышала 65 тысяч человек. На данный момент количество жителей Великого Новгорода перевалило за 200 тысяч. Естественно, изначальная организация кольцевого движения по площади не была рассчитана на такой большой трафик.

В 2020-м году реформировали правила дорожного движения, связанные с «кольцами», однако ситуация не улучшилась. Как отмечаюь новгородские водители на интернет-форумах, «Главная дорога - Большая Санкт-Петербургская, и те, кто въезжает на внутреннее кольцо оказываются в невыгодном положении. Часто по внешнему кольцу катаются неопытные водители (в обозначении комментатора - «чайники» - И.К.), которые не дают выехать другим. Из-за этого образуются пробки».

Ещё в 2012 году предпринималась попытка реформации «кольца» на площади Строителей, обоснованная тем, что незадействованным остаётся большой участок дороги, который помог бы снизить нагрузку. Однако прошло больше десяти лет, а участок дороги остался нетронутым. По мнению участников дискуссий на форумах в Интернете, проект реформации этой транспортной зоны был слишком сложным и дорогостоящим для того времени, а сейчас вопрос не так активно поднимается, и о нём забыли.

У новгородских журналистов не раз возникал вопрос к ГИБДД относительно пробок. ИА «Великий Новгород» приводило цитату начальника УГИБДД УМВД России по Новгородской области: «Пробок у нас нет, есть определённые затруднения движения в часы пик». Тон же говорил и о возможности преобразования уличной сети города с расчётом на современный трафик, но всё упирается в финансирование.

Помимо того, в 2020-м в Сети активно обсуждали предложение перенести новгородский автовокзал из центра города, чтобы снизить трафик, но после бесед экс-мэра Сергея Бусурина с представителями РЖД, как сообщало официозное интернет-издание «53 новости», вопрос закрыт и разговоров об этом больше не ведётся.

Что интересно, во Пскове, городе, близком к Новгороду по численности населения, пробки, в основном, нерегулярные. Как отмечают сами жители, часто город стоит из-за дорожных работ или «невнимательности водителей» (то есть в результате ДТП).

Говоря о проблеме «чайников» на дорогах, неизменно разговор придёт к светофорам, «лежачим полицейским» и камерам видеонаблюдения, призванным снизить количество аварий. На улице Ломоносова, рядом с торговым центром «Мармелад», относительно недавно установили целую россыпь светофоров. Несомненно, переходить дорогу стало безопаснее для пешеходов, но вместе с этим город обзавёлся новым популярным местом для пробок.

Светофорам, между прочим, свойственно часто ломаться. Так что наличие светофора, «зебры2 или лежачего полицейского на отрезке дороги совершенно не гарантирует полное избавление панацею от аварий.

Многие люди при переходе через дорогу на зелёный свет полностью полагаются на добропорядочного водителя, который должен следить за дорогой. Автомобилист же полагается на пешехода и его адекватность, думая, что тот догадается не перебегать дорогу и посмотреть по сторонам. Когда каждый участник дорожно-транспортного движения перекладывает ответственность на другого, за дорогой никто особо не следит. Так что никакие технические средства не отменяют личной ответственности.

Европа уже практикует такие принципы, оставляя части дорог, на которых единственное правило - уважать друг друга. В таких местах стоит знак «общее пространство», и там каждый сам регулирует своё движение. Водители внимательно следят за дорогой, а пешеходы сами понимают, когда идти можно, а когда нет. В таких местах нет знаков, бордюров, светофоров, полос и переходов. Движение транспорта и пешеходов ограничивается только собственной осторожностью и внимательностью. Не предполагается, что «общим» станет пространство на автомагистралях и крупных улицах, но для спальных районов города эта концепция, по мнению защитников идеи, вполне подходит.

Есть и аргумент против такой концепции - дорожно-транспортная система во Вьетнаме. Если посмотреть на видео из этой страны, в котором показан обычный день на каком-нибудь перекрёстке, можно очень удивиться. Нескончаемый поток машин и людей передвигается совершенно хаотично, однако... никто не попадает под колёса. По словам русскоязычных путешественников, привычные нам «зебры» и знаки на дорогах во Вьетнаме есть, только мало кто ими пользуется. В особенности это касается владельцев мотобайков. Они останавливаются, чтобы пропустить пешехода, только в крайнем случае. Так выглядит наглядный пример «общего пространства», реализованный целой страной. Но что говорит статистика? Цифры ДТП во Вьетнаме - неутешительные. По данным Национального комитета по безопасности дорожного движения, там в первой половине этого года произошло более 9 000 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибло почти 4 100 человек, и более 7 000 получили ранения.

Нельзя просто взять и заменить одну систему на другую, потому что условия жизни у всех разные, но тем не менее, в любой системе городская среда станет комфортнее, только когда мы сменим эгоизм на партнёрство.

Ирина КИРИЛЛОВА

Фото: Галия НАСУРДИНОВА

Поделиться: