Всё начинается с любви

Об этом рассказывают Георгий Победоносец, Понтий Пилат, евангелисты, рыба-кит, павлин и прочие персонажи выставки миниатюр «И свет во тьме светит…»

Если вы в Вербное воскресенье не смогли побывать в выставочном зале Никольского собора на Ярославовом дворище, где открылась передвижная выставка «И свет во тьме светит…», советую – обязательно туда сходите. Впечатления получите необыкновенные. Из Петербурга мастерская христианской оловянной миниатюры «Адама» и Школа мозаики «Сад Гранат» привезли в Великий Новгород свои коллекции. Это замечательные по исполнению миниатюры и мозаики.

Побывав в Санкт-Петербурге и встретившись с мастерами из «Адамы» и «Сада Гранат», я уже рассказывала о том, с каким трудом и тщанием изготавливаются крохотные скульптурки и цветные мозаичные полотна из камня. И о том, что из произведений приедет на выставку в Новгород в пасхальную неделю, это более сотни экспонатов, поэтому повторяться не буду.

Скажу лишь о том, что Сергей Земсков, руководитель мастерской миниатюры «Адама», выполнил своё обещание и сам провёл экскурсию для тех, кто пришёл на открытие выставки. Судя по реакции посетителей, по тому, что после более чем часовой экскурсии рассказчика ещё долго не отпускали, задавая вопросы, выставка, действительно, вызывает большой интерес. Приятно любоваться ювелирно выполненной работой и осмысливать суть библейских сюжетов, которые, в общем-то, рассказывают о жизни и сущности человека.  

Для представления о выставке – несколько фрагментов из рассказа Сергея Земскова и фоторепортаж. 

- Про Георгия, хотите, расскажу? Видите, там девочка сидит. Если кто-то читал Житие Георгия Победоносца, это история о том, как у одного князя была задача: каждый год одну красивую девочку отдавать Злу. В жизни часто так и происходит. И вот, когда красавиц уже не стало, осталась одна его дочка. Князь-то думал, что он - как Пилат, властитель мира. А оказалось – ты никто. Ты никакой степенью свободы не обладаешь, ты даже дочь свою не можешь защитить. И князь отдаёт свою дочку Злу. На кого ей надеяться, если папа, последний родной человек не защитил её? Только на Господа. И, видите, миниатюра называется «Сила веры». Это история про девочку, которая имеет такую веру, что Господь говорит одному из своих бойцов: «Георгий, сходи, выручи». И он идёт к этой девочке. И это даже не борьба. Вы видите, Георгий, не напрягаясь, еле-еле держит копьё. Это не кровожадная история. Это людская история. Про то, что зло, встречаясь с любовью, теряет силу. Агрессия перестаёт питать человека, перестаёт владеть им. Представляете, какая сила у любви. Зло становится бессильным, видите – девочка за поводок его держит.

- Это коллекция подсвечников. Мы их делали семь лет. Семь штук. На семь дней недели. Но каждый день недели осмыслен через Библию. Например, логически, понедельник – Начало. Поэтому сотворение мира и сотворение человека – это начало коллекции. Это подсвечник «Сотворение мира». В центре творения – человек.

- Вот вам вторник. Историю про Хама помните? Это было уже после Потопа. Ной с сыновьями растили виноград. Винограда было много, его нужно было как-то хранить, они стали делать вино. И вот однажды Ной выпил, лёг спать. А там жарко. И вот он спит в шатре, обнажённый. И заходит сын, и видит спящего папу. Он вышел и пошутил двум братьям: ребята, батя-то наш бухой, спит в шатре голый. Двое братьев взяли покрывало и вот так, спиной, спиной, зашли в шатёр и покрыли наготу отца. Когда Ной проснулся и узнал об этой истории, он сына, который неудачно пошутил, выгнал. Сына звали Хам. Землю эту, кстати, Ной проклял. И на этой земле никогда не было и не будет мира. Эта земля поражена. Но с тех пор существует такая заповедь: чти отца и мать своих. Чтобы тебе было хорошо. С тех пор, до завета с Моисеем, почтение к родителям начинается с того, что никто, никогда, нигде, никому не имеет права говорить о грехах своих родителей. Это хамство. Это дорога в никуда. Почтение к родителям начинается с того, что ты берёшь покрывало и покрываешь наготу отца. С этого начинается человек. Человек отличается от животного тем, что он чтит родителей. Если человек не чтит родителей, он от животного не отличается. Животные не чтят родителей.

- Дальше здесь колодец Воды живой. Это история про сердце. История про середину, сердцевину жизни, источник нашей жизни. Это вода живая, дух жизни, дух любви, дух радости, дух вдохновения. И это связано с любовью Христа к человеку. Эти два павлина – это две царские птицы. Они, соприкасаясь с водой живой, из куриц превращаются в прекрасных птиц. Среду было сделать вообще трудно, не понятно, за что зацепиться. И мы нашли решение. Между Пасхой и Пятидесятницей, посредине, служится водосвятный молебен о том, что дух жизни изливается во все стороны, без всяких условий, на каждого человека. Каждый человек имеет возможность к нему приобщиться. И тут снова символы Евхаристии. Потому что хребёт жизни христианской – это благодарение. Вы сами знаете, как неприятно общаться с людьми неблагодарными. Посмотрите, какая замечательная мозаика Среды – эти два павлина.

- Пятница. Иона во чреве китовом. Это Иона, непутёвый человек. Однажды ему Господь говорит: «Иона, есть один город, название у него Ниневия. У людей там просто голову снесло, они вообще не понимают, как правильно жить. Я тебя прошу, сходи, пожалуйста, туда, скажи людям, что они живут неправильно, и если они покаются – я их помилую». Что происходит? Иона, благочестивый иудей, десятину даёт, соблюдает Субботу - кушает, читает священную Тору. И вдруг слышит предложение Господа сходить к этим выродкам. «Не хочу. Как же так – мы первыми стояли, а те, кто сзади, те уже едят. Я хочу справедливости». А справедливость не предполагает истории с любовью.

Справедливость – это область суда, там должен быть адвокат, прокурор, свидетели, целая канитель людей, они трут-трут-трут, и если приговор справедливый, то все радуются. А есть комиссия по помилованию. И в Священном писании написано: милость выше суда. Есть вещи и повыше суда, и повыше справедливости. И Бог несправедлив, и не надо спрашивать, за что это и почему так. Нет никакой справедливости. Как отцы говорят: если бы Бог был справедлив, нас с вами не было бы.

- И вот Иона начинает бегать от Господа. Смешной человек – он знает, что не убежать. Он садится на какой-то корабль и просит перевезти через море. Прячется в трюме, укладывается спать. Корабль пытается отплыть от берега, и матросы, морские волки, ничего не могут понять. Потому что везде хорошая погода, а вокруг корабля какая-то непонятная буря, и он сейчас разобьётся. Матросы  начинают молиться своим богам. И ничего не происходит. Они зовут Иону. Он говорит: «Это из-за меня». Они возмущаются: «Ты что творишь?». И он, чтобы буря закончилась, предлагает сбросить его в воду. Они так и поступают. Буря утихает, корабль уплывает. Но Иону проглатывает чудо-юдо рыба-кит. Он попадает в желудок кита. Никому не советую попасть в любой желудок. Сидит он в этой мерзоте и не соглашается ни на какое милосердие Божие. Он не хочет идти ни в какую Ниневию. Но через три дня сдаётся: ладно, Господи, пойду. И кит его изблевал. И эта история про пророчество Ионы воспоминается Иисусом в Евангелии о том, что вам не будет никакого знамения о воскресении, кроме знамения Ионы пророка. О том, что он был в аду – в чреве кита. А поскольку распятие было в Пятницу, то Иона в чреве кита стал лампадой пятничной…

Работа выставки продлится до 29 мая.

Наталья МЕЛКОВА

Фото автора
На заглавном фото: Иона в чреве китовом

Смотреть фоторепортаж

Поделиться: