36,6 - «температура» опасная

Как обстоят дела с «голубой мечтой» о правильном обслуживании квартирного оборудования под «голубое топливо»? Так себе обстоят...

Взрывы бытового газа в квартирах редко обходятся без серьёзных, а иногда буквально катастрофических последствий. Даже если не ставить целью собрать полную статистику, а ограничиться лишь теми случаями, что попали в СМИ, картина получается устрашающая.

2014 год – 18 случаев: 18 человек погибли, 67 остались живы, но пострадали, несколько десятков жилищ – квартир и жилых домов - были разрушены полностью или частично. Один из этих случаев – в Великом Новгороде в жилом доме на  набережной Александра Невского – двое погибших.

2015 год – 11 случаев: 14 погибших, 48 пострадавших, в одном из случаев разрушен целый подъезд – обрушились перекрытия с девятого по первый этаж.

2016 год – 7 случаев: 14 погибших, десятки пострадавших, снова обрушения целых секций в многоэтажных домах…

И это не статистика, это то, что попало под прицел телекамер по причине масштабности. У МЧС, уверен, совсем другие цифры и куда более удручающие.

Понятно, что с этим надо что-то делать. И государство делает. Усиливает работу, расширяет, углубляет, что там ещё из этого же ряда. Но вот эффективны ли эти меры…

Взрывы газа случались всегда. Законы физики не подчиняются политике. Правда, рискну предположить, что в советское время их было поменьше и превалирующими причинами  были не те, что нынче. Хотя, это может быть и не так, ведь раньше о трагедиях предпочитали молчать, и  информация доходила в основном в виде слухов. Но вот что  точно существовало, так это налаженная система профилактического обслуживания газового хозяйства. Тотальная – как на производстве, так и в быту.

Газ – очень опасная  субстанция. Даже телефонный номер у аварийной службы газа - 04 - идёт сразу после пожарной, полиции и скорой помощи. А вот аварийные службы воды, электричества, тепла, даже лифта «сидят» на обычных, а вовсе не чрезвычайных телефонах.

«Тревожный» номер  нам  от советских времён остался  . А вот система не дожила. Оказалось, что за синие вагончики, периодически появлявшиеся во дворах, нет охотников платить. Все кругом разделились на отдельные части, имеющие собственный интерес. Тех, кто газ поставляет, интересуют прибыли от его реализации; кто газовое хозяйство строит и обслуживает (бывшие межрайгазы) тоже заинтересованы, и тоже в прибыли, но от своей собственной работы; управляющие компании также весьма интересуются деньгами от своей деятельности по управлению жилыми домами- в виде прибыли. А вот безопасность использования газа в быту оказалась неинтересна никому. По крайней мере, с экономической точки зрения.

На самом деле, конечно, самыми заинтересованными лицами должны быть мы сами – ведь это среди обычных обитателей квартир и домов случаются человеческие жертвы и материальные разрушения. Но вот экономической причины, по которой такая заинтересованность должна была бы воплощаться в конкретные действия, увы, нет. Пряника нет, остаётся только кнут, который и решило применить здесь государство.

Ныне действующие правила, регулирующие безопасность бытового использования газа, действуют с мая 2013 года. Принципиально они выстроены правильно. Есть часть оборудования, которая принадлежит газовикам, есть общедомовая часть (общее имущество многоквартирного дома), есть внутриквартирное газовое оборудование. Правильно распределены и роли по несению  расходов и обслуживанию этих частей. Что в подъезде – то общее (управляющая компания заботится), что в квартире – то самого жильца забота, и моральная, и материальная. Всё правильно. С правовой точки зрения. А вот «по жизни» конструкция оказалась не сильно удачной. Собственно, приведённая выше динамика ужасающих случаев бытовых газовых взрывов о том и свидетельствует. Выходит, не дотягивается вездесущая рука газовика до каждой кухонной плиты.  Можно это даже цифрами подкрепить.

ЦИФРА:

На сегодняшний день, несмотря на отчаянные усилия работников газовой службы, даже поддержанные городской администрацией, предоставившей возможности своих мини-мэрий для благородного дела заключения с жителями договоров на обслуживание их внутриквартирного газового оборудования, такими договорами охвачено всего 36,6% жилого фонда.

Это было бы очень хорошо, если бы это была температура человеческого тела. Такие показатели свидетельствовали бы о благополучии. Но холодное железо – не человеческое тело. Почти две трети остающихся без попечения газовиков плит, колонок и котлов – весьма опасная масса. Об этой проблеме, кстати, шла речь и на недавнем заседании городской комиссии по предотвращению чрезвычайных ситуаций. Два совсем недавних случая в Иванове и Рязани вновь привели государственную систему реагирования на это в движение. Усилить, улучшить… Конечно, нужно, наверное, и кампании после таких случаев проводить. Массовые рейды по квартирам, по выявленным неблагополучным адресам. Например, у нас в городе есть один такой дом, где газовая труба закреплена на стене, а стена держится на подпорках. Надо на такие вещи обращать внимание. Как, например, и на бывшие общежития с газовыми плитами на общих кухнях. Общее – оно ведь ничьё, горит газ на плите – ну и пусть горит, а о самой плите кто-нибудь другой позаботится. Но могут ли такие кампании в целом переломить ситуацию? По квартирам комиссия пройдёт, галочки о внеочередном инструктаже поставит. И всё снова успокоится. До следующего ужасающего случая.

Справедливости ради надо сказать, что такая ситуация не устраивает и самих газовиков. Вообще-то нынешние Газпромы-газораспределения, те, что раньше Межрайгазами были, организации технарские. Они больше по железу, чем по бумагам спецы. Им эти договоры с собственниками жилья – что кость в горле. И оформить надо правильно, и растолковать бестолковому населению зачем требуется согласие на обработку каких-то там персональных данных. Слесаря, коим тоже приходится заниматься этими бумагами, сами иной раз толком не знают что к чему. Да и должны ли знать? Оттого есть у газовиков голубая мечта, чтобы в будущем было как в прошлом. Чтобы они занимались своим делом  - ходили по квартирам, обслуживали оборудование, ремонтировали и меняли плиты с колонками, где надо, а бумажными и финансовыми вопросами занимался бы кто-нибудь другой. И вообще, пусть бы, как раньше, жильцов не волновала финансовая сторона вопроса. А то ведь нынче бывает и так: забарахлит газовая плита, позвонит в газовую службу незадачливый гражданин, а ему – за вызов столько-то, за диагностику столько-то, ну ещё ремонт посмотрим во сколько обойдётся. Подышит он тяжело в телефонную трубку и положит её на место. Авось, и с такой плитой проживу. Или соседа вечерком позову - может, на этот раз газовую трубу с водопроводной не спутает...    

Наверное, есть рациональное зерно в таких мечтах. Может, действительно стоило бы немного отойти от строгих правовых принципов деления газового оборудования на «моё» и «наше» при его обслуживании. Ведь отопительные батареи в квартире тоже вроде как не совсем общие, а скорее «мои», коль скоро греют только в одной квартире, но вся отопительная система, тем не менее, считается единой, без разделения на общедомовую и внутриквартирную и обслуживается тоже в целом, без каких-либо изъятий и отдельных договоров на трубы и на батареи.

Но реализовать эти голубые мечты на местном уровне нельзя. Об этом должны заботиться федеральные власти. Пока о предложениях изменить правила и заменить в них гражданина на управляющую организацию на федеральном уровне не слышно. Зато слышно о скором введении для граждан, не заключивших договор, административного штрафа в две тысячи рублей и очередном улучшении, усилении, укреплении…

Впрочем, всё это не означает, что не надо заботиться о собственной безопасности. Действующие правила предусматривают заключение гражданами договоров на обслуживание внутриквартирного газового оборудования и выполнение этого самого обслуживания. Так и надо поступить – заключить договор, допустить слесаря к своей плите и колонке, заплатить и спать спокойно. 

Константин ДЕМИДОВ

 

Читать по теме:

Десяткам новгородцев отключили газ

Не договоришься - отключат газ! 

Договоришься – газ не отключат

 

Поделиться:

Комментарии:
  • Аватар пользователя editor
    editor
    02 декабря 2016, 10:18:00

    Юрий Красавин:
    Обслуживающая газовое оборудование организация не относится ни к коммунальным, ни к жилищным услугам. Почему так?

    Константин Демидов:
    Интересный вопрос. Зависла услуга между небом и землей. "ничья" вроде бы - ни жильцов, ни управляющих организаций. Надо как-то ей к берегу прибиться.

    Юрий Красавин:
    Тут еще и ущемление прав малоимущих, то есть тех, кто получает жилищную субсидию. Если не ЖКУ, то услуга левая, и под субсидию не попадает.

    Константин Демидов:
    согласен. Правда, таких некомпенсируемых услуг постепенно становится всё больше. Например, стационарные телефоны держать невыгодно. Народ массово переходит на сотовые. Но компенсировать сотовую связь государство почему-то не хочет, а упорно пытается компенсировать связь только стационарную (имею в виду льготников). Так что считай еще одной льготой меньше. Уж я про радио помолчу и непонятную коллективную антенну, вместо которой в подавляющем большинстве случаев кабельное телевидение.

Оставить комментарий