Замкнуть кольцо. Вернётся ли главная святыня в первую резиденцию русских князей?

08 января 2016, 13:56 / 0

Город, в котором живешь и которым гордишься, стараешься всегда показать гостям во всей его красоте. Пусть почувствуют здесь многовековую поступь времён, увидят, как органично наши предки, выбрав место для своего поселения, вписались в природное пространство, не нарушив его, а обогатив творениями своих рук – каменными храмами. С этой целью и прогулка на «речном трамвайчике».
Радуюсь ответной восторженности своих друзей, может быть, не больших знатоков истории, но не лишенных чувства прекрасного, с которыми плыву по Волхову до истока Ильменя.

«А это что за зубец?» - вопрос не застает врасплох. У музейного комплекса, задуманного на Рюриковом Городище, - объясняю с подробностями, - большое будущее. «А храм когда-нибудь будет восстановлен?»…

Действительно, украсит ли вновь церковь Благовещения Богородицы Городищенский холм? Моим спутникам я честно ответила, что не знаю. 

А чтобы найти ответ, пришлось углубиться в литературу и расспросить специалистов.       

 

Новгородские пропилеи

 Визитная карточка греческих Афин – верхний город, Акрополь, с грандиозным архитектурным ансамблем парадного входа – Пропилеями. Со своеобразных «пропилей» уже с XII века открывался и древний Новгород всем, кто приплывал на судах со стороны озера Ильмень - купцам, путешественникам, дружинникам. Город был объединен «…в зрительное целое княжескими постройками. В его центре на высоком холме левого берега находился детинец, поднимавшийся в нем огромный Софийский собор брал на себя роль общегородской доминанты. Напротив него, через реку, как бы споря с ним за первенство, стоял Николо-Дворищенский собор, как и София – пятиглавый. Архитектурная роль Торговой стороны усиливалась расположенным рядом княжеским дворцом и находящимися севернее Успенским и Иоанновским храмами. Дальше от берегов по обе стороны находились Федоровские церкви. Ансамбль города дополняли импозантные сооружения выше и ниже по реке. При начале Волхова от Ильменя по обе его стороны возвышались Благовещенский и Георгиевский соборы, образовывавшие как бы парадное обрамление въезда. В глубине перспективу замыкал, отвечая Юрьеву монастырю, монастырь Антониев». Так написал в исcледовании по древнерусскому зодчеству конца X – начала XII века доктор искусствоведения, автор десятков научных работ по истории византийской и древнерусской архитектуры Алексей Комеч.

 

Недолгий княжий век

 Ну, не любили новгородцы князей. Хотя и приглашали их, как и первого, Рюрика, на правление, и власть в Киеве помогали отвоевывать, как князю Владимиру. Период единоначальной княжеской власти на Новгородской земле по сравнению с ее более чем 1150-летней летописной историей, которая начинается в девятом веке, недолог. В 862 году в Новгороде «сел княжить Рюрик», положив начало династии новгородских князей, а в 1136 году жители города, собравшись на вече, «отправили в отставку» князя Всеволода Мстиславовича, он был изгнан из города. Воцарившаяся республика оставила на долю князей работу по договору, отсутствие права владеть землей и решать политические вопросы. Но именно  князьям, правившим в Новгороде в XI – начале XII веков, город и поныне обязан своим обликом, суть которого – кольцо первых каменных храмов, объединяющее в единое зрительное пространство исторический центр, раскинувшийся на левом и правом берегах Волхова, Софийскую и Торговую стороны.

Софийский собор Именно князья были заказчиками всех главных каменных сооружений Новгорода - и Святой Софии, и храмов 1100-1130-х годов.Софийский собор возведен в 1045-1050 годах «повелением князя Ярослава и сына его Владимира и архиепископа Лукы». В следующие пятьдесят лет каменное строительство в Новгороде не ведется. Но затем каменные храмы закладываются буквально друг за другом: 1103 год – церковь Благовещения Богородицы на Городище, 1113 – Николо-Дворищенский собор, 1117 – собор Рождества Богородицы в Антониевом монастыре, 1119 – Георгиевский собор Юрьева монастыря, 1127 год – церковь Иоанна Предтечи на Опоках, 1135 – церковь Успения на Торгу. Первые два храма – под патронажем новгородского князя Мстислава Великого, сына Владимира Мономаха. Остальные возводятся уже при его старшем сыне, Всеволоде Мстиславовиче, принявшем от отца новгородский престол, последнем полноправном новгородском князе.

