Эсяку славы не приносит
Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» (ЦИКР) в рамках проекта «Национальный рейтинг» опубликовал очередное исследование, посвящённое оценке деятельности глав субъектов России.
Новгородский губернатор Андрей Никитин продолжает терять позиции, переместившись с 34-й строки на 36-ю. Андрей Сергеевич пропустил вперёд главу Сахалина Валерия Лимаренко (с 7.12.2018 – и.о. губернато
ра, с 12.09.2019 – губернатор) и главу Ярославской области Дмитрия Миронова, заступившего на пост, как и наш губернатор, в 2017-м (с сентября).
Тем более забавно читать комментарий политтехнолога Алексея Громского: «Андрею Сергеевичу Никитину удалось произвести хорошее впечатление на Михаила Мишустина и сопровождавшую его достаточно серьёзную команду… Никто из оппонентов губернатора не пришёл пожаловаться… В исследуемый период [январь-февраль] Новгородская область оказалась и в центре внимания международной экономической повестки – довольно представительная делегация предпринимателей и институтов развития Японии [из префектуры Сидзуока] работала в регионе полторы недели». И вывод: «Никитин сохраняет политический вес на федеральном уровне, а его работа продолжает быть достаточно эффективной». Правда, по итогам столь продолжительного визита японских партнёров ничего, кроме взаимовежливых комплиментов, стороны не достигли. А губернатор Никитин сказал вслед гостям: «В будущем надеемся на подписание соглашения».
Кстати, в июле 2019 года первый вице-губернатор Вероника Минина с делегацией в составе высокопоставленных чиновников и бизнесменов Новгородской области налаживала деловые отношения непосредственно на месте, в Сидзуоке. И это был «первый шаг на пути к подписанию соглашения о сотрудничестве между регионом и префектурой Сидзуока». Странно, пресс-служба правительства области ещё 11 октября 2018 года вполне внятно сообщала: «Новгородская область сумела наладить с Японией взаимовыгодное сотрудничество», потому что «19-21 апреля новгородская делегация во главе с губернатором Андреем Никитиным посещала Японию». Тут надо бы разобраться. Может, сделать апгрейд архивов…
СПРАВКА:
Возможно, новгородские чиновники принимали бесконечные поклоны японцев за их готовность к сотрудничеству. А это - просто традиционный знак вежливости. Причём надо различать 15-градусный поклон «эсяку» (используется как высказывание формального почтения в типовых ситуациях («подождите немного, пожалуйста»), 30-градусный «кэйрэй», обычно адресованный человеку статусом выше, и глубокий «сайкэйрэй», который показывает масштаб уважения или сожаления.
Между тем, социолог Александр Жуковский, которому нынче составители рейтинга решились предоставить слово вслед за сладкоязыким Громским, настроен гораздо более скептично. На его взгляд, гораздо более благодушия нового премьера по отношению к новгородскому губернатору было то, что «во внутренней и информационной политике Новгородского региона произошли необъясняемые изменения в названиях отдельных структурных подразделений и в кадрах. На фоне формально и тихо покинувшего регион варяга, «серого кардинала» в статусе 1-го заместителя губернатора (С. Сорокин), управленческие позиции в сфере внутренней политики переместились уже к группе варягов новых… «Пересменка» прошла в режиме внутреннего локального конфликта, не получившего публичного освещения или экспертного обсуждения».
Кроме того, г-н Жуковский счёл важным отметить, что «тенденции «новой» внутриполитической активности в регионе показывают курс на ещё большую замкнутость и оторванность административного ресурса от объекта управления… Проходят латентные переговоры и договорённости с системными оппозиционными партиями по разрыву единого политического пространства региона на отдельные части. Готовится «служебная» социология для внутреннего пользования (данные противоречат альтернативным данным ФСО и др.), «благоприятные» отчёты, в том числе, по национальным проектам. Последние создали конфликтную ситуацию - не совпали с критическими отчётами, подготовленными специалистами полпредства СЗФО (А. Гуцан)».
Опытный социолог заметил также, что «интенсивнее в местных подконтрольных СМИ позиционируется персональная роль губернатора. Заметна тенденция поиска и обозначения внутреннего врага (МСУ, местные кадры, конфликт областного города/области), будущего «виноватого», не позволившего безупречной, неподсудной региональной власти, губернатору выполнить что-то суперважное». И вывод: «Новая постновогодняя региональная внутренняя политика… не слышит и не видит как федеральный центр и президента РФ, так и собственное население».
В том, что касается непосредственно авторов исследования из ЦИКР… Может быть, они предвзяты, и к объективной оценке ближе г-н Громский, чем г-н Жуковский? Автор заглянул в архивы. Ровно два года назад, в январе-феврале 2018 года, губернатор-дебютант Андрей Никитин занимал 23-е место в рейтинге, в середине 2018-го – 19-е, а по итогам того года – 30-е. С осени прошлого года г-н Никитин дрейфует между 33-м и 36-м местами, превратившись из подающего большие надежды чиновника в крепкого середняка.
Зато в опубликованном АПЭК в начале февраля Рейтинге влияния губернаторов Андрей Никитин возглавляет вторую группу «Сильное влияние», находясь на 21-м месте. Но не знаю, стоит ли доверять этому шорт-листу. Например, министр экономического развития РФ Максим Решетников там всё еще значится губернатором Пермского края (45-е место).
Геннадий РЯВКИН
КСТАТИ:
Сенат запоздало атакует АСИ
Один из краеугольных камней карьеры новгородского губернатора – его прежнее руководство Агентством стратегических инициатив и продолжающееся сотрудничество с этой структурой, большинство «инициатив» которой развиваются на территории Новгородской области, как на испытательном полигоне.
АСИ попало в нынешние «авторитеты», поскольку наблюдательный совет агентства возглавляет лично президент России. Это не значит, однако, что в недрах власти все расположены к деятельности «стратегов».
Новый премьер-министр страны Михаил Мишустин встретился с членами верхней палаты российского парламента. В ходе встречи спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко не только дала новичку наставления по части излишнего бюрократизма в кабинете министров, не только напомнила ему о необходимости выровнять уровень развития субъектов Федерации, но и указала на «чёрные дыры», в которых исчезают финансы.
Матвиенко сказала, что расплодившиеся «институты» и «фонды развития» зачастую становятся «прокладками по перекачиванию бюджетных средств» и служат местом трудоустройства «нужных людей», которые «получают больше, чем министры». Цитируя второго по статусу человека во власти, «Московский комсомолец» пишет: «Никаких конкретных примеров глава Совета Федерации не привела, но по идее к институтам развития можно отнести и ВЭБ, и АСИ, и фонд развития промышленности, и всевозможные АНО, а также любимое детище Дмитрия Медведева - фонд «Сколково». В ходе последней командировки Михаил Мишустин мог убедиться, что подобные структуры существуют даже в нищих регионах. (…) Матвиенко предложила правительству разобраться в сложившейся ситуации: провести аудит всевозможных институтов развития и ликвидировать за ненадобностью хотя бы часть из них».
Конечно, гнев непотопляемой всероссийской «тёти Вали» можно списать на ревность старых политических элит к новым, растущим и разрастающимся как на дрожжах исключительно за счёт гипнотически-непонятных речей о своей способности обеспечить «прорыв» России куда-то в будущее. Но ведь и правда, речи эти, обильно приправленные терминологией, ни к каким практическим результатам до сих пор не привели. И неизвестно, способны ли привести вообще.
Понятно, что молодые элиты будут сопротивляться, цепляться за бюджетную кормушку изо всех сил. Но нормальный аудит – не проверка на идеологическую верность, а сверка обещаний и затрат со зримыми результатами – наверняка откроет неприглядную картину. А может быть, и вскроет целый ряд настоящих афер.
Пётр ЧЕРНОВ