Удивительно: бояре-олигархи и посадник все более набирают силу, а князь  ускользающие могущество и власть старается утвердить возведением новых впечатляющих храмовых построек. И, будучи хозяином квалифицированной строительной артели, остается законодателем в формировании городской среды. 

Княжеское строительство, исчисляемое иногда всего лишь несколькими годами одной человеческой жизни, продолжалось в Новгороде недолго. Но  какими долгими столетиями ведут отсчет своего существования созданные при князьях храмы.

 

Идентификация

«Из всех видов построек русские больше всего заботятся о церквах. Драгоценные украшения и стоящие многие сотни тысяч позолоченные купола представляют собой образец русской щедрости в этом отношении». Это наблюдение сделал в 1891 году в своем репортаже в финскую газету  Юхо Паасикиви, тогда студент Александровского университета в Хельсинки, изучавший русский язык и литературу, взявший деньги в долг, чтобы совершить поездку в Новгород, а в 1944 году ставший премьер-министром и через два года президентом Финляндии.

Ничего не попишешь, наша русскость, наша самоидентификация – это христианство. Его сохранившаяся история в зодчестве – это православные каменные храмы. Грешно не беречь свое прошлое. В чём еще найдешь осязаемый повод для гордости?

Подновляемые, восстанавливаемые первые каменные храмы Новгорода прожили долгую жизнь в десять столетий. В ходе судебного процесса в Новгороде в декабре 1947 года по делу о злодеяниях немецко-фашистских захватчиков было озвучено, что только в областном центре из 2346 домов было разрушено 2306. Все было в руинах. Не уцелели и многочисленные памятники древнего русского зодчества в самом Новгороде и его окрестностях. В 1956 году, целый месяц летом проведя в Новгороде в составе археологической экспедиции, еще один финн,  ученый-археолог, профессор Хельсинского университета, председатель Общества древности Финляндии Карл Мейнандер делился своими впечатлениями: «В городе и его окрестностях находятся 72 церкви и десяток монастырей. Все монастыри пусты, а из церквей действующим является только построенный в 1113 году Никольский собор. Все остальные лишены своего убранства и стоят со своими белёными известкой стенами как пустая яичная скорлупа. Многие наиболее известные новгородские церкви лежат к востоку от города, и большая их часть сегодня лежит в руинах – разрушенные немецкой артиллерией во время последней войны».

Георгиевский собор Юрьева монастыря
«Белёные известкой» – это храмы уже восстановленные, вернувшиеся из небытия за первые послевоенные годы. Храмы, залечивающие свои смертельные раны благодаря волевому решению государства и, без преувеличения, настоящему профессиональному и человеческому подвигу новгородских реставраторов.

Все, подчеркиваю, абсолютно все княжеские храмы Новгорода подверглись разрушению в годы Великой Отечественной войны. Все княжеские храмы после войны восстановлены. Кроме одного. Церкви Благовещения на Рюриковом Городище.

 

Паломничество к руинам?

Не могу отделаться от желания цитировать иностранцев, побывавших в те или иные времена в Новгороде. Почему? Да потому что свежему взгляду путешественника город открывает свою значимость, свои черты, которые сами жители, приняв как данность, зачастую уже не замечают.

В XVI веке Московия вызывает особый интерес у европейцев. С той или иной миссией в Россию устремляются гости, особенно дипломаты, появляются новые печатные отзывы очевидцев, и в каждом из них сведения о Новгороде. С точки зрения современной журналистики – это настоящий «пиар». Несмотря на практически всегдашнюю предвзятость в оценке, тем не менее, иностранцы не могут удержаться от характеристик Новгорода, выраженных в превосходной степени. «Рынком целой империи» назвал в 1554 году Новгород английский мореплаватель, автор первого английского сочинения о России Ричард Ченслер. «Знаменитейший и богатейший из всех северных городов – Новгород… Он обширностью своею более Рима» - это описание 1523-1524 годов Альберто Кампензе, голландца, служившего при папском дворе, сделанное им со слов отца и брата, которые вели торговлю с Россией. «Здесь было величайшее торжище всей Руссии, так как туда стекалось отовсюду – из Литвы, Швеции, Дании и из самой Германии – огромное число купцов» - писал германский имперский посол Сигизмунд Герберштейн, посещавший Россию с дипломатической миссией в 1517 и 1526 годах. «Новгород… был прежде столицей государства и всегда славился бесчисленным множеством своих строений…» - слова Павла Иовия, епископа итальянского города Комо, 1537 год.

Согласитесь, эти оценки «независимых экспертов» совсем не расходятся с нашими собственными, самыми амбициозными представлениями о прошлом нашего города.

И такой «пиар», приносящий широкую известность городу за его пределами, нам нужен и сейчас. Нам нужны иностранцы и их внимание. Интерес  сугубо практический - увеличить статью доходности от туризма в местном бюджете.

Переведённые на русский процитированные иностранные впечатления опубликованы в монографии новгородского историка Геннадия Коваленко. Книга вышла в рамках издательской деятельности к 1150-летию празднования российской государственности. К юбилею затеяны и работы по обустройству Рюрикова Городища. Российским научно-иследовательским институтом культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачева Российской академии наук разработана и утверждена «Концепция сохранения и использования объекта культурного наследия Рюриково Городище», призванная превратить Городищенский холм в привлекательный для россиян и зарубежных гостей туристский объект. Но программой первоочередных мероприятий по обустройству Рюрикова Городища, включенной в концепцию, предусматривается лишь консервация руин церкви Благовещения.

 

Семижды птица Феникс

Семь раз, по меньшей мере, церковь Благовещения, понеся утраты, возрождалась на Городищенском холме. Древнейший каменный храм, второй после Святой Софии, был выстроен в 1103 году по заказу князя Мстислава Владимировича. Первоначально площадью более 340 квадратных метров, крестовокупольный, трёхапсидный – в киевской традиции. Ряды камня и плинфы в конструкции стен. Фресковые росписи, мозаичные полы из цветной поливной керамики. Безусловный образец для последующих культовых построек в городе. Святыня официальной княжеской резиденции.

Церковь Благовещения Богородицы на ГородищеВ 1342-1343 годах разобранная церковь воссоздана на новом фундаменте, сдвинутом чуть восточнее. Предполагают, что причиной перестройки храма могли стать деформации в результате неустойчивости насыпного грунта под зданием. Храм стал одноапсидным, немного уменьшился в плане. В 1386 году церковь горела при подходе войск Дмитрия Донского. Поход на Новгород Ивана III в 1471 году также был трагичен для Благовещенского храма. При Иване IV, в 1542 году, церковь  ремонтировалась, а во времена шведской оккупации в 1611-1617 годах вновь несла потери. Много повидавший за свои века храм перестроили в 1797 году. Позднее, в 1806-1807 годах к церкви была пристроена трапезная с новым приделом. Спустя семьдесят лет, в 1882 году, трапезная и колокольня перестроены.

Церковь Благовещения всегда была знаковым объектом Рюрикова Городища. Она оставалась действующей до начала 1930-х годов.

В Великую Отечественную войну храм превратился в руины.

Уцелевшая кладка стен не превышала 2-5 метров. На довоенную высоту сохранились лишь апсида и северо-восточный угол. В течение последующих двадцати лет, до начала работ по консервации, которые проводились по разработкам реставратора Леонида Красноречьева в 1964-1972 годах, сохранившиеся конструкции продолжали разрушаться.

Защита руин церкви при консервации и частичная реставрация лишь на время  замедлили дальнейшее разрушение. Спустя десятилетия защитные покрытия рушились вновь, сохранившаяся кладка вновь приходила в аварийное состояние. И это настоящая беда для остатков здания, в 1992 году внесённого в список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

 

Аргументы «pro»...

Какое богатство Новгорода – его юго-восточные окрестности! Уходящая за горизонт гладь Ильменя, Перынь, Юрьев монастырь, а на другом берегу Рюриково Городище, Нередица, Спас на Ковалёве… Исторический ландшафт – благодарение судьбе – пока ещё не испорченный, как многие значимые  места России.

У Юрьева монастыря Красивейшее место, много пространства, много неба, такой «окоём окрестности» - здесь всегда отдохновение для уставшего от любого большого города человека. И если мы хоть когда-нибудь задумываемся о своём предназначении, то миссия нашего поколения – сохранить это богатство.

Рюриково Городище находится на пути, который издавна был значимым, пути из Киева, более того, из Константинополя, с юга в  Ильмень-озеро с выходом в Волхов. Это уже почти Новгород, его преддверие, и опознавательными знаками этого преддверия, конечно же, всегда были Перынь с храмом Рождества Богоматери, Юрьев монастырь с Георгиевским собором на левом берегу и Городище с церковью Благовещения на правом. «Речные ворота Новгорода» – давно утвердившаяся эмоциональная, романтически-поэтическая характеристика.

Увы, уже шестьдесят пять лет входящих в Волхов из Ильменя на правом берегу встречает совершенно недостойный этого места зубец – руина церкви Благовещения 1342-1343 года.

Именно она является  нынешним «знаком Городища». 

Но это место своей долгой историей заслужило, чтобы здесь был другой, достойный его значения опознавательный знак.

Исторический ландшафт, исторический торговый путь – это важные характеристики для Рюрикова Городища. Но, собственно, начинать рассуждения надо с особой значимости этого места для Новгорода. Если смотреть шире, Рюриково Городище – это в историческом смысле «горячая точка России», не только Новгорода. Это место, которое связывается с истоками русской государственности. Связывается с призванием варягов, здесь Рюрик «срубил над Волховом город», который, как полагают исследователи, был предшественником Новгорода, которому Новгород и обязан своим именем. Церковь Благовещения знаменовала Рюриково Городище как княжескую резиденцию на протяжении практически всей истории независимого Новгорода.

Мне легко пересказывать слова моего собеседника. Валентин  Булкин с 1970 года преподаёт на кафедре истории русского искусства исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. С середины 70-х руководит архитектурно-археологической экспедицией университета. Десятки памятников древнерусской архитектуры Киева, Новгорода, Полоцка, Твери, Торжка, Углича исследованы под его руководством. Учёная степень, двести печатных работ, в основном по истории древнерусского зодчества. Десятки специалистов, им подготовленные, работают в научных и образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, Москвы, Твери, Пскова, Новгорода. Его мнением, пожалуй, никто не рискнёт пренебречь.  

А «романтически-поэтическое» отношение к Новгороду у самого Валентина Александровича возникло, наверно, в 1966-1970 годах, во время работы в составе Ленинградской экспедиции, когда под руководством Михаила Константиновича Каргера были раскрыты остатки грандиозного храма 1103 года - церкви Благовещения на Городище. Тогда археологи на своих руках вынесли из тела храма десятки неразорвавшихся артиллерийских снарядов.

Впрочем, романтика и поэтика – это, когда о чувствах. Гораздо важнее позиция. По отношению к делу, принятию решения. Храм на Городище должен быть восстановлен - сомнений у Валентина Александровича нет. И высказывается он резко: «Не может руина, пусть и законсервированная, быть опознавательным знаком этого исторически значимого места. Руина является оскорблением этой местности, потому что это знак фашистского варварства, это напоминание о том, как была осквернена Новгородская земля. Оставить этот зубец - есть сторонники такого решения, и резоны приводятся вполне как будто бы убедительные, но только на первый взгляд, -  значит сохранить часть храма первой половины XIV века в его первозданных, пусть сильно разрушенных формах. Этот резон можно принять к сведению, но не оправдать. Почему? Потому что мы -  русский народ, и не в наших правилах эстетизировать руину. Эстетизировать руину – это судьба народа более или менее благополучного, и только в условиях благополучия жизни общества руина может ласкать глаз, напоминать о быстротечности жизни, об истории, но не здесь… Когда речь идет о здании, которое было, по сути дела, в упор расстреляно фашистами, то кому это памятник - этот зубец? Зданию, которое здесь было, зданию XIV века или фашистскому варварству? Разве эта руина может ласкать нашу память и как-то возвышать дух?».

Достойным опознавательным знаком Рюрикова Городища, считает Валентин Александрович, может быть только храм в целостном  облике, храм 1343 года. Тем более  что и руин вокруг будет достаточно. Это раскрытые фундаменты церкви 1103 года и остатки зданий XVIII-XIX веков, тоже руинированные. И их не нужно восстанавливать, их нужно музеефицировать. Они могут стать достойным экспонатом, антуражем, они будут помогать существованию храма XIV века, который  будет «единственным предстателем за этот ансамбль, за его историко-культурное, архитектурное прошлое, и он будет доминантой правового берега Волхова, он будет держать исторический ландшафт, давно христианизированный, будет держать огромное пространство, которое тоже имеет существенные утраты, ведь в этом низинно-равнинном пространстве было большое число храмов, монастырей, которые разрушены войной».

 

Ещё аргументы «pro»...

Татьяна  Ромашкевич – известный реставратор, полвека посвятившая восстановлению новгородских храмов. Сейчас на её рабочем столе - уникальнейшие фрагменты фресок храма Благовещения Богородицы на Городище XII века, которые были обнаружены во время раскопок под руководством Михаила Каргера, с ними пока еще никто не работал, они очень мало обследованы. Но, судя по всему, это вообще первая монументальная живопись в Новгороде, не считая сохранившейся фрески с изображением Константина и Елены в Софийском соборе. Это самые древние, может быть, росписи, древнее росписей Софийского собора. Уникальный, ценнейший материал, позволяющий находить аналогии с киевскими храмами, близкую связь с Византией.

Никольский собор на Ярославовом дворище«Конечно, историческая значимость Благовещенского храма очень важна, - говорит Ромашкевич. - Это вообще основа новгородского каменного строительства, развития новгородской архитектуры. И с точки зрения монументального искусства, живописного искусства – он тоже лежит в основе».

По мнению Татьяны Анатольевны, законсервировать руины – бесперспективно. «Здесь климат не тот, руины здесь не сохраняются. Местный камень требует штукатурной обмазки, это ракушечник, известняковая порода, он очень гигроскопичен. Он впитывает в себя влагу, когда  стоит в открытом виде, затем морозы - и образующийся лёд просто рвёт камень и все растворы. Я бы не говорила так, если бы на моих глазах не происходили подобные разрушения. Незаштукатуренная, оставленная кладка на Нередице привела к значительным утратам. В Аркажской церкви были оставлены наружные зондажи, камень деструктировался, расслаивался, а раствор просто выветривался, превращался в пыль. Вы говорите, в Италии сохраняют руины. В Италии нет таких перепадов температур, нет таких минусовых температур, не такой влажный воздух, а если и влажный, то нет таких резких скачков температуры, как у нас. Там не промерзают стены, а у нас из-за этого именно физическое идет разрушение. Есть ещё химический фактор – заражение воздуха, его тоже нужно учитывать: углекислый газ, вода, углекислота, это всё разрушает».

Руины во что бы то ни стало нужно укрывать зданием. Никакая консервация не спасет их от дальнейшего разрушения. Татьяна Анатольевна как профессионал знает, что не существует материалов, которые смогли бы обеспечить надежную сохранность остатков здания. Нет способов сколько-нибудь надёжной консервации каменной, кирпичной постройки. «Резус-фактор», что ли, у наших руин особый - ну, не приживаются на их теле защитные материалы.  Как импланты, они не только отпадут со временем, но и могут крайне негативно повлиять на состояние руин, это очень опасно. Надо идти по естественному пути – восстановления здания.        

В этом убежден и Леонид Егорович Красноречьев, разработавший, помимо предложений по временной консервации руин, проект реставрации церкви Благовещения на Городище в двух вариантах – с воссозданием в формах XIV века и в довоенном виде, на XIX век. Примечательно, что в 1980 году Министерством культуры РСФСР был утверждён первый вариант проекта. Который так и не был осуществлён.

 

...и «contra»

Аргументы против воссоздания храма есть. И ими не стоит пренебрегать.

Против могут возражать археологи, которые вносят немалый вклад в прочтение древней истории. Здесь, на Рюриковом Городище, для них настоящая Мекка – столько неисследованной территории, в том числе той, на которой располагаются руинированные остатки  Благовещенской церкви - XII-XIX веков.

Противники новоделов тоже по-своему правы. Стоит ли восстанавливать здание, если оно не повторит абсолютно во всех элементах очертания оригинала? А с церковью Благовещения на Городище дело обстоит именно так: воссоздать храм с детальным повторением первоначального облика представляется возможным только в формах XIX века. На этом настаивает старший преподаватель кафедры истории русского искусства исторического факультета СПбГУ, начальник новгородского отряда архитектурно-археологической экспедиции университета Илья Антипов, считающий, что в виде существующего зубца памятник непонятен, он теряет своё значение как градостроительный ориентир в этой части Волхова и на подходе к городу.

По поводу реставрации церкви в формах XIV века специалисты не приходят к общему мнению. Спорным становится вопрос, касающийся завершения фасадов храма. Доктор исторических наук, археолог и историк архитектуры Михаил Константинович Каргер считал, что у здания должно быть трёхлопастное покрытие. Признанный авторитет новгородской реставрационной науки и практики Григорий Михайлович Штендер выступал за закомарное, с рядами кокошников, завершение фасадов. Архитектор-реставратор Леонид Егорович Красноречьев, чьей интуиции, основанной на глубоких знаниях, доверяют коллеги, в своём проекте предложил архаичное позакомарное покрытие. 

В числе аргументов «против» можно назвать и другие. На сегодняшний день нет рабочего проекта реставрации церкви с привязкой к местности. И, конечно же, одним из существенных является вопрос, где взять средства на воссоздание храма. Но и это ещё не всё. 

 

Европа против?

Так получается, что восстановление руинированных памятников новгородской архитектуры не вписывается в жесткую догму реставрационной практики, сформулированную в «Венецианской хартии», которая регламентирует: реставрация заканчивается там, где начинается гипотеза. Если объективно, это правило – конечно же, убедительный постулат, которым должны руководствоваться профессиональные реставраторы. Но не всегда оно должно быть и не всегда является «истиной в последней инстанции».

Вторая мировая война нанесла огромный урон историческим, архитектурным памятникам многих стран, обезобразив облик городов, по которым прошла. Но совершенно разрушенный Дрезден восстановлен после войны, и многочисленные туристы, любуясь видами города, воспринимая его здания как историческую архитектуру, скорее всего, вовсе не задумываются, новодел это или нет. Наверно, в угоду сохранения руин, остались бы невозрожденными пригороды Санкт-Петербурга, Большой Петергофский дворец, Екатерининский дворец…

«Блистательные мастера новгородской реставрации» - Любовь  Шуляк, Леонид Красноречьев, Григорий Штендер показали не просто примеры восстановления из безнадежного состояния разрушенных зданий, но восстановления с бережным и тактичным добавлением частей, которые совершенно не сохранились. Это церковь Власия 1407 года, своды и глава которой были уничтожены, но храм полностью восстановлен в формах начала XV века. В церкви Петра и Павла на Славне 1367 года не сохранилась верхняя часть здания, но оно восстановлено в первоначальных формах. Воссозданы верхние части часозвони в Новгородском детинце, известные лишь по некоторым графическим материалам. Церкви Спаса Преображения на Ковалёве, Николы на Липне… всех храмов не перечислишь.

Собор Рождества Богородицы в Антониевом монастыреПримечательно, что государство высоко оценило труд новгородских реставраторов. Любовь Митрофановна Шуляк, посвятившая реставрации всю жизнь, удостоена Государственной премии Российской Федерации «За возрождение городского ансамбля Великого Новгорода как результат восстановления и реставрации памятников архитектуры XII-XVII веков города и его окрестностей». Архитекторам-реставраторам Леониду Егоровичу Красноречьеву и Нинели Николаевне Кузьминой Государственная премия Российской Федерации вручена за выдающийся вклад в сохранение мирового культурного наследия, возрождение уникального памятника отечественной архитектуры XIV века – церкви Успения на Волотовом Поле, уничтоженной во время Великой Отечественной войны.  

В ряд этих храмов по степени сохранности вписывается и церковь Благовещения на Городище. Но случай ее восстановления  экстраординарный – в силу значимости памятника, который, ни больше ни меньше, знаменует историю России. И именно в этом случае, поступая дальновидно, предвидя перспективу развития исторического ландшафта, реставрации, увековечения разрушенных войной окрестных монастырей, не стоит держаться позиции, безусловно, навязчиво отстаивающей «правильные» европейские постулаты, которые в подобных, исключительных ситуациях обходят и сами европейцы.

 

«...И облегчил тем душу»

Обсуждая итоги очередного совместного заседания оргкомитета по подготовке к празднованию 1150-летия зарождения российской государственности и Совета по культуре при губернаторе области, где рассматривался вопрос о музеефикации Рюрикова Городища, мои коллеги-журналисты недоумевали: почему никто из именитых, представительных участников этой встречи – учёных, археологов, историков, реставраторов, музейных работников, культурной общественности – не высказал своего мнения по поводу восстановления Благовещенского храма. Не поддержал дискуссию на эту тему, которую предлагал и глава региона Сергей Герасимович Митин, повторяя свой вопрос: что же в итоге будет доминантой Городищенского холма, эмоционально уточняя: «Неужели эти развалины?». «Руины храма», - бережно поправляя, ставили точку в ответе на вопрос докладчики, ссылаясь на принятую «Концепцию сохранения и использования объекта культурного наследия Рюриково Городище».

Для руководителя области этот вопрос был небезосновательным – нужно было чётко знать, на какие цели просить поддержку федеральных властей, в том числе и финансовую, - и имеющим продолжительную историю. Длящуюся, по меньшей мере, с 2009 года, когда на самом высоком федеральном уровне была принята губернская инициатива о праздновании в 2012 году юбилея российской государственности, и в области вплотную занялись благоустройством Рюрикова Городища. За это время судьба церкви Благовещения на Городищенском холме не раз обсуждалась при участии губернатора авторитетными специалистами, в том числе и теми, чьи мнения приведены в материале. И тема воссоздания храма не была второстепенной.

Церковь Спаса на НередицеСторонников реставрации храма много. Такую перспективу не исключает Наталья Григорьева - генеральный директор федерального государственного учреждения культуры «Новгородский государственный объединенный музей-заповедник», являющегося собственником памятника истории и архитектуры церкви Благовещения на Городище.

Нинель Кузьмина, архитектор-реставратор высшей категории, заслуженный работник культуры Российской Федерации, получая в июне 2005 года из рук В.В. Путина Государственную премию, обратилась к главе государства с просьбой о финансировании из федерального бюджета работ по восстановлению церкви Благовещения. И получила обещание помочь в этом вопросе. В разговоре со мной она сказала: «Я сделаю всё возможное, чтобы храм был восстановлен. Нельзя, чтобы с лица земли ушёл предшественник Новгорода».

Собственно, явных противников реставрации храма нет. Как ни посмотри, за его воссоздание высказались и сами авторы «Концепции сохранения и использования объекта культурного наследия Рюриково Городище», рекомендовавшие: «Представляется, что реставрация церкви Благовещения должна пройти два этапа. На первом этапе (2011-2012 гг.) необходимо остановиться на мерах по неотложной консервации памятника. На втором этапе должна быть осуществлена повторная экспертиза проекта реставрации церкви Благовещения на Городище Л.Е. Красноречьева с учетом последних публикаций и результатов археологических исследований и принято решение о возможности полного восстановления памятника».

В числе авторов концепции люди уважаемые, специалисты своего дела - утвердивший документ директор Российского НИИ культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева доктор географических наук Ю.А. Веденин, научные сотрудники института ландшафтовед А.И. Глухов, реставратор О.А. Данилина, кандидат архитектурных наук И.Г. Иванова, доктор географических наук В.Н. Калуцков. Консультантами проекта выступили доктор исторических наук, член-корреспондент РАН, директор Санкт-Петербургского института истории материальной культуры РАН Е.Н. Носов, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Новгородского отделения Санкт-Петербургского института истории РАН С.В. Трояновский.

ДОСЛОВНО:

«Церковь Благовещения – главный объект Рюрикова Городища.

Остатки храма могут демонстрироваться в современном руинированном состоянии при осуществлении надежной консервации. Даже в таком виде они производят величественное впечатление. Подобный подход к сохранению остатков исторических сооружений принят во всем мире. Главным достоинством первого пути является возможность сохранения культурной аутентичности объекта, что особенно важно для памятника, включенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Однако, по мнению ряда специалистов, методика консервации руинированных объектов до сих пор несовершенна и проведения консервационных работ может быть недостаточно для обеспечения физической сохранности памятника.

В случае проведения реставрационных работ появляется возможность сохранения памятника как целостного художественного объекта, что особенно важно в условиях ландшафтного комплекса».

 Из «Концепции сохранения и использования объекта культурного наследия Рюриково Городище».  

Другое дело, что в настоящее время вопрос о реставрации церкви Благовещения как бы снят с повестки дня. Проведены работы по укреплению сохранившихся конструкций, производится консервация  руин. А дальше? Вече, на котором культурное сообщество губернии могло твёрдо высказать свою позицию по этому важному вопросу, пока не получилось.

Не осуждайте моих коллег, сказал мне один из собеседников. Предпосылки у многих одни и те же, вернее, вопросы - кто это будет делать и на какие средства, ведь необходимо провести доисследования храма и прилегающей территории, не только археологические, но и гидрографические, нужно привлекать конструкторов, инженеров, реставраторов, внести коррективы в эскизный проект и создать рабочие чертежи. И специалисты должны придти к консенсусу, как все-таки будет выглядеть храм. 

Есть мнение, что, если памятник является федеральной собственностью, решающее слово должно сказать министерство культуры, как это было сделано более 30 лет назад, когда был утвержден проект воссоздания храма XIV века, к сожалению, так и оставшийся на ватмане.

Мы говорим о преемственности традиций в сохранении культурного наследия. Пусть это непосредственно коснется и церкви Благовещения на Городище, которая ждет своей участи. И пусть у принимающих решение будет повод произнести: «Dixi et animam levavi». «Я сказал и облегчил тем душу», - так это звучит в переводе с латинского.

Хочу приехать однажды с друзьями на Рюриково Городище к восстановленному храму. Хочу войти внутрь и увидеть через массивный стеклянный пол сохранившиеся фундаменты храма-первенца 1103 года рождения, которым продолжил грандиозное храмовое строительство в Новгороде князь Мстислав Великий, сын Владимира Мономаха. В  стенах храма XIV века, теперь уже надежно укрепленных и защищенных, прикрытых венчающей кладкой, уносящихся под купол, может быть, помолиться, как некогда это делали здесь Александр Невский, Дмитрий Донской и еще многие и многие простые и именитые наши предшественники. И меня не разочарует вид завершения храма – волнистый позакомарный или трехлопастный – потому что сделают его люди, знающие тонкости древнерусского, новгородского зодчества.

Я надеюсь увидеть возрожденным храм, который вновь замкнёт кольцо княжеских культовых сооружений древнейшего поселения Руси. Храм, в котором сомкнется, 1150-летняя великая история нашего великого государства.

Наталья МЕЛКОВА

Фото автора.

Поделиться: